В средние века при монастырях существовали монастырские школы, готовившие к занятию иерархических должностей. По их образцу создавались церковные школы. Основу образования составляли «семь свободных искусств». В младшей ступени обучали тривиуму (латинская грамматика, диалектика и риторика). В старшей–изучали квадривиум (музыка, арифметика, геометрия и астрономия). На обеих ступенях преподавались религия, церковная история и чтение с письмом. Преобладало заучивание наизусть на латинском языке. На начальных ступенях ученики записывали на дощечке читаемый учителем материал и затем заучивали его. На старших ступенях к тексту делались комментарии. Обучение носило догматический характер. Дисциплина была суровой, практиковались наказания. Школой руководил схоластик, которому подчинялись ректоры и магистры, преподававшие предметы и назначавшие себе помощников из лучших учеников. Господствовало приучение к беспрекословному подчинению религиозному авторитету.
Городские сословия открывали школы письма, где обучали чтению и письму на родном языке, составлению деловых бумаг, счету и необходимым для торговли и ремесла сведениям из географии, истории, естествознания, позже ввели латинский язык.
Школы эпохи возрождения
В XIV веке в Европе появилось стремление к изучению древних наук и искусств. В Мантуе Фельтре открыл школу, известную как «Дом радости». Она была отлично оборудована и располагалась в живописном месте. Школа была бессословной, в ней царили правильность и строгость, соблюдались гигиена, гимнастика, закаливание, режим. Обучение учитывало возрастные особенности детей. Использовались подвижные буквы, ученики тщательно усваивали материал. После изучения образцовых отрывков давались сочинения. При чтении дети несколько раз прочитывали трудные места, оттачивали произношение. Обучение шло на латинском языке, но заучивание начиналось после того, как дети поймут материал. Фельтре стремился построить учение так, чтобы оно приносило детям радость и удовольствие. Для наиболее известных школ эпохи Возрождения характерно было усиление внимания к личности ребенка, стремление вызвать у детей интерес к учению и школьной жизни.
В XIV веке в Германии славилась школа Троцендорфа в Горлице, построенная на принципе самоуправления. Она делилась на шесть классов, подразделявшихся на отделения. Ученики сами наблюдали за порядком и посещением уроков, оказывали помощь отстающим.
Поступки учащихся обсуждал выбранный из учеников Сенат. Главным предметом был латинский язык, изучались Священное писание, греческий язык, диалектика, риторика, философия и музыка. В старших классах обучали учителя, в младших старшеклассники. В это же время по инициативе Меланхтона в Нюрнберге была открыта средняя школа, где изучались богословие, латинский язык, отрывки из Овидия, Вергилия и Цицерона. Названные школы были предвестниками гимназий.
Гимназия штурма
Первая гимназия была открыта Штурмом в 1537 году в Страсбурге. В ней учились свыше тысячи учащихся из разных стран от 7 до 16 лет. Гимназия сначала была девятилетней, а затем стала десятилетней. Главный предмет – латинский язык, преподавались также богословие, греческий язык, диалектика и риторика.
Образовательные системы эпохи Возрождения отбросили цер-ковно-аскетический идеал, больше опирались на античность, на идеал человека, живущего полнокровной жизнью, на знание и раскрытие детской природы.
Большинство гимназий в различных странах стало образовываться по типу Страсбургской гимназии. Не избежали этого и иезуитские школы.
Иезуитские школы
Иезуитские школы создавались для поддержки-католицизма и папской власти. Они состояли из высшего и низшего отделений. Школой ведал ректор, ему подчинялись два префекта, по одному на отделение. Низшее отделение соответствовало гимназии и состояло из пяти классов. Главный предмет–латинский язык, на котором обязаны были говорить все. За нарушение этого правила ученику навешивали позорный знак, который он должен был носить до тех пор, пока пе уличит другого ученика.
Поощрялось писание учениками стихов на латинском языке и исполнение на этом языке драматических произведений. Изучались также греческий язык, математика, география и отечественный язык, которому не придавалось особого значения. Особое внимание обращалось на прочность знаний. В конце каждой недели, каждого месяца, каждого учебного года шло повторение материала. В низших классах повторению отводилось все второе полугодие.
Приучали к беспрекословной дисциплине, широко использовались соперничество и соревнование. Победителей избирали на почетные должности. За успехи торжественно награждали, ученики и классе размещались по успехам, лучших записывали на специальные доски, слабоуспевающих сажали на позорную скамью, где они находились до тех пор, пока своими успехами не победят других. Плохих учеников записывали на черную доску, надевали им на голову «дурацкий колпак» и «ослиные уши».
В иезуитских школах опирались на индивидуальность ребенка для подчинения его религиозному авторитету, внушалась верность ордену и римскому папе.
Образование Киевской Руси
В 882 году произошло объединение восточных славян в единое раннефеодальное государство – Киевскую Русь. Расцвет и усиление державы Киевская Русь приходится на IX – XI столетия. С ее усилением возникает необходимость в образованных работниках, которые способны вести учет земель, запись исторических событий (летопись), составлять законы, поддерживать дипломатические связи с другими державами.
В 988 году официальной государственной религией Киевской Руси становится Христианство в форме византийского Православия. Этот важный акт позволил расширить и закрепить связи Руси с Византией и странами Западной Европы. Для этого периода характерно возникновение новой азбуки – кириллицы, созданной болгарами Кириллом и Мифодием, хотя письменность на территории Киевской Руси была известна еще в VI-VIII столетиях.
С развитием общества, новый политический статус потребовал создания школ, в которых готовили детей знати и духовенства. В летописи (988) пишется о том, что вместе со строительством церквей князь Владимир стал собирать детей «нарочитои чади» на книжное учение. Это указывает на то, что в 988 году князь Владимир создает первую дворцовую школу, куда и отдает детей бояр и своих сынов.
Суть понятия «книжное учение» в том, что это не просто обучение грамоте, а школа, где преподавались науки, давалось, на то время, серьезное образование. Дворцовая школа Владимира была государственным учебным заведением высокого уровня и содержалась за счет княжеской казны. В XI столетии школы «книжного учения» открываются во всех крупных городах Киевской Руси. Наивысшего расцвета культура и образование получают при Ярославе Мудром, который осознавал великое значение обучения и воспитания в жизни общества. Он приглашает в Киев переводчиков и специалистов переписи греческих книг.
При Софиевском соборе в 1037 году создается большая библиотека и мастерская по переписи книг, которые стали фундаментальной учебной базой школы. В школе Ярослава Мудрого при Софиевском соборе изучали 17 дисциплин, по сути, это было высшее учебное заведение, которое имело международное признание и значение. При дворе Ярослава воспитывались дети многих европейских монархов. В частности сыновья английского короля Эдуард и Эдвин, венгерские королевичи Андрей и Левинтэ, датский королевич Герман, польский Вистрим и др.
С 1068 года на Руси начали распространяться монастырские школы. Но при монастырях школы были лишь внутренними и ограничивались обучением лишь тех, кто пополнял ряды монахов. В конце XI – в начале XII веков в памятках древнерусской письменности возникает понятие «учение грамоты», под которым понимали обучение детей чтению, письму, счету и пению. По объему знаний «учение грамоты» было равнозначным элементарному начальному образованию. Содержались школы грамоты на Руси на средства родителей. Официальная педагогическая концепция находит свое место в письменных источниках: летописях, изборниках, уставах, сказаниях, хрониках, овеянных христианскими идеалами. Лучшее педагогическое творение Киевской Руси – «Повчання князя Володимира Мономаха дитям».
В XII столетии в Киевской Руси формируется соответствующая система образования, которая включает элементарное и профессиональное обучение, и высшее образование (школа Ярослава Мудрого). Исторические источники домонгольского периода свидетельствуют, что уровень образования на Руси был не ниже, нежели в Византии в соответствующий период. Историки указывают на то, что такого уровня образования не было достигнуто во многих странах Западной Европы на то время. Атмосфера, которая господствовала в древнерусской школе, резко отличалась от атмосферы школ Западной Европы своей демократичностью. Положение учителей и учеников в школе Киевской Руси было более благоприятным, так как обучение велось на понятном церковнославянском языке, в отличие от школ Западной Европы, где использовалась латынь.
В результате феодальной раздробленности и постоянных междоусобиц князей, а также экономических трудностей обусловленных, в частности, изменением евроазиатских торговых путей и все той же раздробленностью, Киевская держава, как таковая, фактически перестала существовать, разделившись на отдельные княжества.
На рубеже XII – XIII ст. происходит объединение кочевавших на севере от Китая племен под руководством талантливого вождя Темучина (в 1206 году он создает себе титул Чингисхана, то есть хана над ханами). Он сумел направить энергию и военную мощь объединенных племен на соседний Китай. Овладев Северным и Центральным Китаем, переняв военное искусство китайцев в штурме крепостей, Чингисхан двинулся на Среднюю Азию, Иран.
В 1222 г. монголо-татарские войска, преодолев Кавказ, начали продвижение в половецкие степи. Половецкий хан Кобяк обратился за помощью к русским князьям. Те, что откликнулись на призыв, вместе с половцами встретили войско Темучина на реке Калке (1223 г.). Руско-половецкое войско, хотя и имело численное преимущество, действовало несогласованно из-за вражды между князьями, вследствие чего по очереди было разбито. Монголо-татары, не имея достаточно сил, повернули назад. При переправе через Волгу они были окончательно разгромлены волжскими болгарами. После этого почти полтора десятилетия на Руси не слышали про монголов. Но в 1237 г. они снова появились на границах Руси, на этот раз они шли с северо-востока. Вначале они разрушили города – Рязань, Суздаль, Владимир и др.
В 1239 г. их орды под предводительством внука Темучина (Чингисхана), – Батыя, двинулись в земли Южной и Юго-Западной Руси, им были захвачены Переяслав, Чернигов. В декабре 1240 года произошло завоевание Киева. Киевляне под предводительством воеводы Дмитрия, направленного для обороны Киева Галицко-Волынским князем Данилой Романовичем, мужественно сражались за Киев шесть недель, но их сопротивление было сломлено. Последние защитники города погибли под обломками Десятинной церкви. Сожженные библиотеки, книги, школы. Культурная жизнь русского (восточнославянского) народа в XIII веке после монголо-татарского нашествия отступает с Надднепрянских земель дальше на запад в Галицко-Волынское княжество, которое на последующие почти полтораста лет стало правопреемником Киевской Руси.
Начало освобождения западных земель Руси от вассальной зависимости от Золотой Орды (феодальное государство монголов столица – Сарай (Нижнее Поволжье)) было положено лишь в 1362 г. битвой на Синих Водах – войска Орды были разбиты, и завершилось в 1480 г. освобождением восточных земель «стояние на Угре». В культурном отношении Русь была отброшена на сотни лет назад.
История развития образования восточных славян XVI – XVIII веков
В конце XVI – начале XVII ст. в Украине создается очень прогрессивная для своего времени форма учебных заведений – братские школы. Эти школы создаются религиозно-национальными организациями – братствами. Защищая свои социальные и политические права, народную культуру и традиции, городское население, в основном ремесленники и купцы, создавало братства, членами которых могли быть все православные, независимо от национальности, социального происхождения и имущественного положения. В 1586 году во Львове была открыта первая братская школа. Про ее работу известно из устава «Порядок шкильный» (первый школьный документ). В 1615 году была организована Киевская братская школа. Всего в первой половине XVII ст. действовало 30 братских школ. Братские школы были элементарными и повышенного типа. В элементарных школах учили чтению, письму, счету и катехизису. В школах повышенного типа изучали грамматику, греческий, латинский и родной язык.
В школах обучались дети разных слоев населения от 6 до 12 лет. Братства ставили своей целью сделать свои школы доступными для всех желающих. За обучение в школе родители вносили плату с учетом их достатка. Дети бедных слоев населения («вбоги») учились бесплатно.
В организации работы школы большую роль играло братство. Ректор и учителя избирались общими сборами братства, они же выбирали двух гражданских наблюдателей за школой, которые отвечали за материальное обеспечение школы и работу учителей. Каждый член братства имел право посещать школу в любое время. Перед началом занятий родители и ректор школы составляли договор, в котором оговаривались требования к родителям: обязательно предоставлять детям возможность посещать школу, не забирать до конца учебного года; требования к учителям: чему учить детей, как себя вести.
В уставе школы выдвигались высокие требования к учителям. В школе учитель одинаково относится ко всем детям. В уставе сказано: «Одинаково как к сынам богатых, так и к сиротам бедным, которые ходят по улице и просят милостыни». Почетное место в классе занимали дети, которые успевали в учении, даже если они были нищими.
Обучение велось на родном языке. Образование в братских школах имело гуманитарное направление, но в целом содержание образования было широким. Кроме Закона Божьего, чтения, письма и счета, дети старшего возраста изучали грамматику, риторику, религиозную философию, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. В братских школах применялись некоторые элементы классно-урочной системы. Занятия начинались в 9 утра, зимой несколько позже, с того, что дети отвечали вчерашний урок. Рекомендовалось также проводить беседы и диспуты на различные темы.
Братские школы обусловили появление не только начальных, общеобразовательных средних и профессиональных школ, а и высших учебных заведений, среди которых ведущей стала Киевская академия.
В 1615 году было основано Киевское братство. В этом же году Галашка Гулевичивна подарила ему свой двор на Подоле для создания монастыря, школы и приюта для прихожан. В конце 1615 года Киевское братство основало собственную школу, а через год – издательство и бумажную фабрику.
В 1631 году в Киево-Печерском монастыре Петро Могила заложил православную школу, где языком преподавания стала латынь, введены были и программы иезуитских школ. Такое новаторство вызвало сильное возмущение против Петра Могилы среди членов Киевского братства и казачества. Но Петро Могила нашел способ примириться с противниками его школы. Он предложил свою школу объединить с братской. Братство приняло это предложение, и осенью 1632 года школы объединились.
С этого момента Киевская братская школа называется коллегией, а после смерти Петра Могилы в конце XVII ст. Киево-Могилянской коллегией. Обучение в Школе было платным, в зависимости от достатка родителей. Но существовала Школа, в основном, за счет пожертвований. Петро Могила подарил Школе свое поселение Позняки. После его смерти все средства перешли Киевской коллегии. Гетьман Петро Сагайдачный неоднократно делал пожертвования как Львовской, так и Киевской школе. Киевское братство отдало Школе селение Борщаговку.
Учителя внесли много нового не только в содержание обучения, а и в организацию учебного процесса. Обучение длилось 12 лет, и делилось на 8 классов: 4 младших класса, 2 средних и 2 старших. Младшие классы включали: фару (подготовительный класс), инфиму, грамматику, синтему. Тут изучалось 4 языка: славянский (книжный украинский), греческий, латынь, польский.
В программу этих классов входило изучение катехизиса, арифметики, нотного пения. В средних классах изучали пиитику и риторику. В старших философию (богословие). С самого начала Киевский коллегиум был учебным заведением высшего типа. Но польское правительство несколько десятилетий запрещало присвоение ему звания академии, так как «не может быть на православном и славянском языке высокой культуры, а значит и науки». И лишь в 1658 году право высшего учебного заведения было предоставлено коллегии польским королевским правительством. Этот статус был закреплен и в 1701 году Петром I. Поступали в Киевскую академию на протяжении всего года. Никаких возрастных ограничений не существовало. Обучались как дети украинской шляхты, так и дети бедняков, сироты обучались за счет академии. Учителей младших классов называли дидаскалами, учеников – спудеями; старших – профессорами и студентами соответственно.
В Киево-Могилянской академии применялась эффективная система мотивации и стимуляции учеников, на основе иезуитской. А также прогрессивная система обучения и контроля знаний: каждую субботу проводились опросы по всему изученному за неделю материалу, у учеников старших классов в форме диспутов. Существовали публичные выступления, на которые приглашалась община и даже гетман. После окончания каждого класса принимались экзамены. Ученики отвечали тем учителям, которые будут вести занятия в следующем году. В Киево-Могилянской академии была развитая система самоуправления. Ректор избирался собранием учителей. В августе избирались и сами учителя.
Киево-Могилянская академия стала образовательным центром для всех восточных славян. Трудно переоценить роль Академии. Ее значение в сохранении культуры, языка, распространении образования – огромно.
Сам Петро Могила, «старший братчик и фундатор», обучался во Львовской братской школе, потом в Сорбонне, вместе с Декартом Многогранным. Выпускники Академии были известны, и преподавали во многих других странах. В 1687 году выпускник Киево-Могилянской академии Симеон Полоцкий основал первое в России высшее учебное заведение – московскую Греко-Латинскую школу, которая позже стала известна как славяно-греко-латинская академия, из 21 ее ректоров – 18 выходцы из Киево-Могилянской академии, из 25 префектов – 23 соответственно. В эпоху реформации империи Петром I, советником по образованию стал выпускник Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович. Учеником Киево-Могилянской академии был также и ученый Михайло Ломоносов, в 1755 году основавший Московский университет.
В условиях отсутствия украинской государственности судьба Академии была сложной. С конца XVIII ст. ее значение в научном мире постепенно уменьшается. Вместе с тем происходит становление новых образовательных центров: Московского, Харьковского и Санкт-петербургского университетов.
В истории, XVII-XVIII-ое столетия известны как эпоха Нового времени. Развитие экономики и торговли, науки и культуры в Европе, способствовало становлению нового типа личности (идеала) – деятельного и самостоятельного человека. Существовавшая система образования (элементарная народная школа, и среднее образование, в основе которого изучение древних языков и подготовка к карьере духовенства или государственного служащего) не могла удовлетворить этих потребностей. Разрабатывается новая система образования.
Великий чешский педагог Ян Амос Коменский в середине XVII ст. разработал основы современной педагогики, которые на долгое время опередили развитие школы. Коменский является основоположником дидактики как «универсальной науки учить» – ныне раздел педагогики открывающий закономерности усвоения знаний, умений, навыков, формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, (воспитание не является ключевым понятием дидактики). В своем труде «Великая дидактика» (1633-38) он обосновывает новую организацию обучения – классно-урочную систему: наличие стабильного состава учеников – класса; установленного времени занятий – урока. Коменский теоретически обосновывает необходимость наглядности при обучении как «золотое правило дидактики», выявляет закономерности и принципы педагогического процесса. Особо от обучения Коменский выделяет воспитание, которому придает огромное – основополагающее значение: «Человек может стать человеком только благодаря воспитанию. Без него он напоминает диких животных», Коменский называет школу «мастерской гуманности и человечности».
Родоначальником теории воспитания является выдающийся английский философ Джон Локк. Он обосновал решающую роль воспитания в формировании личности. В «Опыте о человеческом разуме» (1690) разработал эмпирическую (от греч. empeiria – опыт) теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта, обосновывает теорию «чистой доски». Исходил из решающего влияния среды на воспитание – «Какими станут на самом деле люди: добрыми или злыми, честными или нет, прежде всего, на 9/10 зависит от воспитания». Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Утверждал: «обучение – это лишь малая часть воспитания». Обосновывает педагогику «здравого смысла», в основе которой практическая польза для самой личности.
Огромный вклад в развитие педагогической теории XVIII ст. сделал французский просветитель Жан Жак Руссо. Он выступил сторонником концепции естественного воспитания – учета при воспитании природы самого ребенка. Руссо считается первооткрывателем ребенка как центра обучения и воспитания и первым его исследователем. Исходит из идей гуманизма – уважения и любви к ребенку. Воспитание и обучение строится на основе потребностей и интересов ребенка, отвергал телесные наказания. Выступил против авторитаризма в обучении и воспитании. Согласно взглядам Руссо, воспитание и обучение – это самостоятельное накопление жизненного опыта. Ребенок сам выбирает содержание и методы обучения, учитель разрабатывает и предлагает обучающие и воспитательные ситуации. Идеи естественного воспитания Руссо выражает в работе «Эмиль, или о воспитании» (1762). Жаном Жаком Руссо были заложены основы теории свободного воспитания.
Происхождение и становление современной системы образования
В середине XVIII – в начале XIX ст. в странах Западной Европы происходит переход от ручной (ремесленной) работы к машинной (фабричной). Начинается индустриальная эпоха. Такое производство требует грамотного и дисциплинированного работника, подготовку которого должна была обеспечить школа и определенная организация обучения в ней.
Происходит создание и становление массовой государственной школы. Первоначально массовая школа давала только базовое начальное образование, на тот момент для удовлетворения производственно-экономических потребностей этого было достаточно. Первой страной, в которой было введено обязательное государственное бесплатное образование, была Германия – 1794 год. В США бесплатное образование было закреплено законодательством в средине 1850-х годов. В Англии закон про обязательное бесплатное образование был принят в 1870 году, во Франции – в 1880-м.
С созданием массовой школы происходят изменения в организации школьного обучения. Массово вводятся классно-урочная и Белл-Ланкастерская системы обучения. (Белл-Ланкастерская система обучения – система, при которой старшие и более знающие ученики под руководством учителя вели занятия с младшими учащимися, разработана английскими педагогами А.Беллом и Дж. Ланкастером.)
Государственный характер обучения в школе привел к регламентации всех ее сторон: введение единого содержания обучения через оформление единых учебных программ и планов; становление единой системы оценок и экзаменов; создание средств контроля за работой школы (государственные министерства и инспекции, удостоверения об окончании школы – аттестаты, классные журналы и дневники); учитель превращается в государственного служащего, создается система специальной подготовки учителей.
Становление массовой школы определило новый этап в развитии педагогики. Формируется педагогика массовой школы, для создания доступного массового образования ведется поиск наиболее простых и доступных путей обучения. Происходит выделение дидактики в самостоятельную сферу исследований.
Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, учитывая природу ребенка, разрабатывает основы экономичного и быстрого обучения, чтоб даже малообразованный учитель смог обучать успешно. Песталоцци создает теорию элементарного образования, суть которой в том, что обучение начинается с простых элементов и постепенно усложняется. В своей теории Песталоцци связал обучение с воспитанием и развитием ребенка (развивающее обучение), педагогику с психологией. Основные труды Песталоцци «Лингард и Гертруда» (1787), «Лебединая песня» (1826).
Немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт разрабатывает теорию обучения, цель которой сделать процесс обучения простым и доступным как для учеников так и для учителей. Педагогика Гербарта – первая попытка научного построения теоретической педагогики, которая основывается на философии и психологии. Философия задает цель воспитания, а психология – пути его организации. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения: ясность, ассоциация, система, метод. Гербарт выделяет следующие пути воспитания: 1) управление – установление и поддержание порядка, которое достигается с помощью четкой организации обучения, угроз, распоряжений, наказаний; 2) учение с целью формирования разностороннего интереса, что достигается с помощью накопления и объединения представлений (на основе теории представлений создает четкую последовательность этапов урока); 3) моральное воспитание с целью формирования характера и воли, поиск и развитие позитивного в каждом ребенке. Гербарта считают основателем традиционной школы.
Адольф Дистервег, немецкий педагог, последователь Песталоцци, придал огромное значение подготовке учителя. Автор многих учебников, трудов по педагогике, он возглавил учительские семинарии и успешно занимался подготовкой учителей. Дистервег создает четкую систему дидактики как «науки про общие законы и правила обучения». Выделил 33 закона и правила обучения, которые разбил на 4 группы: 1) правила обучения относящиеся к ученику; 2) правила обучения относящиеся к учебному материалу; 3) правила обучения относящиеся к внешним условиям, месту; 4) правила обучения относящиеся к учителю.
Одновременно происходят изменения в объеме начального образования: к чтению, письму и арифметике добавляются предметы естественного и гуманитарного циклов (природоведение, история, география, физика), а также трудовая подготовка (ручной труд, делопроизводство, ремесло), изучается государственная мораль. С увеличением содержания начального образования возникает новый тип учебных заведений – высшая начальная школа, которая стала своеобразным промежуточным звеном между начальным и средним образованием. Тесной связи между массовой начальной школой и немногочисленными средними учебными заведениями в то время еще не существовало.
Дальнейшее развитие приводит к становлению так называемой реформаторской педагогики (конец XIX – начало XX вв.). Именно в тот исторический период были сформулированы основные педагогические концепции, которые являются актуальными.
Немецкими педагогами Паулем Наторпом и Георгом Кершенштейнером была предложена педагогика социального воспитания – развита идея воспитания, которое удовлетворяет потребности общества. Школа, прежде всего, рассматривается как «рабочее объединение взрослых и детей» (П. Наторп). Придается большое значение труду, обучение – это не развлечение, а работа («теория трудового обучения» Г. Кершенштейнера).
Идеи Руссо получают свое практическое применение и развитие в педагогике свободного воспитания. Мария Монтессори, итальянский врач-дефектолог, педагог, разрабатывает методы развития органов чувств у детей, практически применяет педагогику свободного воспитания в организованном ею «Доме ребенка». В основе его работы – свободная деятельность ребенка в процессе которой у ребенка происходит формирование и накопление знаний, умений и навыков, ведущая роль отводится детским переживаниям. «Свобода ребенка не означает его запущенности. А наоборот:… приводит к действительному пониманию ребенка». Монтессори предлагает детям по собственному желанию выбирать разработанный дидактический материал и индивидуально работать с ним. Эффективность такого подхода объясняется ролью эмоций в механизме запоминания: наиболее твердо запоминается информация (знания, умения, навыки) имеющая яркую положительную эмоциональную окраску. Точнее такая информация лучше припоминается т.к. согласно современным исследованиям (И. Корсаков и т.д.) человеческий мозг полностью сохраняет (запоминает) всю полученную информацию, включая информацию, полученную в самом раннем возрасте. Чем более эмоционально нейтральна информация, тем труднее ее припомнить. Применение же негативных стимулов для усвоения учебной информации, помимо того, что наносит определенный психический и физиологический вред здоровью, просто лишено смысла т.к. человеку в норме свойственно сознательно вытеснять негативные моменты жизни в забывание, а также избегать деятельности (в т.ч. трудовой) связанной с припоминанием негативно окрашенной информации.
Ведущее значение системному изучению механизмов памяти, а также других закономерностей психической деятельности, придала экспериментальная педагогика. Один из ее авторов, французский педагог, психолог Альфред Бине в своих исследованиях основывался на необходимости «поставить на первый план психологию ребенка, чтоб из нее с математической точностью вывести воспитание, которое он должен получить». Педагогика должна быть не гипотетической или литературно-описательной наукой, а базироваться на четком знании закономерностей развития человека, высшей нервной деятельности, познавательных процессов психики. Главная роль отводится исследованию интеллекта. А. Бине и Т. Симоном было введено понятие «умственный возраст» (1908), как следствие, возникает понятие коэффициент интеллекта (англ. intellectual quotient – IQ). Именно работы Бине и Симона положили начало широкому применению тестов для экспериментального изучения интеллекта. На результатах тестов и их статистической обработки основаны факторные теории интеллекта, рассматривающие его как иерархию факторов различной степени общности. В одной из таких теорий – двухфакторной модели (Ч. Спирмен) интеллект имеет «генеральный фактор» (фактор G), отвечающий за решение любых интеллектуальных задач, и факторы второго порядка, отвечающие за решение конкретных задач. «Фактор G» рассматривается во многих других факторных теориях интеллекта. Как факторы меньшего уровня общности рассматриваются вербальный (лат. verbalis – словесный, основанный на языке) и невербальный (не связанный с языком) интеллект. В 1960-е годы по результатам тестов интеллекта во многих странах принимались решения, имевшие важное значение для образования и карьеры многих людей. В наши дни подобные решения редко принимаются на основе интеллектуального тестирования, хотя сами тесты интеллекта стали более совершенными и ориентированными на конкретные навыки, попытки выделить интеллект в «чистом виде» так и не увенчались успехом, как не удалось и сконструировать тесты полностью «свободные от культуры». Это свидетельствует о том, что интеллект неразрывен с личностью в целом. В последнее время интеллект, как общее понятие, рассматривается в контексте с понятием эффективность (успешность) – способность к достижению поставленных целей.
Эффективность (успешность), формирование способностей к достижению поставленных целей – практическая польза, как основной критерий образования впервые применяется в прагматической педагогике. Джон Дьюи (1859–1952) философ, психолог, педагог, один из ведущих представителей прагматической философии на основе которой была разработана прагматическая педагогика, создатель педоцентрической теории и методики обучения – обучения в основе которого интересы и потребности ребенка «Ребенок – солнце вокруг которого обращаются все средства обучения». Дьюи (Dewey) организовал собственную экспериментальную школу при Чикагском университете США, результаты исследований в которой осветил в работах «Школа и ребенок», «Школа будущего». Цель образования: формирование личности приспособленной к жизни – самостоятельной, активной, творческой, – успешной. Обучение производится путем практической деятельности детей «обучение через действия» – самостоятельное исследование и решение проблем. Дьюи вводит следующую последовательность (этапы) обучения: ощущение затруднения; формулирование проблемы; выдвижение гипотезы; логическая проверка; практическая деятельность в соответствии с разработанной гипотезой. Обучение – создание ситуаций разрешения проблемных задач. Проблемы носят практический характер, они заимствованы из реальной жизни детей и используют их опыт «Школа не только готовит к жизни, но и есть самой жизнью». Активная деятельность закрепляется за учеником, учитель выступает в роли консультанта и наблюдателя.
Принципы реформаторской педагогики в Западной Европе и США вначале ХХ ст., на практике, реализуются и развиваются экспериментальными школами. Так широкое распространение приобретают Вальдорфские школы Штайнера. Это частные заведения, которые дают полное среднее образование (12 лет обучения, для поступающих в университет – 13-й класс). Первая такая школа была открыта в 1919 году в Штутгарте для детей работников фабрики «Вальдорф – Астория»; в 1990 году насчитывалось около 500 таких школ. Школа Чикагского университета. Во Франции приобрели распространение идеи Селестена Френе (организовал свою школу в 1920 году). В то же время принципы и качество массового государственного образования этих стран на период начала ХХ ст. оставались значительно ниже. Бесплатное среднее образование имелось лишь в США и Франции. В странах Западной Европы (кроме Франции) существовал значительный разрыв между начальным и средним образованием, среднее образование было малодоступным, а изменения образования касались в основном роста количества массовых школ.
В течение первой половины ХХ ст. вместе с процессами демократизации и дальнейшего развития общества происходит также демократизация и развитие образования – среднее образование Западной Европы также перестает быть частью классового общества, становится обязательным и общедоступным. На конец 50-х годов продолжительность обязательного единого бесплатного образования составляет 8 – 10 лет (Англия – 10 лет, Япония – 9 лет, Франция – 8 лет, Германия – 8 лет, США – 6-8 лет). Также общей тенденцией образования названных стран была в основном гуманитарная направленность среднего образования. Образование было общим и единым (кроме США, где определенная профессиональная дифференциация среднего образования была введена уже в 30-е годы).
В 60-х годах многие исследователи приходят к мнению о несоответствии уровня среднего образования требованиям начала информационной эпохи. В системе образования развитых стран педагоги критикуют абстрактный характер знаний, умений и навыков, предоставляемых школой. Так называемый «спутниковый шок» вызвал также шквал критики значительного гуманитарного уклона содержания образования, его педоцентрической направленности, появляются такие известные документы, как доклад американского правительства «Нация в опасности», в котором перед педагогами был поставлен вопрос, – «С какими знаниями войдут в ХХI столетие наши дети?».
Правительства ведущих стран мира отреагировали проектами реформ: «Образование ХХI столетия» (ФРГ), «Образование американцев в ХХI столетии» (США), «Образование будущего» (Франция), «Модель образования» (Япония), и другие. Период реформ отрасли образования развитых стран 60-х – 80-х годов получил название «взрыв образования». Девизом всех этих реформ стал девиз – «Стратегия будущего – дифференциация обучения». Происходит увеличение сроков обучения. Учебные предметы разделяются на базовые (обязательные) и дополнительные (по выбору).
В 1961 году в США было предложено обязательное обучение по пяти направлениям (базисам): английский язык и литература, математика, природоведение, социальные науки, компьютерная техника. Каждый базис включает несколько частей. Так базис «математика» состоит из алгебры, тригонометрии, делопроизводства и применения компьютеров. Одновременно разрабатываются и практикуются программы углубленных или облегченных курсов (элективы).
В Англии к обязательным предметам были отнесены: английский язык и литература, математика, религия, физкультура. На них было отведено более 50 % учебного времени. Другая часть учебного времени была занята предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», которые включают несколько учебных курсов гуманитарного, естествознавческого и математического содержания.
Вводятся «интегративные курсы». Примером такого курса является обязательная программа природоведения, которая включает элементы физики, химии, биологии, иногда – астрономии, геологии, минералогии, физиологии, экологии. Интегративные курсы создаются для основной части учеников, и применяются одновременно с углубленным изучением отдельных предметов, к которым проявляются интересы и способности учащихся.
Происходит также дифференциация самих средних учебных заведений. Гуманитарное образование предоставляется в колледжах США и Японии; грамматических и публичных школах Англии; гимназиях ФРГ; общеобразовательных лицеях Франции. Физико-математическое, а также естественнонаучное образование предоставляется в технических колледжах США и Японии; современных школах Англии; реальных училищах Германии; технических лицеях Франции. Дифференциация школ осуществляется после получения начального образования.
Происходит становление промежуточных школ между начальными и средними. В них происходит обучение детей с 11 – 12 до 15 – 16 лет с целью получения единого образования в первые три года и предоставления дальнейшей дифференциации в средней школе. Вводится школьное самоуправление (советы учеников, школьные советы и т.д.). Происходит дальнейшее усовершенствование учебных программ, форм и методов обучения.
Происхождение и становление современной системы образования на территории СНГ
В Российской империи в 1861 году было отменено крепостное право. К отмене крепостного права и последовавшим реформам императора Александра II привело осознание огромного военно-технического отставания империи, чему способствовало поражение империи в крымской войне 1853-56 гг., а также социальное напряжение, значительно усилившееся в результате этого поражения. 19 февраля 1861 г. царь Александр II издает манифест про отмену крепостного права. Таким образом, было положено начало перехода от феодального строя к капиталистическому. Вместе с этим происходит и развитие образования, однако оно сильно замедляется системой государственного устройства.
К началу XX века империя переживает глубокий и системный кризис, вызванный архаичностью социально-политического устройства – самодержавием. Страну охватили волнения. В начале октября 1905 года началась Всероссийская политическая забастовка. Царское правительство вводит чрезвычайное положение. Во многих городах были закрыты университеты, на фабрики и заводы введено полицию и войска. Подавив революцию 1905-1907 гг., царское правительство понимало, что одними репрессиями снять социальное напряжение невозможно. Осознав необходимость дальнейших реформ, Николай II издает манифест которым «дарует» народу гражданские свободы: неприкосновенность личности, свободу совести, печати, собраний, союзов. Проведение реформ возглавил глава совета министров и министр внутренних дел П. Столыпин. В проведении своих реформ Столыпин встретил сильное сопротивление, поскольку вопреки демократическому направлению реформ, сам Столыпин воплощал собой силы, стремившиеся к жестокому подавлению всего демократического, беспощадным репрессиям против участников освободительных движений: национальных, социальных, политических, культурно-просветительских. Период реакции после подавления революции 1905-1907 гг. получил название «столыпинщина». Завершить свои реформы Столыпину не удалось. 1 сентября 1911 г. в Киеве он был застрелен.
Кризис самодержавия завершился 27 февраля 1917 года его свержением. Начался сложный, противоречивый, но очень важный этап и в истории, общественно-политической и духовной жизни. Ликвидируется классовость среднего образования – гимназии объявляются средними общеобразовательными школами, в которых предоставляется возможность учиться всем детям, которые приобрели необходимую начальную подготовку.
Ошибки и непоследовательность демократических сил в становлении государственности, отсутствие четких позиций в социально-экономических и внешнеполитических вопросах, привели к утрате социальной опоры. Этим воспользовались большевики, позиция, которую они декларировали, была предельно четкой: землю крестьянам, заводы рабочим, власть советам. Большевики, с целью национального примирения, провозглашают создание независимых Советских Социалистических Республик. Однако руководство республиками осуществлялось большевистской партией, правление которой, в свою очередь, осуществлялось централизованно, таким образом, независимость республик приобрела лишь декларативный характер.
Советские школы перестраивается в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 20-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. С 1925 года начальное образование провозглашается обязательным и бесплатным. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 20‑х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты.
Советское образование переживало те же стадии развития, что и вся советская система. Так разработанный и развернутый Владимиром Ульяновым (1870-1924) план строительства социализма (индустриализация страны, кооперирование крестьянства, культурная революция), внедрение новой экономической политики (НЭП), получили свое продолжение в культуре и образовании 1920-х.
В 30-е годы начинается период сталинской индустриализации. XV съезд ВКП(б) объявляет приоритет государственного плана над рынком, что означает сворачивание новой экономической политики и уничтожение товарно-денежных отношений. По формуле Иосифа Джугашвили (Сталина), планы должны иметь не прогнозный, а директивный характер, то есть быть обязательными для исполнения (плановая экономика). Именно Иосиф Виссарионович Джугашвили (1879-1953) является автором всей советской системы, в том числе и системы образования. (Также как и здравоохранения.) Противники формул Сталина: М. Бухарин, О. Рыков, М. Томский и другие – были объявлены «правым уклоном» и во время «чистки» уничтожены.
В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы. Становление советской системы образования определяется следующими нормативами: 1930 год – постановление «Про общее обязательное начальное образование» (в школах происходит обязательное создание пионерских, комсомольских и партийных организаций); 1931 год – постановление «Про начальную и среднюю школу»; 1932 год – «Про учебные программы и планы в начальной и средней школе»; 1933 – «Про учебники для начальной и средней школы»; 1936 – «Про педологические перекручивания в системе Наркомпроса»; 1937 – «Про обязательное изучение русского языка в нероссийских школах».
Достижения И. Джугашвили были действительно огромны. Практически полностью ликвидируется безграмотность. Итогом сталинских пятилеток стал рост тяжелой промышленности почти в 11 раз. В индустриальный период мирового экономического развития именно тяжелая промышленность являлась определяющей в достижении экономической и военной мощи государства. В то время были введены в строй гиганты металлургической промышленности, происходит строительство новых шахт, электростанций, и т.д.. Таким образом СССР становится одним из мощнейших государств мира. Другой стороной рывка тяжелой промышленности и «прыжка в социализм» стали миллионы человеческих жертв.
Особо следует отметить, что повышения благосостояния людей при этом не происходит, люди рассматриваются как расходный материал. Пренебрежение экономическими механизмами развития производства привело к подрыву сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Очереди, продовольственные карточки, хронический дефицит товаров и услуг. Размещение продуктивных сил искаженное индустриализацией по системе Сталина привело к значительному дефициту жилья. Впрочем, плановая схема производства изначально и не была рассчитана на улучшение уровня жизни населения. Большого значения материальным стимулам труда большевики не придавали. Социалистическое соревнование (стахановское движение и др.) надолго стало главной формой борьбы за повышение показателей труда, работников прикрепляют к предприятиям, а нарушение дисциплины приравнивается к уголовному преступлению. Игнорируя экономические рычаги повышения продуктивности труда, руководители большевистской партии и правительства стремились использовать (точнее, можно сказать, просто гениально использовали) энтузиазм масс, а также бесплатный труд миллионов безвинно заключенных.
После смерти Сталина (1953 г.) в общественной жизни народов СССР происходят качественные изменения. Руководителем государства становится Никита Сергеевич Хрущев (1894 – 1971). Период его правления (1953 – 1964) получил название «оттепели». Настоящим потрясением стал ХХ съезд КПСС с «развенчиванием культа личности Сталина». Реабилитируются массы политических заключенных концлагерей. Хрущевская оттепель породила надежду на прекращение произвола и на более достойную жизнь людей. Тот период стал одновременно и пиком развития (вызвавшим «спутниковый шок» американцев) и началом деградации системы СССР. Некоторое время в советском обществе еще сохраняется инерционная тенденция развития. Однако созданная И. Джугашвили социально-экономическая система просто не могла существовать вне условий социальных потрясений – общественного энтузиазма их преодоления, отдельно от культа личности, ГУЛАГ и НКВД. Это было осознанно советским руководством лишь во второй половине 80-х годов, когда процесс разложения общества (прежде всего морального) уже зашел слишком далеко. Воровство стало повседневной нормой жизни советского человека. Советское общество, лишенное всякой моральной опоры вследствие осознания никчемности веры в Сталина, «светлое завтра» и торжество коммунизма быстро деградировало. Разруха планомерно охватывает все сферы жизни и отрасли производства. Окончание индустриальной эпохи лишь ускоряет коллапс системы сталинского «социализма». Неуклюжая «перестройка» (1985 - 1991) заканчивается попыткой государственного переворота и окончательным крахом государства. Причем катастрофа произошла более на моральном уровне, но главной причиной стал экономический развал советской системы и ее слишком запоздалая «перестройка». Суть происходивших процессов хорошо передана посредствам кино. Характерными для последнего времени СССР являются такие фильмы как «Интердевочка», «Забытая мелодия для флейты», «Криминальный талант», «Дорогая Елена Сергеевна», «Авария – дочь мента» и других картин эпохи распада СССР.