Стратегическое планирование

Тема 1.4 «Функции менеджмента»

 

Основные понятия и термины по теме: функция менеджмента; мотив; функциональный подход; дивизиональный подход; мотивация; потребности;контроль; стратегическое, тактическое, оперативное планирование.

 

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Функция планирования.

2. Функция организации.

3. Функция мотивации.

4. Функция контроля.

5. Современные мотивационные теории.

 

Краткое изложение теоретических вопросов

Функция планирования

 Планирование деятельности любой организации систематический и подлежащий информационной обработке процесс, в ходе которого определяются будущие цели организации, а также средства и методы ее развития.

Функция менеджмента – конкретныйвид управленческой деятельности, который осуществляется конкретными приемами. В процессе планирования принимаются решения о том, какими должны быть цели организации, и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.

Стратегическое планирование – попытка взглянуть в будущее и определить, как будет вести себя организация спустя определенное время.

Тактическое планирование - определение промежуточных целей на пути достижения стратегических.

Оперативное планирование – основа основ планирования. Все три планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, общим или бизнес-планом.

 

Рисунок 3 – Сущность планирования на разных уровнях.

Принципы планирования:

- Полнота планирования (учитываются все события, которые могут возникнуть).

- Точность планирования (обеспечение точности прогноза).

- Ясность планирования (цели должны иметь простые формулировки).

- Непрерывность планирования.

- Экономичность планирования (расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемом выигрышем).


Техника планирования

Существуют два основных метода:

- Бюджетный метод (используя его, можно наглядно представить приток и отток наличности).

- Анализ окупаемости(просчитывается соотношение затрат и доходов).


Классификация планирования

Планирование – систематическая подготовка принятия решений оцелях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремитсяопределить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.

 Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

- по степени охвата бывает общее и частичное;

- по охвату - глобальное планирование, макровеличин, детальное;

- по срокам (кратко -, средне -, долгосрочное планитрование);

- по степени адаптивности - жёсткое планирование и гибкое.

 

Четыре функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования

 Существуют четыре основные функциивпроцессе планирования:

1) Распределение ресурсов (фонды,управленческие кадры, технологический опыт).

2) Адаптация к внешней среде (организациям необходимо адаптироваться к внешним факторам - как благоприятным возможностям, так и возможным опасностям).

3) Внутренняя координация (координация деятельности организации, учитывающая сильные и слабые стороны с целью достижения целей).

4) Осознание организационных стратегий (деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях).

 

Стратегическое планирование

Стратегия -оптимальный набор правил и приемов, которыепозволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы.

В системе стратегического планирования не делается предположение, что будущее станет лучше прошлого и что его можно изучать, проецируя тенденции на последующие периоды. Поэтому в стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, возможности, которые способны изменить сложившиеся и существующие в настоящее время тенденции.

  Основной признак стратегического планирования – адаптивность, что предполагает наличие альтернативного планирования и стратегии, на которые переходит организация. Это реакции организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.

  Миссия является общей целью организации. Она формируется до начала хозяйственной деятельности организации и изменяется в редких случаях. Содержание миссии должно отражать: определение деятельности, принципы и культуру. Миссия не должна включать в качестве цели прибыль, так как прибыль – внутренняя проблема. В свое время Г. Форд определил миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта. Он отмечал, что при этом прибыль едва ли пройдет мимо. Значение миссии для деятельности предприятия особое. Оно заключается в том, что миссия:

- является основой для всех плановых решений фирмы, для дальнейшего определения ее целей и задач;

- помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет действия;

- обеспечивает внимание и поддержку среди внешних участников организации (социального окружения).

 При определении миссии должен быть определен период, в рамках которого она должна быть реализована. Срок выполнения миссии должен быть обозримым, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда. В практике стратегического планирования выделяют семь ключевых зон формирования целей:

- рыночная позиция организации;

- инновации;

- ресурсы;

- прибыль;

- управленческие аспекты;

- производительность;

- персонал.

 Если начало стратегического планирования – выбор миссии, то второе место отводится установлению целей. Они выражают отдельные конкретные направления деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей. К целям предъявляются следующие требования:

- конкретность и измеримость; цели должны отражать конкретные ключевые аспекты производства и иметь конкретное цифровое выражение;

- ориентация во времени; все цели должны быть расписаны по рубежам;

- достижимость: цели должны быть реалистичными;

- совместимость целей фирмы в целом и целей ее подразделений.

 При анализе внешней среды, прежде всего, обращают внимание на изменения, которые могут оказать влияние на стратегию деятельности организации, а также факторы, которые, с одной стороны, могут порождать серьезную опасность для деятельности организации, а с другой – открывать дополнительные возможности для нее.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: