1. Первый дирижёр появился в театре Древней Греции, его называли корифей. Он руководил хором и небольшим оркестром, отбивая доли такта сандалией с металлической подошвой. Такой «громкий» способ дирижирования был выбран потому, что у музыкантов не было возможности смотреть на дирижёра - им приходилось разбирать сложные знаки, обозначающие музыкальные звуки (ноты).
2. Со временем музыка усложнялась и инструментов в оркестре стало больше. Поэтому теперь доли такта отмечали ударами об пол большой палки - баттуты (от итал.- «бить»). Её звук часто заглушал звучание музыки и однажды она была причиной смерти французского композитора Жана-Батиста Люлли: во время дирижирования он, рассердившись, наконечником батуты нанёс себе рану, оказавшейся смертельной.
3. В начале второго тысячелетия итальянский монах Гвидо да Ареццо придумал известные теперь всем семь нот, взяв их названия из начала каждой строчки молитвы святому Иоанну- покровителю музыкантов. Первой нотой была «Ут», которую позднее заменили на «До»
|
|
UT queant laxis Чтобы слуги твои
RE sonare fibris голосами своими
MI ra gestorum смогли воспеть
FA muli tuorum, чудные деяния твои,
SOL ve polluti очисти грех
LA bii reatum, с наших опороченных уст, S ancte I oannes. о, святой Иоанн.
4. С появлением простых нот музыканты стали дирижировать бесшумно. Чтобы сделать руки дирижёра более заметными, использовали различные предметы: чаще всего они отмечали доли такта в определённом темпе взмахом смычка или свёрнутых нотных листов – их называли харта.
5. В начале XIX века первым взял в руки небольшую дирижёрскую палочку немецкий музыкант Людвиг Шпор. В это же время и появилось понятие «дирижёр», близкое к нашему.
6. Дирижёры стояли на сцене спиной к оркестру и лицом к знатной публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. А дирижировать приходилось, не видя музыкантов. Это, конечно, было неудобно.
- Впервые встал лицом к оркестру немецкий композитор и дирижёр Рихард Вагнер.
2. С середины XIX века дирижирование становится особой музыкальной профессией.