Автор, место и время | Цели и задачи воспитания | Управленческие идеи | Педагогические идеи | |
Древняя Спарта, Ликург, (по свидетельству Плутарха) | Воспитание выносливого, мужественного, дисциплинированного воина, формирование у детей привычки “повиноваться”, “играть и трудиться друг подле друга”* | Организация жизни детей с 7 лет по илам (группам) и по отрядам, во главе которых Ликург ставил того, “кто превосходил других сообразительностью и был храбрее всех в драках”*. Дети старше 12 лет во главе отряда сами ставили одного из старших подростков - наиболее рассудительного и храброго. | Руководство отрядом не взрослым, а наиболее достойным из ребят, который становиться примером для подражания, создает условия для воспитания жизнью. Установление иерархии детских отношений в соответствии с заслугами детей становится стимулом для их развития и стремления к идеалу. | |
Валентин Тротцендорф (1490 – 1556 гг.) г. Гольдберн Силезия. | Уважение к законам и должностным лицам, дисциплинированность. | Учреждение школьной республики по образцу Римской. Выборы учащимися на общих собраниях “должностных” лиц во главе с консулом по разделам школьной жизни: наблюдение за порядком, контроль посещения уроков, помощь отстающим и т. д. Деление классов на отделения | Возложение на детей ответственности за организацию определенных разделов школьной жизни; Педагог остается бессменным диктатором. Самоуправление как способ облегчить работу учителя. | |
Школы иезуитов, со второй половины XVI века. | Верность ордену и римскому папе, подчинение религиозным авторитетам, беспрекословная дисциплина. | Создание иерархической структуры детского самоуправления, Введение почетных должностей, Назначение всех должностных лиц. | Широкое использование соперничества, межклассного и внутриклассного соревнования; Назначение детей на должности как награда за послушание и хорошее поведение, за победу в соревновании; Стремление завоевать доверие школьных вожаков и поставить их начальством над другими ребятами. | |
Ян Амос Каменский, Чехия (1592 – 1670 г.г.) | Беспрепятственное развитие всех сил и божественных дарований человека, которые он сможет использовать для усовершенствования окружающей жизни. | Разделение класса на десятки во главе с лучшим учеником. Разработка обязанностей декурионов (десятских), объединяющих слежение и помощь каждому из своих сотоварищей. | Необходимость привлечения учащихся к организации работы школы. Стимулирование прилежания десятского награждением, получением титула “иподидаскала” (помощника учителя), наказание нерадивого десятского до отрешения его от должности. | |
Мартин Планта Фон Эюз, Швейцария (1727 – 1772) Семинария около Хура. | Развитие личных и общественных добродетелей, приучение ребят к публичным выступлениям, наглядное знакомство с устройством государства. | Игра в Римскую республику. Определение правил поведения на общих собраниях, выборы должностных лиц: консула, претора, цензора, эдилов, трибунов, квестора, скриба, канцеляриста, сенаторов. Проведение суда под председательством консула, налагавшего наказание на провинившихся учащихся. | Игра в самоуправление как наглядное знакомство учащихся с гражданскими учреждениями римского народа. | |
Х.Г. Зальцман (1744 – 1811 г.г.) Шнепфенталь, Германия | Воспитание добропорядочных граждан. | Введение сената и суда из учащихся. Выработка школьных правил на общих собраниях всеми учащимися. | Совместное разумное обсуждение проблем педагогами и учащимися. | |
Шарль Фурье (1772 – 1837 г.г.) | Гармоничное воспитание деятеля, способного к совместному труду. | Добровольное разделение ребят на небольшие “детские стайки”, несущие различного рода работу не только в школе, но и вне школы согласно своим наклонностям и своему выбору: сельскохозяйственные работы, украшение для праздников залов, работа на кухне и в мастерских и т.д. Расширение содержания деятельности органов самоуправления. | Детские самоуправляющиеся организации должны создаваться не на основе игры, а на основе труда и должны быть жизненно необходимыми. | |
Ф.Э. Фелленберг (1771 – 1844 г.г.) Хофвиль, Швейцария | Способность к рациональной и справедливой организации труда, поддержание трудовой дисциплины. | Дети крестьянской бедноты, учащиеся в “промышленной школе” по своей инициативе взяли в свои руки управление трудовыми делами: распределение работ, осуществление товарищеского контроля, суда и т.д. | Поддержка, сохранение и использование педагогами стихийно возникшего в жизни явления самоуправления. | |
Паблик скулз, Англия, начало XIX века | Поддержание дисциплины и порядка. | Привлечение лучших учащихся старших классов к поддержанию установленного взрослыми порядка в должности мониторов, к надзору за младшими. Предоставление мониторам права требовать повиновения от остальных воспитанников, наказать ученика низшей и средней школы ударами палкой по спине. | Поддержание престижа должности, предоставление ряда привилегий по сравнению с остальными учениками, главными из которых были рабочая комната, услуги младших учеников – фагов (чистка платья, уборка, прислуживание за столом и т.д.). | |
Сесиль Редди, 1889 г. Абботсхольмская школа, Англия Д. Бедли, 1883 г. Бидельсьская школа | Воспитание детей, достойных встать в ряды “правящего класса” не по наследственной принадлежности к нему, а по своим внутренним качествам. Выработка воли, преодоление апатии в делах, умение руководить и подчиняться и т.д. | Организация само управления по типу буржуазного парламента. Деление детей на 4 категории в соответствии с возрастом и приобретенными в школе добродетелями: малыши, средние, старшие, светила. Во главе классов стояли капитаны и вице - капитаны, тщательно подбираемые из старших воспитанников. | Директор школы – конституционный монарх. Создание условий для продвижения воспитанников в социальной и гражданской жизни школы и для преемственности традиций. Установление более демократичных отношений между детьми и учителями. | |
Герман Лейц (1868 – 1919), 1898г., сельский воспитательный дом в Ильзенбурге, Германия. | Воспитание “деятельных работников, способных мужественно переносить все невзгоды жизни и наслаждаться всеми высшими чистыми радостями ее”. | Институт префектов – старших учеников, следивших за порядком. Выборы детского актива для самоуправления в сферах порядка и самообслуживания. | Поддержание порядка учащимися без видимого надзора взрослых. | |
Густав Винекен, 1906 г. Школа в Виккерсдорфе, Германия. | Воспитание гражданина. | Школа как “свободная община” объединившая для совместной работы и учащих, и учащихся. Всеми делами руководит ученическое бюро, его члены избираются из ребят трех старших классов, набравших не менее 1/3 голосов на общем собрании. Члены бюро отличаются только своими обязанностями. Бюро имеет право собирать общее собрание по необходимости. | Школа может рассчитывать на успех лишь, если учителя и учащиеся будут активно сотрудничать. Обращение педагогов, администрации к бюро за помощью. | |
Джон Дьюн, 1855 – 1952, США. | Воспитание гражданина, приучение детей к сотрудничеству и взаимопомощи, сознание взаимной зависимости, развитие способности к публичной деятельности, сотрудничеству. | Организация жизни школы по типу самоуправляющейся общины; наделение ее граждан-учащихся соответствующими правами и обязанностями, в том числе правом участвовать в составлении законов жизни и выбора должностных лиц, ответственных за соблюдение этих законов. | Каждый год жизни в школе должен расширять возможности для реализации социального инстинкта, усложняя опыт участия детей в самоуправлении от простых сторон к самым сложным. | |
Вильям Джордж, колония для детей - правонарушителей, 1895 г., США. | Воспитание сознательных граждан. | Первая “школьная республика”, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; создание подобий учреждений республики, вплоть до тюрьмы. | Право “veto” у администрации школы. Учащиеся поддерживают строй и порядок школы, участвуя в его обсуждении и выбирая в качестве руководителей ответственных лиц из своей среды. | |
Вильсон Джилл, школа Нью-Йорка, 1897 г., США. | Воспитание инициативного, самостоятельного, но законопослушного гражданина. | Первый “школьный город”, разделенный на избирательные округа – классы. Законодательная власть: по 2 представителя от округа и учителя. Исполнительная: мэр, казначей, санитарный инспектор и т.д. Организация предвыборных компаний; еженедельные совещания должностных лиц с директором; заслушивание отчетов должностных лиц на общем собрании; лишение гражданства (исключение) решением суда как мера наказания. | Осуществляя воспитательный процесс, учителя играют роль советников при должностных лицах. Совместная работа учителей и учащихся в суде, в законодательном собрании. Школьная администрация сохраняет за собой право верховной власти. |