История дирижирования

1. Первый дирижёр появился в театре Древней Греции, его называли корифей. Он руководил хором и небольшим оркестром, отбивая доли такта сандалией с металлической подошвой. Такой «громкий» способ дирижирования был выбран потому, что у музыкантов не было возможности смотреть на дирижёра - им приходилось разбирать сложные знаки, обозначающие музыкальные  звуки (ноты).

 

2. Со временем музыка усложнялась и инструментов в оркестре стало больше. Поэтому теперь доли такта отмечали ударами об пол большой палки - баттуты (от итал.- «бить»). Её звук часто заглушал звучание музыки и однажды она была причиной смерти французского композитора Жана-Батиста Люлли: во время дирижирования он, рассердившись, наконечником батуты нанёс себе рану, оказавшейся смертельной.

 

 

3. В начале второго тысячелетия итальянский монах Гвидо да Ареццо придумал известные теперь всем семь нот, взяв их названия из начала каждой строчки молитвы святому Иоанну- покровителю музыкантов. Первой нотой была «Ут», которую позднее заменили на «До»

          

  UT queant laxis           Чтобы слуги твои

 RE sonare fibris             голосами своими

 MI ra gestorum              смогли воспеть       

FA muli tuorum,           чудные деяния твои,

SOL ve polluti              очисти грех

LA bii reatum,              с наших опороченных уст, S ancte I oannes.              о, святой Иоанн.

 

 

 

 

4. С появлением простых нот музыканты стали дирижировать бесшумно. Чтобы сделать руки дирижёра более заметными, использовали различные предметы: чаще всего они отмечали доли такта в определённом темпе взмахом смычка или свёрнутых нотных листов их называли харта.

 

5. В начале XIX века первым взял в руки небольшую дирижёрскую палочку немецкий музыкант Людвиг Шпор. В это же время и появилось понятие «дирижёр», близкое к нашему.

 

 

 

6. Дирижёры стояли на сцене спиной к оркестру и лицом к знатной публике, так как считалось неприличным поворачиваться к ней спиной. А дирижировать приходилось, не видя музыкантов. Это, конечно, было неудобно.

 

  1. Впервые встал лицом к оркестру немецкий композитор и дирижёр Рихард Вагнер.

 

 

2. С середины XIX века дирижирование становится особой музыкальной профессией.

 

                 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: