Тактическое планирование

 Тактика - это наилучший вариант реализации стратегии в существующих условиях, учитывающий появление непредвиденных обстоятельств.

 Тактическое планирование занимает промежуточное положение между долгосрочным, стратегическим и краткосрочным (оперативно-календарным) планированием. Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Решения, принимаемые при тактическом планировании, менее субъективные, чем при стратегическом планировании, так как базируются на более объективной и полной информации. Реализация тактического плана сопряжена с меньшим риском, поскольку его решения более детальны, касаются внутренних проблем предприятия и имеют меньший разрыв во времени (лаг). Кроме того, тактические решения легче оценить, ранжировать и выбрать оптимальный вариант. В связи с тем, что тактический план представлен системой конкретных количественных показателей, при его разработке могут широко применяться различные методы оптимизации. Тактический план имеет многофункциональное назначение. В целом он выполняет три основные функции, частично перекрывающие друг друга: прогнозирования, координации и контроля. Поскольку тактический план содержит развернутую систему конечных целей деятельности предприятия, при его составлении необходимо определить цели в конкретной фирме, а также средства и методы их достижения. Следующая функция тактического планирования – координация действий. План, устанавливая определенные пропорции между ресурсами и видами деятельности, создает хорошую основу для координации усилий всех участников предприятия. Координация, в свою очередь, требует интеграции всех разделов тактического плана. В данной ситуации координация планов, охватывающих различные функции, представляет собой более сложную проблему, для решения которой применяются различные средства и методы. Важнейшей функцией тактического плана является обеспечение эффективного контроля. Насколько точно реализуются целевые установки плана - зависит от того, как налажен контроль за его выполнением. Система отчетности о выполнении плана, методы оценки и измерения результатов деятельности всех структурных подразделений предприятия должны позволить организовать управление по отклонениям. Это дает возможность высшему управленческому персоналу уделять внимание только исключительным событиям или ситуациям, вызывающим отклонения от нормального хода производства.

 

Выбор стратегии

  Стратегия ограниченного роста. Эту с тратегию применяют большинство организаций в зрелых отраслях экономики со стабильной технологией. При такой стратегии цели устанавливаются «от достигнутого». Если руководство удовлетворено положением организации, то в перспективе оно будет придерживаться той же стратегии.

Стратегия роста осуществляется путем значительного ежегодного повышения уровня развития над уровнем предыдущего года. Её придерживаются руководители, стремящиеся к диверсификации. Рост может быть внутренним, за счет расширения ассортимента, или внешним, за счет объединения организаций.

Стратегия сокращения или последнего средства. В рамках альтернатив может быть несколько вариантов: ликвидация (полная распродажа активов и материальных ресурсов); отсечение лишнего (отделяют некоторые подразделения, отрицательно влияющие на организацию); сокращение и переориентация (сокращение убыточного вида производства и переориентация на прибыльное производство).

Комбинированная стратегия представляет собой сочетание всех рассмотренных вариантов стратегий.

 

Функция организации

Организация как функция управления обеспечиваетупорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности руководителя и исполнителей. Организационная деятельность заключается в разделении работы и функций. На основе такого разделения создаются различные службы и отделы. Их цель - обеспечить эффективную координацию всех ресурсов. Процесс создания организационной структуры включает следующие стадии работ: определение конкретных задач, определение всех видов работ, оценка имеющихся человеческих ресурсов, определение степени ответственности, оформление и утверждение схем.

Функциональный подход предусматривает проведение департаментализации по видам деятельности или по функциональной специализации.

Дивизиональный подход отражает формирование подразделений по продукту, потребителям.

Департаментализация – процесс группирования родственных функций и видов работ.

Из всего множества значений термина «организация» в смысле управленческой функции чаще всего используются два:

- Организация – это структура системы в виде взаимоотношений, прав, целей, роли, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом.

- Организация – это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура организации.

 

Функция мотивации

  Мотивация совокупность движущих сил,побуждающих человека к осуществлению определенныхдействий.

Мотив – то, что вызывает определенные действия человека.

Потребности – то, что возникает и находится внутри человека. Стимулы выполняют функцию рычагов воздействия, вызывающих действия определенных мотивов. Концепция иерархии потребностей, разработанная Маслоу, включает в себя следующие основные идеи:

- Люди постоянно испытывают какие - либо потребности.

- Сильно выраженные потребности можно объединить в группы.

- Неудовлетворенные потребности побуждают человека к действиям.

- Если одна потребность удовлетворена, то на ее место выходят неудовлетворенные потребности.

- Потребности более высокого уровня начинают возникать после того, как будут удовлетворены потребности более низкого уровня.

В соответствии с теорией Маслоу, существует пять групп потребностей: физиологические, потребности в безопасности, потребности принадлежать к какому - либо обществу, потребность в уважении, потребность в самовыражении (см. рис. 4).

Рисунок 4 – Иерархия (пирамида) потребностей А. Маслоу.

 

Теория Альдерфера: все потребности Альдерфер объединил в три группы:

1) потребность существования,

2)потребность связи,

3) потребность роста.

По Маслоу, движение происходит от потребности - к потребности только снизу вверх, но Альдерфер считал, что движение идет в обе стороны. В случае неудовлетворения потребностей верхнего уровня усиливается степень действия потребностей более низкого уровня (если человек никак не смог удовлетворить потребности роста, у него опять «включается» потребность связи). Процесс движения вверх Альдерфер называет признаком удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустации, то есть это поражение в стремлении удовлетворить потребность. Знание теории Альдерфера является полезным для практики управления.

 

 


 

 

Рисунок 5 – Иерархия потребностей по теории Альдерфера.

 

Теория Мак-Клелланда: Мак-Клелланд считал, что все потребности являются приобретенными. Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать цели более эффективно, чем он это делал ранее. Люди с ярко выраженной такой потребностью склонны самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. Потребность соучастия появляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Такие люди устанавливают и поддерживают хорошие отношения со всем коллективом, для них важно, что о них думают. Потребность властвовать является крупной потребностью влияния на поведение человека. Данная потребность является приобретенной и развивается на основе жизненного опыта.

5. Современные мотивационные теории

Теория Ф. Герцберга: Ф. Герцберг предложил модель мотивации, выделив две группы факторов:

1) Гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой.

2) Факторы мотивации (внутренние, присущие самой работе).

К первой группе относятся: достаточная заработная плата, уважительное отношение начальника, нормальные взаимоотношения в коллективе. Эти факторы, если они достаточны, всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности у работника, но сами по себе они не являются факторами - мотиваторами. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов (вторая группа): ощущение успеха, признание со стороны окружающих, рост возможностей (возможностей делового и творческого роста).

Ф. Герцберг полагал, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда считает их реализацию неадекватной или несправедливой.

Теория ожидания: пытается сосредоточить внимание на том, почему люди выбирают определённую линию поведения, и объяснить такой выбор. Для определения мотивации важно учесть три важных фактора:

- ожидания работника в отношении «затрат труда – результатов». Это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами;

- ожидания в отношении «результатов-вознаграждений». Это ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов;

- валентность – степень удовлетворенности вознаграждением. Это ценность вознаграждения в глазах конкретного работника.

Мотивация = Ожидание того, что усилия дадут желаемый результаты × Ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение.

Теория справедливости: предполагает, что люди субъективнооценивают и сравнивают свое вознаграждениес тем, что получили другиесотрудники за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к психологическому напряжению. Поскольку восприятие и оценка справедливости носят относительный, а не абсолютный характер, то на практике руководитель должен объяснять, почему существует разница в вознаграждениях.

Модель Портера-Лоулера: является комплексной процессуальной теорией мотивации, включающей элементы теории ожиданий и теории справедливости. Лайман Портер и Эдвард Лоулер исследовали, от чего зависит достигнутый результат. В их модели присутствуют следующие элементы, между которыми отслеживается взаимосвязь:

- затраченные работником усилия;

- ценность вознаграждения;

- оценка вероятности связи «усилия – вознаграждения»;

- способности и характер работника;

- полученные результаты работы;

- вознаграждение, воспринимаемое как справедливость;

- степень удовлетворения.

Портер и Лоуер утверждают, что чувство выполненной работы (результат) ведет к удовлетворению.

 


Функция контроля

Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач. Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования и обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы руководитель мог определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры.

Для обеспечения этой функции создаются соответствующие системы контроля. Этапы процесса контроля включают в себя:

- установление показателей, которые должны оцениваться;

- измерение достигнутых результатов с установленными показателями;

- проведение корректировок в случае, когда достигнутые результаты отличаются от установленных стандартов.

К основным задачам контроля относятся: обнаружение и устранение неопределенности; предупреждение кризисных ситуаций, поддержание успеха; широта контроля. Реализация контрольных функций осуществляется в трех видах:

- предварительный контроль (осуществляется до фактического начала работы);

- текущий контроль (осуществляется от начала работы до момента получения окончательного результата; цель текущего контроля – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и скоординировать дальнейшие действия);

- заключительный контроль (контроль полученных результатов; цель - не допускать ошибок в будущем).

 Специалисты в области менеджмента дают следующие рекомендации по повышению эффективности контроля:

- установить осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками;

- обсуждать с сотрудниками ожидаемые результаты;

- устанавливать жесткие, но достижимые стандарты;

- избегать чрезмерного контроля;

- вознаграждать за достижение стандарта.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1) Побуждение себя и людей к действиям, позволяющим достичь цели организации, есть:

а) планирование;

б) контроль;

в) мотивация.

2) Когда осуществляется текущий контроль?

а) В ходе проведения работы;

б) до начала работы;

в) после завершения работы.

3) Процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий - это:

а) контроль;

б) планирование;

в) организация.

4) Маслоу принадлежит:

а) теория потребностей;

б) теория ресурсов.

5) Бизнес-план включает в себя следующие виды планирования:

а) оперативное, тактическое, стратегическое;

б) оперативное, логическое, стратегическое;

в) оперативное, тактическое, общее.

6) Принципы планирования включают в себя:

а) точность;

б) ясность;

в) экономичность;

г) все ответы верны.

7) Процесс группирования родственных функций и видов работ – это

а) диверсификация;

б) департаментализация;

 

8) Удовлетворение потребностей сверху вниз - это

а) фрустация;

б) прустация;

в) эндостация.

9) Контроль – дорогое удовольствие, поэтому стоит:

а) доверять подчиненным;

б) продумать, каким образом, и кто будет осуществлять его постоянно;

в) осуществлять контроль только в случае необходимости.

10) Наиболее важной функцией является:

а) мотивация;

б) организация;

в) планирования;

г) контроль;

д) все.

11) Систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных действий в ожидаемых условиях, называется:

а) Планированием;

б) стратегией;

в) организационным процессом.

12) Функция менеджмента, отражающая структуру предприятия:

а) функция организации;

б) функция контроля;

в) функция планирования.

13) Высокий социальный статус – это пример:

а) социальной потребности работника;

б) потребности в признании;

в) потребности в безопасности.

14) Шкала допустимых отклонений – это:

а) количественный показатель;

б) процентное соотношение;

в) шкала, которой соответствуют.

15) «Все потребности являются приобретенными» -....

а) теория Мак-Клелланда;

б) теория Маслоу;

в) теория Альдерфера.

16) Анализ окупаемости – это

а) соотношение затрат и доходов;

б) приток и отток наличности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: