| Автор, место и время | Цели и задачи воспитания | Управленческие идеи | Педагогические идеи |
| В.И. Обреимов, Екатеринбургская мужская гимназия, 1871 г. | Привлечь учеников к научным занятиям, развить их потребность к знанию, обратить их внимание на собственные поступки, поселить в них твердость воли, любовь к правде. | Первые классные ученические собрания, содержанием которых было расширение кругозора, обсуждение вопросов о взаимоотношениях учащихся и учителей, оказание помощи в учебе и материальной поддержки нуждающихся. | Опыт классного самоуправления показал его высокую эффективность: не смотря на враждебное отношение, со времени основания гимназии ”ни один класс не достигал еще такого уровня успешности и поведения” (из докладной записки Обреимова министру просвещения). |
| Я. Карась, Овражское сельское двухклассное училище, 1885 г. | …”развитие чувства законности и сознания своих прав и обязанностей по отношению к ближнему, развитие инициативы, чувства общественности и стремления к знанию”. | Создание ученической организации на базе класса “школьное товарищество”, в которое входили не все ученики. Выборный представитель класса назывался “очередным”, эта должность занималась по очереди всеми учениками класса сроком на одну неделю. Товарищеский самосуд. | Поддержание авторитета детской организации за счет принятия решения по проступкам на заседаниях товарищества. Обсуждение событий, правил взаимодействия на собрании класса как средство нравственного воспитания. |
| Кадетские корпуса с 1885 г. | Развитие инициативы и самостоятельности, подготовка к выполнению воспитательной функции в армии. | Введение старост в отделения, дежурных по роте, по младшей роте, “старших” в 1ые и 2ые классы из числа лучших кадетов и т.д. | “Старшие” получили опыт воспитательной работы: жили с младшими, помогали им, играли, следили за поведением. |
| Е.С.Левицкая, Царское село, 1900 г. | Подготовка учащихся к жизни, где они делаются хозяевами и распорядителями большого дома, дела, “службы” умение самостоятельно действовать, быть инициативными людьми, научиться отдавать приказания. | Полное самообслуживание на основе постоянных поручений: заведование учебными пособиями, карманными деньгами, получением и отправкой писем и т.д., и т.п. | Работа всех органов самоуправления должна происходить исключительно самостоятельно, учителя даже не обязаны присутствовать на собрании. |
| Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Новочеркасск и другие города 1905-1907 гг., 1-ая русская революция, затем 1914-1917 гг. 1-ая мировая война | Реализация и развитие общественно-политической активности. | Введение самоуправления самими учащимися. Возникновение общешкольных собраний (сходок), совета старост, совета депутатов, местных комитетов, товарищеского суда. Расширение обязанностей и прав старост, личность которых объявлялась неприкосновенной, что гарантировалось круговой порукой. Отчеты о работе ответственных лиц по истечению сроков полномочий. | Связь школьного самоуправления с политикой, с положением своей страны. |
| К. Спасская | Введение в классах должностей: староста, секретарь, кассир, экономист, садовник, председатель собраний, хозяин и т.д. | Рекомендует простую форму устройства школьных судов, не повторяющих работу уголовного суда и не носящих формализованный характер. | |
| Прогрессивные “вольные” школы | Воспитание свободной, просвещенной, самодеятельной личности. | Замена несколько искусственных товарищеских судов на выработку общественного мнения по поводу проступка на общем собрании. | У педагога был лишь один голос на общем собрании и право убеждения на классных собраниях. |
| Коммерческие училища Санкт-Петербурга Выборгское, Лесное | Подготовка к жизни, воспитание деятеля. | Появление коллегиальных органов управления в виде комиссий по организации различных событий (вечеринок, прогулок, спортивных соревновании и т.д.) Создание школьного Совета, состоящего из педагогического совета, врача, представителей родительской и ученической организаций Предоставление учащимся права избирать своих представителей для обсуждения с преподавателями различных учебных вопросов; учащимся 5-8 классов – созывать по классные и обще ученические собрания. Возникает научное общество учащихся со своей администрацией и общими собраниями. Создается школьный кооператив, общество взаимопомощи окончившим училище. | Из доклада преподавателя О.В. Яфа-Синакевич “Самоуправление учащихся является могучим орудием воспитания… если взрослые не предвосхищают неумело инициативу детей”. Расширение сферы ученического самоуправления. Обсуждался вопрос об участии представителей 7-8 классов в воспитательном совещании. |
| Гимназия Майя | Воспитание образованного человека и гражданина. | Общее собрание объединяло все классы, начиная с приготовительного. Непродолжительный срок полномочий органов самоуправления, должностных лиц – от двух недель до одной четверти с последующим отчетом. Работа библиотечной комиссии, правлений кружков, различных обществ, редакционных коллегий газет, литературных сборников, журналов и т.д. | Требование полного равенства между взрослыми и детьми (что в дальнейшем мешало предъявлять должную требовательность к детям и было сведено на нет). |
| С.Т. Шацкий 1878-1934 гг. | Упражнения в самостоятельности, активности, самодеятельности | Высший орган управления – сходка. Маленькие группы – артели во главе с заведующим. Заведующий готовил себе заместителя, потом уступал ему место. Работа комиссий и должностных лиц. Обязанности не дают прав. | Самоуправление должно быть вызвано потребностями жизни, необходимостью для детей организовать- свой коллективный труд. Педагоги-товарищи детей, полное равенство между взрослыми и детьми. На общих собраниях могут критиковать сотрудников. Подчинение взрослых всем правилам, которые вырабатывают дети: “Мы можем агитировать, спорить, но показывать полную готовность подчиняться общему решению” |
| Н.К. Крупская (1869 – 1939 гг.) | Воспитание коллективиста – общественника, стремящегося работать на общую пользу. | Связь детского самоуправления с общественной работой и трудом, с улучшением окружающей жизни. Руководящая роль комсомольцев в пионерской организации, где вожатый – советчик и помощник, а не распорядитель. Система самоуправления в самодеятельной пионерской организации. | Самоуправление на основе сознательности детей, как нечто необходимое. Поставила проблему видимости самостоятельности и реальной самостоятельности. Критика форм детского самоуправления, копирующих самоуправление взрослых, “все зиждется на выборах, где массы избирателей только голосуют, а участия в государственной работе не принимают” Формы самоуправления должны соответствовать организаторским функциям. Эффективность самоуправления в системе воспитательных средств. |
| Единая трудовая школа | Воспитание человека советского типа | …”самоуправление на началах полного равенства, хоровое начало повсюду, где оно возможно”… Комиссионная система построения органов самоуправления, ее постепенное преобразование в секционно-звеньевую. Бригадно-маршрутная организация самоуправления. | Возможность использования форм самоуправления во всех разделах школьной жизни. Недооценка педагогического руководства развитием самоуправления. |
| Школы-коммуны 20-х годов (Н.Н. Иорданский, В. Лукашевич, М.М. Пистрак, С.М. Ривес, В.Н. Шульгин, Н.М. Шульман) | “Личное и социальное раскрепощение человека”[ стр.111] | Введение ”художественной символики” (знамя, эмблема, лозунги, девизы, торжества, гимны, песни, праздники), которая должна вырасти в коллективе “самородом”. Принцип добровольности – самую черную и тяжелую работу выполняют добровольцы. Организационные формы: “армия”, “легион”, “патруль”, “бригада”, “инициативная группа” и т.д. Ученические организации росли “с низов, а не с верхов, от дела, от производства, от материального быта, а не по прописному, трафаретному” [ стр.12]. Обсуждение на общих собраниях и “дурных товарищеских отношений”, и плохого настроения, и пропаж и т.д. Причем выясняются прежде условия их породившие и ищутся способы их устранения. Отсутствие запретных тем, привилегированных лиц, честная и последовательная гласность, искренняя забота об общем деле. | Исследование возможных ошибок, болезней самоуправления: - разложение признанных активистов (рост самооценки, превосходства), - чрезмерное увлечение органа самоуправления одним каким-либо видом деятельности в ущерб другой работе; - перекладывание работы, покрикивание (как правило при сильном составе) - выполнение всей работы своим составом, без организации других (слабый состав). Необходимо учитывать, насколько подготовлена почва для самоуправления. Как форма государства должна соответствовать степени “культурного уровня населения”. Демократизация это и способ организации воспитательного процесса, и следствие воспитания, образования и культуры. |
| А.С. Макаренко | Воспитание для общего счастья и борьбы. | Изменение способа привлечения учащихся к организаторской деятельности с развитием коллектива: от прямого назначения педагогами ответственных – к выборности на демократических началах – к простой очередности. Временные сводные отряды. Система чередования заданий отрядам. Совет командиров. Соревнование между первичными коллективами. Привлечение всех членов коллектива к планированию и контролю дел, принятию жизненно-важных для учреждения решений. Ступени нравственного роста воспитанников (воспитанник, колонист-горьковец, комсомолец). Решение конкретной творческой задачи доводится до совершенства и закрепляется в традицию. Полное доверие воспитанникам, выполняющим должностные обязанности. Конституция страны ФЭД. | Первичный коллектив как основа самоорганизации и самоуправления, инструмент прикосновения к отдельной личности. Учет эмоционально-личностных отношений. Педагогика параллельного действия. Коллектив как средство воспитания личности. Анализ включенности воспитанников в жизнедеятельность коллектива при помощи категорий: действующий актив, резерв актива, здоровый пассив, загнивающий актив, шпана, болото. Единство уважения и требовательности. |
| И.П. Иванов | Заботливое отношение к Родине, обществу, труду, людям, себе, как товарищу других людей | Участие каждого в планировании, подготовке и обсуждении дел, праздников и жизни коллектива в целом. Совет Дела, творческая и инициативная группы. Старшие друзья микроколлективов. Сбор-старт, сбор-планирование, сбор-откровенный разговор, сбор-молния, сбор-огонек, разведка дел и друзей. Творческая линейка, творческие рапорта, чередование традиционных творческих поручений микро коллективов. Смотр дружбы. Работа содружеств. Анкеты желаний, оценки роста. Организаторская деятельность как организаторская забота. | Разработка теории и методики коллективной организаторской деятельности. Товарищеские воспитательные отношения, позиция педагога как старшего товарища в общей творческой гражданской работе. |






