Образование в Европе в первые века христианства

История, теория построения и функционирования образовательных систем

1. Образование в странах древнего востока

Зачатки образовательных систем появились в древнейшие времена. Китайская образовательная система возникла за несколько тысячелетий до н. э. Детей обучали с 5-летнего возраста до 12– 14 лет. В учебном году каникул не было. Учили в основном чтению и письму. Ученики обводили пальцем иероглифы и повторяли их вслух за учителем. Таким путем выучивалась на память вся книга. Письмо начиналось с накладывания бумаги на прописи и обведения их кисточкой, а после начинали писать свободно. При приходе и уходе из школы дети приветствовали Конфуция и учителя. Учеников держали в строгости. Дома уроки учились вслух. Сдавшие экзамены выпускники имели право занимать должности в гражданской и военной службе. Обучение было направлено на механическую выучку и приучение детей к обрядам.

В Древней Индии школа носила кастовый характер. Дети низших каст прав на образование не имели. Обучали чтению, письму и счету. Чтение и письмо проходились одновременно. Первоначально дети выводили буквы прутиком на песке, потом писали железными палочками на пальмовых листьях и, наконец, чернилами на листьях платана. Хорошо успевавшие ученики занимались с младшими. Так впервые использовалась система взаимного обучения, которая позже распространилась в Англии, а затем и в других странах.

Отношение учеников к учителю регулировалось правилами законов Ману, где утверждалось, что хорошее обучение не должно причинять ученику нехороших ощущений, что из уст учителя должны исходить только добрые слова, а дети должны уважать учителя как самого Будду.

У персов школа была общественной и обучение проходило на общественной площади. В школу отдавали детей с семи лет. Обучали стрельбе в цель, чтению, молитвам и религии. С 16 лет юно ша давал обет следовать учению мифического пророка Зароастра и становился собственностью государства.

2. Образование в древней Греции

В древней Спарте обучение и воспитание осуществлялось в общественных заведениях. Школа делилась на отделения по возрасту, а отделения–на группы под начальством одного из товарищей. Очень строгой была дисциплина. Приучали к преодолению трудностей и почтительности к старшим. Содержание образования: гимнастика, военные танцы, музыка, пение. Чтение и письмо не изучались, но желающие могли им обучиться частным образом.

В Афинах были частные школы, находившиеся под контролем городских властей. Обязательного для всех курса не было. Образование зависело от средств каждого.

В школе грамматиста обучали чтению, письму и счету. Сначала заучивали буквы и их сочетания, потом переходили к складыванию односложных и многосложных слов, а затем – к чтению. Писали на вощеных дощечках заостренными палочками, позже писали чернилами. При обучении письму дети срисовывали прописи. Обучению счету не придавали большого значения, но начинали учить по пальцам, а потом в уме. Изучалась грамматика с критическим толкованием читаемого. Позже в содержание образования ввели риторику и диалектику, а со времен Платона – геометрию и философию.

В школе кифариста обучали игре на лире или китаре, участию в хорах и богослужениях, законам стихосложения, ритмике и мелодии. Дети заучивали много песен и исполняли драмы для развития речи.

В гимнасии занимались упражнениями с восьми лет. Обучались только мальчики.

Образование в древнем Риме

В древнем Риме школы существовали уже в V веке до н. э. Они устраивались на перекрестках или улицах, а поэтому назывались тривиальными. Обучали чтению, счету, письму, позже – объяснению поэтов, пению и произношению похвальных речей. Обращалось внимание на физическое развитие и укрепление здоровья, но гимнастику не ценили. Позже в школы ввели греческий язык.

Систематическое школьное обучение началось со времени Римской империи (I в до н. э. – V в. н. э.). В этот период школы разделились на две степени: грамматику и риторику. Степень, называемая грамматикой, делилась на два класса. В одном учили чтению, письму и счету, а в другом – изучались латинские и греческие авторы, занимались переводами и письменными упражнениями. Обучение чтению основывалось на заучивании букв, затем и изображении их, а уже потом изучались склады. При обучении письму учитель чертил буквы на восковых дощечках, а дети их обводили, или же учитель водил рукой ученика. Счету обучали по пальцам, монетам и другим предметам.

Вторая степень обучения включала изучение стилистики римских и греческих поэтов, составление речей. Позже изучались геометрия, география с использованием карты, рисование и музыка. Эта степень также разделялась на классы. В школе царила строгая дисциплина, применяли розги и плети, но и поощряли за успехи наградами. Использовалось взаимное обучение, система менторов.

Образование в Европе в первые века христианства

Христианское учение, проповедывавшее возвышение к божественному совершенству через развитие в человеке истины, свободы и любви, открывало новый взгляд на ребенка. Господь предписывал к детям относиться с любовью, но и требовал повиноваться наставникам, заботящимся о душах детей. Христианские школы (катехумены) давали наставления в правилах веры. Со II века появились школы, обучавшие основам христианского учения, чтению, письму и счету. Обучение строилось на заучивании и носило догматический характер.

Школьная система образования наметилась уже в Древнем мире. В ней были заложены основы первоначального обучения грамоте, счету, письму, языкам и эстетическим предметам, а также физической культуре. Школьные порядки держались на вере, не-прерикаемом авторитете учителей и суровой дисциплине, не исключавшей наказаний. Уже в древние времена в школе зародилось деление на классы, практиковалось взаимное обучение. Такие приемы обучения письму как обведение прописей, заучивание букв и проговаривапие складов при чтении, обучение счету с помощью предметов сохранили свое значение до наших дней. Школа воспитывала ребенка как члена государства. Она была привилегированной и сословной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: