И случай, бог изобретатель»

Исследовательская работа

На тему

«Пушкин и математика»

 

Работа выполнена: ученицей 9 класса

Шекер Амина

под руководством:

Учителя русского языка Токабаева Ботагоз Касимовна

Г.

 

Содержание работы

 

 

Введение.

       Обоснование актуальности учебного исследования

 

2. Основная часть.

Содержание исследования. Предметы исследования. .

 

Заключение.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

 

  4. Литература.                                                                                                                                          

I. Введение

II.

Актуальность исследования

     Широко распространено мнение, что А. С. Пушкин был не совсем в ладах с математикой. Из воспоминаний старшей сестры Ольги мы узнаем, что в детстве, бывало, он плакал над задачами по арифметике. По результатам вступительных экзаменов в лицей, об Александре Пушкине записано, что «в познании языков: российского - очень хорошо, немецкого – не учился, в арифметике – знает до тройного правила, в познании общих свойств тел – хорошо, в начальных основаниях географии и начальных основаниях истории – имеет сведения». В воспоминаниях об учёбе в лицее «первый друг» и «друг бесценный» Иван Пущин рассказывал о том, как однажды их учитель по физике и математике Яков Иванович Карцов вызвал Пушкина к доске решать алгебраическую задачу. Переминаясь с ноги на ногу, Пушкин молча сделал на доске какие-то записи чисел. На вопрос учителя: «Ну, что же у Вас получилось? Чему ровняется икс?» - ученик улыбнулся и ответил: «Нулю!». «Хорошо, - подытожил Карцов. – У вас, Пушкин, всё в моём классе кончается нулём. Садитесь на место и пишите стихи». С. Д. Комовский вспоминал: «…Вообще он жил более в мире фантазии. Набрасывая же свои мысли на бумагу, везде, где мог, а чаще всего во время математических уроков, от нетерпения он грыз обыкновенно перо и, насупя брови, надувши губы, с огненным взором читал про себя написанное». В «Дневнике» поэта за 1 января 1834 года находим запись: «Меня спрашивали, доволен ли я моим камер – юнкерством. Доволен, потому что государь имел намерение отличить меня, а не сделать смешным, а по мне хоть в камер – пажи, только бы не заставили учиться французским вокабулам и арифметике».

     К 150-летию со дня рождения поэта Институт русской литературы (Пушкинский дом) издал «Словарь языка Пушкина» в четырёх томах по 800 страниц. «Словарь…» содержит 16 000 слов в алфавитном порядке с указанием числа раз встречающихся слов и ссылками на полное собрание сочинений. Например: алгебра встречается три раза, геометрия – три, физика – один, астролог – один, наука – 75, любить – 614, любовь – 630. Но на страницах гениальных творений Пушкина нашли отражение математические понятия, термины и идеи. Значит, связи поэта с современной ему математикой весьма многообразны?

Проблема моего исследования, таким образом, состоит в осмыслении противоречий между:

-внешней нелюбовью к математике великого русского поэта и отражениями математических понятий, терминов и идей в рукописях и черновиках;

- точной наукой математикой и законами стихосложения.

Тогда объектом исследования является изучение работ и произведений А. С. Пушкина, в которых упоминаются или используются математические идеи.

Предмет исследования – это математическая лексика, законы математики, математические понятия в произведениях А. С. Пушкина.

Проблема, объект и предмет исследования определили тему исследования   «Пушкин и математика».

Цель - выяснить, насколько прослеживалась связь творчества с точной наукой математикой в литературном процессе А. С. Пушкина.

Задачи исследования:

1) изучить воспоминания близких, родственников, современников А. С. Пушкина;

2) изучить художественные тексты поэта;

3) проанализировать лексику поэта, законы, математические явления в исследуемых текстах А.С. Пушкина.

Методы исследования:

 

Ø эмпирические: изучение научной, художественной, публицистической, литературы, материалов на электронных носителях по проблеме исследования; наблюдение, опытно – экспериментальная работа;

Ø теоретические: анализ, синтез, обобщение.

 

II. Основная часть. Содержание исследования.

Предметы исследования:

Гипотеза о форме цифр

 

    В материалах записных книжек Пушкина за 1835 год содержится гипотеза о происхождении формы цифр: «Форма цифр арабских составлена из следующей фигуры: АД(1), АВДС(2), АВЕСД(3), АВД + АЕ (4). Русские цифры составлены по тому же образцу». Следует, однако, признать, что эта гипотеза поэта для объяснения формы наших цифр не имеет никакого исторического обоснования. Русский ориенталист Георг Яковлевич Кер (1692 -1740) впервые в науке высказал мысль об индийском происхождении так называемых «арабских» цифр, что было признано лишь в 19 веке. Даже до сих пор в некоторых учебниках по математике цифры ошибочно называются арабскими. Индийские цифры попали в Европу от арабов в 12 веке через Мавританию. Пушкин, сравнивая татарское иго с игом мавританским в Испании, отметил: «Татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля». Эволюция форм начертания индийских цифр имеет длинную историю, а современный вид они приняли лишь в эпоху Возрождения в трактате А. Дюрера (1471-1528) «Наставление к измерению циркулем и линейкой» (1525).

 

 

Серебряное сечение»

Многим хорошо известна эстетика золотого сечения. Недавно петербургский поэт и переводчик А. Чернов, «проверив алгеброй гармонию» поэмы «Медный всадник» (1833) Пушкина, обнаружил в нём своеобразное «серебряное деление». Математическую закономерность принципа «серебряного сечения» Чернов впервые обнаружил в тексте загадочного древнерусского памятника «Слово о полку Игореве» в виде отношения:

Число стихов в всех трёх частях «Слова…» (их 80)

Число стихов в первой и последней части (256)

Приблизительно ровно 3, 14, что является общеизвестным приближённым значением числа П (отношение длины окружности к её диаметру).

В «Медном Всаднике» А. С. Пушкин также использовал круговую композицию. Поделив число строк в издании поэмы под редакцией Б. В. Томашевского на её «диаметр», Чернов получил число, близкое к П.

 

И случай, бог изобретатель».

В творчестве Пушкина в различных вариациях встречаются слова: тайна, надежда, судьба, судьбина, рок, тайный рок, пророк, провиденье, случайно, случай, фортуна, блуждающая судьба, святое провиденье, тайны роковые и т. п. Все эти слова загадочным образом связаны с наукой о случайном. Много надежд Пушкин возлагал на издание журнала «Современник». При жизни поэта вышло четыре номера. В частности, в третьем томе «Современника» была помещена статья профессионального дипломата, поэта и популяризатора точных наук князя Петра Борисовича Козловского (1783 – 1840) «О надежде». Это было первое в отечественной литературе популярное изложение основ теории вероятностей, названной автором «теорией удобосбытностей».

В рецензии на работу «История русского народа» редактора «Московский телеграф» Н. А. Полёва Пушкин мудро указывал: «…Но провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая – мощного мгновенного орудия провидения…». Тайна случайности неоднократно и загадочно звучит в его стихах:

                                            Дар напрасный, дар случайный,

    Жизнь, зачем ты мне дана?

  Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Невероятно, но поэтическое отражение некоторых свойств случайных событий можно усмотреть и в стихотворении «Зимний вечер» (1825):

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

       Или дремлешь под жужжанье

                                         Своего веретена?

Здесь случайное событие:

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Складывается из двух несовместимых случайных событий:

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Своего веретена?

В незаконченном стихотворении о научном творчестве (1829) Пушкин даёт глубокие определения случаю, опыту и гению:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: