Финансовая деятельность в организации

 

Финансовая деятельность – деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе капитала и заемных средств компании.

Издержки бизнеса

Предприниматель, или субъект бизнеса, осуществляет расход ресурсов в расчете на получение дохода, или, иными словами, производит затраты на свою деятельность для достижения целей бизнеса.

Издержки – совокупность затрат субъекта бизнеса, необходимых для осуществления производства и сбыта продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – стоимостная оценка расхода ресурсов предприятия, использованных при производстве и реализации продукции.

Для расчета себестоимости всего объема производства затраты группируют в соответствии с их экономическим содержанием.

Классификация затрат. В соответствии с экономическим содержанием в отечественной практике расходы бизнеса группируются прежде всего по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Упрощенно можно понимать под элементами материально обусловленные, вещественные виды затрат, а под статьями – виды затрат по их конечной цели, по их назначению. Так, затраты на отопление офисных помещений и на отопление технологического оборудования окажутся разными по конечному назначению затратами, хотя вещественный смысл у них один: на отопление потрачена определенная сумма денег. Для калькуляции, т.е. расчета, плановой и фактической себестоимости продукции и работ важны именно статьи затрат, тогда как для совокупного плана расходов, для бюджета предприятия – элементы затрат.

Все расходы бизнеса в России принято делить на две большие группы – расходы на производство и реализацию, с одной стороны, и внереализационные расходы – с другой. Сначала рассмотрим первую группу.

В ст. 253.2 Налогового кодекса РФ установлен единый перечень экономических элементов расходов на производство и реализацию любых организаций:

• материальные затраты;

• затраты на оплату труда;

• суммы начисленной амортизации;

• прочие расходы.

Материальные затраты включают расходы на приобретение оборотных средств – сырья, материалов для изготовления продукции. Сюда же включаются расходы на инструменты, топливо, покупные полуфабрикаты, комплектующие, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и т.п. Роль этих затрат в каждом виде бизнеса отражает показатель материалоемкости:

где  – материальные затраты, руб.;  – себестоимость продукции, руб.

Заработная плата всех работников, занятых в бизнесе, затраты на бесплатное питание работников, выплаты им в натуральной форме и т.п. включаются во вторую группу расходов. Очевидно, что фонд оплаты труда и другие затраты, связанные с персоналом организации, – существенный элемент затрат любого бизнеса.

Нами уже были рассмотрены амортизационные отчисления, они отражают затраты бизнеса на восстановление средств труда.

Прочие расходы бизнеса, связанные с производством и реализацией, весьма разнообразны. Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 264) организация относит к группе прочих расходов:

• обязательные социальные отчисления;

• другие налоги и сборы, таможенные пошлины;

• расходы на обеспечение пожарной безопасности;

• расходы на обеспечение нормальных условий труда;

• арендные и лизинговые платежи;

• командировочные расходы;

• почтовые расходы;

• расходы на канцелярские товары;

• расходы на ведение бухгалтерского учета;

• расходы на образование и повышение квалификации сотрудников;

• расходы на рекламу;

• расходы на подготовку новых производств;

• расходы на аудиторские, юридические, консалтинговые, информационные и прочие услуги;

• потери от брака;

• представительские расходы;

• другие расходы, связанные с производством и реализацией.

Классическая разбивка затрат по элементам, установившаяся ранее в нашей экономической практике по германскому образцу, выглядит несколько иначе, чем показано выше. Предприятие может выбирать способ классификации затрат для собственного учета самостоятельно. Приведем пример наиболее распространенных элементов затрат производственного предприятия:

1) сырье и основные материалы за вычетом отходов;

2) покупные полуфабрикаты и комплектующие;

3) вспомогательные материалы и тара;

4) топливо со стороны;

5) энергия со стороны;

6) заработная плата основная и дополнительная;

7) отчисления на социальные нужды (обязательные отчисления во внебюджетные фонды);

8) амортизация;

9) прочее.

Помимо подразделения по элементам и статьям, а также в продолжение его, классификация затрат также осуществляется:

· по функциональной роли затрат в производстве:

- основные (связанные с технологическим процессом);

- накладные (связанные с организацией управления предприятием, обусловленные особенностями бизнес-процессов);

· способу включения в себестоимость:

- прямые (непосредственно относимые на конкретные виды продук­ции, а не на всю продукцию в целом);

- косвенные (которые связаны с деятельностью всего предприятия в целом и могут быть распределены по отдельным видам продукции);

· степени зависимости от объемов производства:

- постоянные (не связаны напрямую с объемом производства);

- переменные (прямо пропорциональны объему производства).

Деление (статей и подстатей) затрат на основные и накладные в отечественной практике связано с упрощениями калькуляции себестоимости (и бюджетирования) производства продукции и работ. Например, при производстве алюминия основными расходами будут выступать основные материалы (бокситы либо нефелины – алюминиевая руда) и технологическая энергия (электрическая), а все остальное, обычно не свыше 5 – 10% от себестоимости, окажется накладными расходами. При производстве мелкосерийной машиностроительной продукции в основные расходы обычно входят основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты и заработная плата основных рабочих, а остальное считается накладными расходами.

Деление затрат на постоянные и переменные обусловлено тем, что часть расходов (материалы, полуфабрикаты, отчасти топливо и энергия, заработная плата рабочих и еще некоторые) почти прямо пропорциональны объемам производства, а другие расходы (амортизация, заработная плата служащих, и все что связано с содержанием имущества) от объемов производства прямо не зависят. Динамика этих расходов применительно к объемам производства разная, и планировать их следует по-разному.

Алгоритм расчета себестоимости. Для того чтобы рассчитать показатели себестоимости продукции производственного предприятия, должна использоваться следующая последовательность:

1) рассчитать расходы в разрезе элементов за период;

2) рассчитать расходы в разрезе статей за период;

3) рассчитать полную себестоимость выпуска продукции за период (в соотношении со сметой затрат или бюджетом предприятия, его отдельных подразделений);

4) соотнести постатейные расходы с конкретными направлениями работы предприятия и «разнести» их по направлениям работы и подразделениям предприятия с учетом деления на прямые – косвенные и основные – накладные расходы;

5) рассчитать, исходя из этого, себестоимость конкретных работ и производимых отдельных видов продукции;

6) скорректировать плановые калькуляции себестоимости работ и продукции каждого вида, плановые сметы затрат (либо бюджеты) предприятия и его отдельных подразделений (если есть) на следующий период.

Калькуляция полной себестоимости единицы продукции необходима для того, чтобы определиться с ценой реализации или, если цена определена, оценить рентабельность продукции по каждому виду.

Расчет косвенных затрат происходит следующим образом:

1) спланированные по смете затрат косвенные расходы распределяются по видам продукции (или заказам) пропорционально выбранной базе;

2) сумма косвенных затрат по каждому виду продукции делится на объем выпуска продукции каждого вида.

 

Пример:

Допустим, расходы по аренде производственного цеха составляют 1 млн руб. в год. Фонд оплаты труда начальника цеха равен 420 тыс. руб. в год. Годовые обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды с ФОТ начальника цеха предполагаются и размере 126 тыс. руб. В этом цехе производится два вида изделий стулья (250 тыс. шт. в год) и табуретки (600 тыс. шт. в год). Прямые затраты на производство одного стула составляют 418 руб. и табуретки 275 руб., а отпускная цена этих изделий на данный момент установлена в размере 2750 и 820 руб. соответственно. Распределим косвенные цеховые затраты между двумя изделиями, производимыми в одном цехе. Известные нам косвенные затраты в данном случае на уровне цеха составят: 1000 + 420 + 126 = 1546 тыс. руб. в год.

 

Доля прямых затрат цеха, приходящихся на каждое изделие, вычисляется следующим образом:

Итого прямые цеховые затраты за год – 269,5 млн. руб.

Из них доля прямых затрат на стулья – 38,78%, на табуретки – 61,22%.

При этом доли данных изделий в выручке цеха иные: стулья 58,29%, табуретки – 41,71%.

Предприятие самостоятельно выбирает базу распределения косвенных затрат. Если они распределяются пропорционально прямым затратам, то цеховые косвенные затраты на одни стул составят:

 

 

А если пропорционально выручке:

 

 

Аналогично рассчитываются косвенные затраты на себестоимость табуретки.

Как мы уже отмечали, конкретный перечень элементов и статей затрат на каждом предприятии представляет собой уникальный список, зафиксированный в положении о составе затрат и в учетной политике предприятия.




double arrow
Сейчас читают про: