Аббат – глава католического монастыря и всей собственности монастыря, которой это аббатство располагает.
Аббатство – католический монастырь.
Аверроизм – направление западно-европейской средневековой философии, восходящее к воззрениям арабского философа XII в. Ибн Рушда (в лат. традиции – Аверроэс).
Адаптация (лат. аdaptation – прилаживание, приноровление) – приспособление к условиям существования.
Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) –философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей каксмыслообразующих оснований человеческого бытия, задающихнаправленность и мотивированность человеческой жизни.
Акт и потенция (лат. actus et potentia, перевод с греческого) – возможность и действительность, важнейшие понятия философии Аристотеля.
Акциденция (лат. аccidentia – случайность) – случайное, преходящее состояние, свойство предмета.
Антитезис (от греч. antithesis – противопоставление) – суждение, противопоставляемое тезису, противоположность, возражение.
Апокастасис (греч. – возвращение в прежнее состояние, восстановление) – понятие, посредством которого обозначается необходимое возвращение вещей в свое былое обличье. В раннехристианской традиции обозначало время, когда после Страшного Суда Христова должны были исполниться пророчества об утверждении Царства Божия на земле, о предстоящем обращении всех людей в христианство и об обретении святыми вечного блаженства.
Апологетика (от греч. apologia – защита) –раздел теологии, посвящённый рациональной защите истинности христианского вероучения.
Апория (от греч. а – отрицательная частица и poros – дорога, мост) – трудноразрешимая проблема, обычно связанная с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны апории Зенона – «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др.
Апостериориорный (от лат. а posteriori – из последующего) – знание, полученное из опыта.
Апостолы (от греч. apostolos – посол) – в раннехристианской литературе странствующие проповедники христианства. В Новом Завете двенадцать апостолов – ближайшие последователи (ученики) Христа.
Априорный (от лат. a prion – из предшествующего) – знание, полученное до опыта и независимо от него.
Арбитр (фр. arbitre от лат. arbiter) – посредник, третейский судья, избираемый спорящими сторонами по взаимному соглашению или назначаемый в установленом законом порядке.
Арианство – течение в христианстве в IV-VI вв. (по имени основателя учения – священника Ариана), сторонники которого не принимали один из основных догматов христианской церкви о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына (Иисуса Христа). Арий считал, что Христос как творение Бога-Отца – существо, ниже его стоящее. Арианство было осуждено как ересь на церковных соборах в 325 и в 381 гг.
Архиепископ – старший епископ, священнослужитель 3-й степени в христианской иерархии.
Аскетизм (от греч. asketes – упражняющийся в чем-либо) – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п., присущие практике некоторых философских школ и особенно различных религий (монашество и т.п.).
Базилика (от греч. basike – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы), один из главных типов христианского храма.
Беатификация (лат. beatificatio от лат. Beatus – благословенный) – причисление умершего к лику блаженных в католической церкви. Беатификацию следует отличать от канонизации, в ходе которой происходит причисление праведника к лику святых. Беатификация понимается как этап, предваряющий канонизацию.
Бегарды (лат. begardi) – религиозное движение, возникшее в конце XIII в. и духовно связанное с движением бегинов. Объединяло мужчин из низших слоев общества. Некоторые общины бегардов объединялись в конгрегации с единой структурой и единым управлением. По социальному составу – ремесленники. Бегарды просуществовали до Французской революции.
Бегины – совокупность различных видов религиозного опыта и образа жизни. Бегины практиковали монашескую жизнь, основанную на личном религиозном опыте и личном поиске совершенства в религиозной области. Бегинизм большое развитие получает в XIII в.
Бернардинцы (от имени Бернарда Клервосского) – ветвь монашеского католического ордена цистерцианцев.
Булла (лат. bulla – шарик; ср.-век. лат. – печать, документ с печатью) – в средние века круглая металлическая печать, обычно скреплявшая папский, императорский, королевский акты, а также название самих актов.
Бытие – философская категория, которая обозначает реальность, существующую вне и независимо от сознания человека.
Вандалы – группа германских племён. В 429–439 гг. завоевали Северную Африку и основали королевство. В 455 г. разграбили Рим, уничтожили многие памятники античной культуры. Отсюда вандализм – бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.
Вассал (ср.-лат. vassalus от vassus – слуга) – в средние века феодал, который получал земельное владение (феод, лен) от другого, крупного феодала – сеньора, вследствие чего был обязан ему рядом повинностей, главным образом военной службой.
Викарий – 1) епископ, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении епархиальному архиерею; 2) штатный приходской священник, помогающий настоятелю.
Викторианцы – условное название деятелей английской культуры в годы царствования королевы Виктории (1837–1901).
Воплощение – в христианстве: акт непостижимого соединения вечного Бога с сотворённой Богом же человеческой природой. Воплощение необходимо людям (а не Богу), благодаря которому они имеют возможность соединения с Богом для наследования вечного Царства Небесного.
Галера (итал. Galera) – деревянное гребное военное судно, созданное в VII в венецианцами. Длина до 60 м, ширина до 7,5 м, осадка 2 м, один ряд вёсел (до 32 на борт). Экипаж с воинами до 450 человек.
Гегемон (др.-греч. – вождь) – руководитель, вождь.
Гностицизм (от греч. gnosis – знание, познание, познавание) – проникновение в мир сверхчувственного путём созерцания Бога, познание скрытых в вере мистерий путём философской спекуляции.
Диатриба (от греч. diatribe – беседа) – 1) рассуждение на моральные темы; 2) гневная обвинительная устная или письменная речь, памфлет.
Дискурсивный (от позднелат. discursus – рассуждение, довод) – рассудочный, понятийный, логический, опосредованный (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного).
Дистинкций метод (от лат. distincrio – различение) – познавательный акт, в процессе которого фиксируется различие между предметами действительности или элементами сознания (ощущениями, представлениями и т.д.).
Догматика – в христианстве: совокупность утверждённых церковью положений вероучения, объявленных ею непреложной истиной.
Дуализм (лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправности двух начал – духа и материи.
Епархия – в христианской церкви: административно-территориальная единица во главе с архиереем (епископом). Изначально епархия: изначально управляемая епископом область совпадала с территорией городской общины, но после реформ Диоклетиана епархия расширилась до границ гражданской провинции.
Ересь (от rpeч. hairesis – особое вероучение) – в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной доктрины в области догматики и культа.
Епископ (греч. – надзиратель, блюститель) – высшее духовное лицо, глава церковной администрации на какой-либо территории (епархии).
Иерархия (от греч. hieros – священный, arche – власть) – расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему, с возрастающим значением и уменьшающимся числом членов.
Индивидуация (от лат. individuatio) – проявление живой и неживой природы как множества неповторимых индивидов – сходных, но не тождественных (например, сходных, но не тождественных личностей; сходных, но не тождественных состояний атомов и т.д.).
Инсинуация (от лат. insinuatio, буквально – вкрадчивость) – преднамеренное сообщение отрицательных сведений (или даже измышление, клевета), имеющее целью опорочить кого-либо, подаваемое намёком (т.е. не прямо, а косвенным указанием на факты и обстоятельства) или тайно. Цель инсинуации – подорвать в слушателях и/или читателях доверие к объекту инсинуаций, а следовательно, к его доводам или поведению.
Интенция (от лат. intentio – стремление) – намерение, цель, направленность сознания воли, чувства на какой-либо предмет.
Иподьякон – церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения.
Каноник (от лат. canonicus) – католический клирик, являющийся членом кафедрального, либо коллегиального капитула. Термин имеет греческое происхождение: κανονικος – название священнослужителя, внесенного в список, канон, т.е. каталог епархии.
Канцлер – высшее должностное лицо, возглавлявшее королевскую канцелярию и архив, хранившее государственную печать.
Капитул –общее собрание членов монашеского ордена.
Клир (греч. κλήρος – жребий) – в христианстве: духовенство как особое сословие церкви, отличное от мирян.
Компендиум (от лат. compendium – сбережение, выгода, сокращение) – сжатое, суммарное изложение основных положений какого-либо исследования, науки и т.п.
Компиляция (от лат. compilatio, букв. – ограбление) – сочинительство на основе чужих исследований без самостоятельной обработки источников; работа, составленная таким методом.
Конвент (от лат. сonventus – собрание, сходка) – название законодательных органов, созывавшихся в различных странах для составления или изменения конституции.
Конвентуалы – монахи и духовные рыцари как члены конвента.
Консул (лат. consul) – должностное лицо, назначенное в качестве постоянного представителя в каком-либо городе или районе иного государства для зашиты юридических и экономических интересов своего государства и его граждан, выдачи паспортов и виз, ведения актов гражданского состояния и т.д.
Концептуализм (от лат. conceptus – мысль, понятие) – философское направление в средневековой философии, сторонники которого отрицали реальное существование общих понятий, независимых от вещей (и этим они отличались от реалистов), но признавали их наличие в уме как особых форм познания действительности (и этим они отличались от номиналистов).
Коррупция (от лат. corruptio – подкуп) – продажность и подкуп должностных лиц и политиков, прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.
Креационизм (от лат. creatio – сотворение) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий иудаизма, христианства, ислама.
Курия (лат. – curia) – в Западной Европе в средние века совет синьора с вассалами.
Легат – титул высшего представителя Ватикана, направляемого в иностранное государство с особой миссией.
Легалистический – узаконенный.
Лиценциат (ср.-век. лат. licenсiatus – допущенный) – в средневековых университетах преподаватель, получивший право читать лекции, но ещё не защитивший докторскую диссертацию.
Магистр (лат. magister – начальник, глава: учитель, наставник) – в средние века преподаватель так называемых свободных (гуманитарных) наук.
Манихейство – религиозное учение, основанное в III в. персом Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Средней Азии, Индии. В основе манихейства дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия.
Медитация (лат. meditatio, от лат. meditor – размышляю, обдумываю) – один из приёмов духовной практики, заключающийся в приведении своего сознания в сосредоточенное состояние, сопровождающееся подавлением крайних эмоциональных проявлений.
Мелетиане – сторонники епископа г. Ликополя Мелетия (ум. в 326), который отказался признать служение священников, «не выдержавших испытания» во время гонений на христиан. Мелетианское движение не получило широкого распространения, поскольку его сторонники вскоре растворились в массе арианцев (см.: Арианство).
Ментальность –тот или иной «склад ума», т.е. устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы).
Метафизика (от греч. meta ta physica – после физики) – синоним философии, постигающей путём умозрения основополагающие принципы (начала) бытия. Термин восходит к названию, данному в I в. до н.э. Андроником Родосским сочинениям Аристотеля по «первой философии» (идущим после его «физики», т.е. естественно-научных сочинений), предметом которой было «бытие как таковое».
Мздоимство – взяточничество.
Минориты (лат. fratres minores – младшие братья) – члены католического монашеского ордена францисканцев.
Мистицизм – умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом.
Модус (от лат. modus – мера, способ, образ, вид) – свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута – неотъемлемого свойства предмета.
Монизм (от греч. monos – один, единственный) – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. Противоположность монизму – дуализм и плюрализм.
Настоятель – 1) начальник мужского монастыря; 2) старший священник церкви у православных.
Неоплатонизм – направление античной философии III—VI вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма – учение о сверхсущем Едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершённое Проклом.
Несторианство – течение в христианстве, основанное патриархом Константинопольским Несторием в 428–431 гг., утверждавшее, что Христос, будучи рождён человеком, лишь впоследствии воспринял Божественную природу. Осуждено на Эфесском соборе в 431 г.
Номинализм (лат. nomen – имя, наименование) – философское направление, сторонники которого считали, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении, как имена единичных вещей.
Обертон (нем. Oberton – «верхний тон») в акустике – призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название).
Обет – обещание, которое даётся Богу из чувства благодарности, страха или из желания получить благословение для свершения того или иного дела.
Обитель – монастырь.
Оккультизм (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – общее название мистических учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, а также комплекс верований в существование скрытой связи человека с потусторонним миром.
Онтология (от треч. on, род. п. ontos – сущее и –логия) – раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введён немецким философом Р. Гоклениусом (XVII в.)
Ординарный (профессор) – звание, даваемое старшему профессору по службе и соединённое с большим окладом жалованья.
Ортодоксия (греч. orthodoxia) – неуклонное, строгое следование какому-либо мировоззрению, учению, направлению.
Откровение –в религии и теологии: проявление высшего существа в мире людей с целью сообщить более или менее полную истину о себе и о том, чего оно требует от людей. Откровение может исходить как непосредственно от самого высшего существа, так и через посредников, например, ангелов.
Отцы церкви – традиционное название деятелей христианской церкви II—VIII вв., создавших её догматику и организацию. Главные «Отцы Церкви» в католицизме – Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий I Великий; в православии -Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Назианзин (Григорий Богослов), Иоанн Златоуст.
Палеонтология (от др.-греч. παλαιοντολογία) – наука об ископаемых останках растений и животных, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид, биологические особенности, способы питания, размножения и т. д., а также восстановить на основе этих сведений ход биологической эволюции.
Пантеизм – (от греч. pan – всё и theos – бог) – религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое.
Парадигма (от греч. παράδειγμα – пример, модель, образец) – совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и консолидирующая (объединяющая) большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.
Патристика (от греч. pater, лат. pater – отец) – термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II—VIII вв. – т.н. Отцов Церкви.
Патриции (лат patricii, от pater – отец) – в Древнем Риме первоначально всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем – родовая аристократия.
Пелагианство – учение христианского монаха Пелагия, распространившееся в станах Средиземноморья в начале V в. В отличие от основоположника христианской философии Августина ставило спасение человека в зависимость от его собственных нравственно-аскетических усилий, отрицая наследственность первородного греха.
Перипатетик (др.-греч. περιπατέω – крытая галерея) – последователь перипатетизма, т.е. философского учения, основанного Аристотелем в Афинах. Получило своё название в связи с обыкновением его основателя вести философские занятия во время прогулок.
Пифагореизм – религиозно-философское учение в Древней Греции VI-IV вв. до н.э., основанное Пифагором и исходившее из представления о числе как основе всего существующего.
Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) - философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин введён X. Вольфом (1712).
Покаяние – то же, что и исповедь, т.е. в христианстве раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения именем Христа.
Полисемия (от греч. πολυσημεία — многозначность) – многозначность, многовариантность, т.е. наличие у слова (единицы языка, термина) двух и более значений, исторически обусловленных или взаимосвязанных по смыслу и происхождению.
Понтификат (лат. pontificatus от pontifex – первосвященник) – власть и период правления римского папы.
Предание Священное – в православии и католицизме один из источников вероучения и церковного права, наряду со Священным Писанием.
Предикабилии – роды сказуемого в аристотелевской логике. Аристотель насчитывал четыре предикабилии: род, вид, собственный признак и случайный признак. С учением о предикабилиях у Аристотеля связано учение о категориях.
Предопределение – в религиозных воззрениях исходящая от воли Бога детерминированность поведения человека, и отсюда его «спасения» или «осуждения» в вечности.
Пресвитер (греч. πρεσβύτερος – старейшина, глава общины, лат. presbyter) – древнейшее каноническое название второй степени христианского таинства священства.
Преторий (лат. praetorium) – в римской армии место в лагере, отведённое для палатки главнокомандующего, позже административное здание, присутственное место, центральная площадь в Римской империи.
Префект (лат. praefectus от praeficio – ставлю во главе) – в Древнем Риме административная или военная должность (например, префект претория – начальник преторианской гвардии).
Принцепс (лат. princeps – первый, глава) – при древнеримской рабовладельческой монархии формально сохранялись республиканские учреждения, а император считался лишь первым (принцепсом) среди сенаторов, являясь на деле единодержавным правителем.
Приор (лат. prior – первый, старший) – 1) настоятель небольшого католического монастыря; 2) выборный глава ремесленной или купеческой гильдии в средние века в Западной Европе.
Пропедевтика (др.-греч. propaideuo) – предварительно обучаю) – введение в какую-либо науку; предварительный вводный курс.
Профанация – искажение (порой намеренное) изначального понимания либо восприятия какой-либо идеи.
Реализм (лат. realis – вещественный, действительный) – философское направление, сторонники которого считают, что универсалии (общие понятия) существуют реально, независимо от человеческого сознания, либо в виде идеальных объектов (как идеи Платона), либо в виде объекта познания, как это представлено в философии XX в.
Регент (от лат. regens – правящий) – временное осуществление полномочий главы государства коллегиально (регентский совет) или единолично (регент) при малолетстве, болезни, отсутствии монарха.
Релятивизм (от лат. relativus – относительный)– методологический принцип, абсолютизирующий относительность содержания познания; подчёркивает постоянную изменчивость действительности.
Сакральный (лат. sacer – священный) – священный, относящийся к вере, религиозному культу.
Сарацины (лат. Saraceni, ар. – восточные люди) – 1) античное название одного из арабских племён, кочевавших на северо-западе Аравии; 2) с начала н.э. название распространилось на всех арабов, а в средние века – на турок и мусульман Северной Африки.
Секуляризация (от позднелат. saecularis – мирской, светский) – любая форма дистанцирования, эмансипации от диктата религии и церковных институтов.
Сенат (лат. senates, от senex – старик) – в Древнем Риме республиканского периода – верховный орган власти.
Серафим – в христианстве: духи.
Синод (от греч. Σύνοδος – собрание, собор; лат. consilium – совет, консилиум) – собрание представителей христианской церкви для разрешения вопросов и дел вероучения, религиозной нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедания христианского общества.
Синьор (итал. signore) – единоличный правитель средневекового города-государства (синьории) в Северной и Средней Италии.
Скептицизм (от греч. skepticos – разглядывающий, расследующий) - философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надёжного критерия истины.
Софистика (греч. sophistice) – рассуждение, основанное на заведомом, преднамеренном нарушении правил логики.
Спекуляция (лат. speculatio – выслеживание, высматривание; созерцание) – умозрительное, выведенное без обращения к опыту философское рассуждение.
Спиритуализм (франц. spiritualisme от лат. spiritualis – духовный, spiritus – душа, дух) – объективно-идеалистическое философское воззрение, рассматривающее дух как первооснову действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от неё.
Спиритуалы – 1) надзиратели за нравственностью в духовных семинариях; 2) строгий орден францисканцев.
Спонтанность (спонтанный) (от лат. spontaneus – добровольный, произвольный) – самопроизвольность, самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними побуждениями.
Стоицизм (др.-греч. – пёстрый портик) – направление античной философии, призывающее избавиться от страстей, следовать бесстрастию природы (апатия) и жить, повинуясь разуму.
Субстанция (лат. substantia – сущность) – 1) материя в единстве всех её свойств; 2) в античной и средневековой философии – неизменная основа, сущность всех вещей и явлений.
Схоластика (от греч. scholasticos – школьный, учёный) – тип средневековой философии, в которой догматические положения религии соединялись с рационалистическим методом их истолкования.
Теизм (др.-греч. theos – бог) – понимание Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей мир и действующей в мире.
Телеология (от греч. teleos – цель и logos – учение) – философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются Богом, или являются внутренними причинами природы.
Теология (греч. theos – бог и logos – учение) – богословие, совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего знания человеку о себе в откровении.
Теофания (феофания, греч. Θεοφανεια состоит из существительного Θεος – бог и глагола φαινω – я являю) – непосредственное явление божества в различных религиях.
Терциарии –члены существующих при некоторых католических монашеских орденах Третьих орденов. Третьи ордена (первой считается мужская ветвь ордена, второй – женская) предназначены для людей, желающих принять на себя обеты и жить в соответствии с духовностью данного ордена, но не покидать мир.
Томизм – учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии, характеризующееся приспособлением аристотелевской философии к требованиям христианского вероучения.
Трансцендентный – понятие, характеризующее всё то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира, предмет религиозного и метафизического познания.
Умозрение (спекуляция) – тип философского мышления, характеризующийся абстрагированием от чувственного опыта.
Фидеизм (франц. fideisme от лат. fides – века) – 1) мировоззрение, утверждающее примат веры над разумом и основывающееся на простом убеждении в истинах откровения; 2) отказ от пользования разумом.
Френология (от греч. φρην – грудобрюшная преграда; переносное знач. – дух, душа, сердце и греч. λογος – слово, наука) — псевдонаука о связи психики человека и строения поверхности его черепа.
Хартия (от греч. chartes – бумага, грамота) – документ публично-правового и политического характера в средние века и Новое время.
Хиротония (от греч. χειρ – рука и τονεω – полагаю, рукоположение) – таинство священства (также рукоположение), в котором христианину сообщается особая благодать для учения и священнодействий.
Христология – учение об Иисусе Христе. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос – это Богочеловек, не полубог или герой, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу.
Центурион (лат. сenturio – со́тник; в классическую эпоху произносилось: кентурио; греч. κεντουριων – kenturion, церк.-слав. кентурiонъ) – в римской армии – командир центурии; центурионы высшего ранга командовали также более крупными подразделениями (когорта и др.).
Эйдос (др.-греч. εἶδος – вид, облик, образ) – термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл – «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле – способ организации и/или бытия объекта. В средневековой и современной философии – категориальная структура, истолковывающая исходную семантику какого-либо понятия.
Экзегетика – раздел теологии, занимающийся толкованием текстов Св. Писания.
Экклесиология (греч. – учение о церкви) – раздел богословия, занимающийся уяснением мистического смысла и спасительного предназначения христианской церкви.
Экстаз ( греч. ekstasis – нахождение вовне, смещение, пребывание вне себя, перемещение, исступление, восторг)– исступление, восторг; высшая, близкая к умопомешательству степень упоения, при которой появляются слуховые и зрительные галлюцинации. Одно из основных понятий неоплатонизма.
Эпистолярная литература (от греч. epistole – письмо) – совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу.