Формирование предпринимательского дохода. Управление финансами фирмы

Итак, предпринимательская деятельность влечет за собой затраты – издержки бизнеса. Сгруппировав издержки и отнеся их на все товары, услуги и работы, которые выполняет организация предпринимателя, мы получим себестоимость готовой продукции (услуг и работ). Определив цену готовой продукции одним из методов ценообразования, предприниматель наконец то вычисляет разницу между ценой и себестоимостью, которая представляет собой в самом общем виде прибыль каждого из продуктов.

Формирование прибыли. Обобщим финансовый аспект бизнеса за определенный период месяц, квартал, год или период реализации инвестиционного проекта.

Выручка – это сумма произведений цены каждого товара на объем его продаж за период (в натуральном выражении), измеряемая в денежных единицах. Из выручки возмещаются затраты субъекта бизнеса на производство, сбыт продукции и обеспечение нормального функционирования. Совокупные издержки бизнеса за период представляют собой затраты (или себестоимость всех произведенных товаров) за период.

Валовая прибыль данного бизнеса за период может быть определена вычитанием совокупных затрат из выручки за тот же период. Таким образом, экономическое содержание прибыли характеризует стоимостную оценку добавленной стоимости, созданной в данном бизнесе и полученной предпринимателем в результате реализации произведенного продукта и прочих предпринимательских доходов, уменьшенных на совокупные расходы за период. В случае превышения затрат над выручкой формируется убыток или отрицательная прибыль, которая должна быть покрыта из привлеченных источников.

Валовая прибыль корректируется на коммерческие и управленческие расходы, прочие доходы и расходы. В результате формируется прибыль до налогообложения. Указанные расчеты фиксируются в отчете о финансовых результатах в составе бухгалтерской отчетности предприятий. Важно понимать, что часть налогов на предпринимательскую деятельность включается в затраты, которые формируют себестоимость продукции – это обязательные социальные отчисления, налог на имущество и др. А налог на прибыль вычитается уже из прибыли до налогообложения при расчете чистой прибыли, т.е. не может быть частью затрат бизнеса. Прибыль до налогообложения может быть скорректирована льготами по налогу на прибыль; она также включает доходы от участия в других организациях (например, полученные дивиденды).

Чистая прибыль представляет собой финансовый результат деятельности коммерческой организации за отчетный период, например за год. Из чистой прибыли производятся выплаты по банковским кредитам, а также происходит расчет с внешними инвесторами. После этого из чистой прибыли могут быть выплачены дивиденды по акциям, либо прибыль может быть иным образом распределена между учредителями бизнеса. Например, в ООО из чистой прибыли владельцам фирмы могут быть выплачены проценты в соответствии с долями (паями) в уставном капитале. Также прибыль может быть инвестирована в бизнес.

В упрощенной форме процесс формирования прибыли можно отразить следующим образом:

1) Выручка ‑ Себестоимость продаж = Валовая прибыль;

2) Валовая прибыль + Прочие доходы бизнеса ‑ Прочие расходы = Прибыль до налогообложения;

3) Прибыль до налогообложения ‑ Налог на прибыль = Чистая прибыль.

Как вы помните, получение прибыли – обязательная цель коммерческих организаций в Российской Федерации, и она может выступать ведущим мотивом организации бизнеса. Однако некоторые авторы подчеркивают, что прибыль нужна самим предпринимателям только «в третью или четвертую очередь»: «Итак, первый, кто заинтересован в прибыли, – государство… второй, кого интересует ваша прибыль после государства, – ваши инвесторы». Государство получает налог на прибыль и, конечно, заинтересовано в прибыльном бизнесе, чтобы этот налог пополнял бюджет постоянно. Инвесторы ожидают доходов, выплачиваемых им из прибыли, – сюда относятся и проценты по кредиту, и дивиденды, и другие формы расчета с инвесторами и кредиторами. После инвесторов прибыли требует собственный бизнес – ваши инновационные и инвестиционные проекты, осуществляемые для укрепления позиций фирмы, расширения, а то и просто для обеспечения бизнесу выживания. В России очень популярный источник инвестиций – собственные средства предприятий, т.е., в частности, их прибыль. И только в четвертую очередь получателем прибыли выступает сам предприниматель, который теперь может в добровольном порядке поделиться ею с обществом. Отсюда ясно, что на самом деле объем прибыли бизнесу нужен значительный – ведь он способствует достижению иных многочисленных целей коммерческой организации.

Зная сумму прибыли от бизнеса, мы можем рассчитать ряд производных показателей, например срок окупаемости коммерческого проекта. Рассмотрим случай создания торгового предприятия. Прогнозная чистая прибыль позволяет рассчитать срок окупаемости бизнес-проекта, например открытия магазина. Предполагается, что при открытии торговой точки основные первоначальные затраты формируются за счет приобретения торгового оборудования, помещений – основных средств. Также для начинающих предпринимателей существенной проблемой оказывается закупка первой партии товара на продажу. Тогда именно балансовая стоимость основных средств и первоначальные вложения в оборотные активы попадают в числитель формулы для расчета срока окупаемости:

где  – балансовая стоимость основных средств, руб.;  – первоначальные вложения в оборотные активы, руб.;  – ежемесячная сумма амортизации основных средств, руб.;  – среднемесячная чистая прибыль торгового предприятия;  – среднемесячная сумма изъятия капитала учредителями бизнеса (часть чистой прибыли, которая распределяется между учредителями, а не инвестируется снова в бизнес).

Предпринимательский доход. Прибыль от бизнеса – это важнейшая часть предпринимательского дохода, но последний имеет и другие существенные составляющие.

Предпринимательский доход включает дивиденды от участия в бизнесе других фирм, доход по ценным бумагам других эмитентов, проценты по вкладам, депозитам и от других финансовых инструментов, возможный доход от реализации основных фондов и излишних оборотных активов, доходы от удорожания собственного имущества, арендные платежи, получаемые от использования собственного имущества арендаторами, «роялти» от использования собственных нематериальных активов (в том числе доходы по франчайзингу), доход от продажи всего бизнеса, в конце концов. Когда у предпринимателя развиваются несколько направлений бизнеса, он (она) может получать доход от реализации одной из своих фирм и инвестировать их в новый бизнес.

Управление финансами фирмы. Финансовая деятельность предпринимателя включает несколько аспектов: привлечение инвестиций в бизнес; взаимодействие с банками; планирование денежных потоков для обеспечения финансовой устойчивости, исполнения обязательств и достижения целей бизнеса; собственная инвестиционная деятельность субъекта бизнеса; страхование сделок, персонала, имущества, обязательств и т.д.

Финансирование бизнеса возможно из многих источников, например в виде государственной поддержки предпринимательской деятельности. Самой распространенной и надежной формой финансирования в России считаются собственные средства – использование прибыли за предыдущий период или привлечение личных средств учредителей бизнеса.

Что касается внешнего финансирования бизнеса, то мы рассмотрим привлечение инвестиций через коммерческое кредитование, банковское кредитование и эмиссию ценных бумаг.

Коммерческий кредит возникает в связи с торгово-посредническими операциями в бизнесе. Такой кредит предоставляется поставщиками, посредниками или даже покупателями, если они перечисляют аванс за товары или услуги, выдавая таким образом кредит продавцу. При закупках ресурсов, необходимых для бизнеса – сырья, материалов, комплектующих, оборудования, а также при получении аванса – у фирмы возникает задолженность, которая называется кредиторской. Кредиторская задолженность – это нормальное явление, поскольку часто счета за выполненные работы (услуги) и за поставленные товары выставляются уже после фактической поставки, а срок оплаты позволяет покупателю иметь задолженность перед поставщиками определенное время.

Фактически коммерческий кредит – основной источник краткосрочных средств для большей части компаний. Особенно распространен коммерческий кредит в малом бизнесе. Подвидом коммерческого кредитования выступает торговый кредит, получаемый от поставщика товаров, например, предназначенных для перепродажи – товаров на реализацию.

Другой распространенной формой финансирования бизнеса выступает банковское кредитование. Банковские кредиты можно разделить на два вида: без обеспечения и выдаваемые под залог. Они также разделяются в зависимости от сроков погашения.

Срочный кредит в России обычно выдается с оформлением специального кредитного соглашения между банком и субъектом бизнеса. Но возможно и упрощенное получение срочного кредита – выдача простого векселя, подписанного заемщиком. Возврат срочного кредита обычно осуществляется одновременно с процентами. Срочные кредиты имеют более высокую стоимость по сравнению с другими формами кредитования – кредитной линией, овердрафтом и т.д.

Для получения банковского кредита представители бизнеса оформляют ряд документов: кредитную заявку, анкету заемщика (по форме банка), а также копии учредительных документов и бухгалтерской (налоговой) отчетности. В некоторых случаях требуется подготовить технико-экономическое обоснование эффективности использования кредитных средств.

Взаимодействие предприятий с банками предполагает ведение банком расчетного счета, обслуживание им других рублевых и валютных счетов предприятия, банковское кредитование по разным схемам. Банк может быть и совладельцем (инвестором) предприятия.

Эмиссия ценных бумаг – хорошая возможность финансирования для юридических лиц. Так, публичные акционерные общества имеют право размещать акции на фондовых биржах по открытой подписке. При этом зачастую распространить акции компании помогает инвестиционный банк, основная функция которого заключается в приобретении у компании ценных бумаг и последующей перепродаже их инвесторам.

Кроме открытой подписки на акции в бизнесе принято частное размещение ценных бумаг, например одному стратегическому инвестору или небольшой группе инвесторов. Частное размещение проводится без публичного объявления среди заранее известного ограниченного круга инвесторов.

Акционерные общества могут формировать собственную дивидендную политику, т.е. выплачивать дивиденды в том или ином порядке, в той или иной пропорции к получаемой прибыли. Решение о выплате дивидендов по акциям принимается на ежегодном общем собрании акционеров.

Также субъекты бизнеса могут выпускать облигации – долговые ценные бумаги с фиксированным доходом. Облигации могут быть государственными и муниципальными. Российским законодательством предусматривается обязательная регистрация эмиссии облигаций.

Управление финансами в бизнесе включает в себя много функций, в числе которых можно назвать:

• планирование денежных потоков;

• расчет финансового цикла (времени обращения денежных средств);

• анализ денежного потока;

• прогнозирование поступлений и расходов;

• составление бюджета фирмы;

• обеспечение нужного уровня денежных средств для своевременного расчета по обязательствам и др.

Финансовый цикл представляет собой период между оплатой первого счета поставщика за сырье и другие ресурсы, которые будут переработаны в готовую продукцию, и возвратом вложенных средств, когда продукция будет продана. В свою очередь, операционный цикл связан с текущей деятельностью фирмы – производством, торговлей и т.д. Он занимает период времени от получения сырья для переработки в готовую продукцию до поступления денежных средств от покупателей в виде выручки. Графически взаимосвязь этих циклов представлена на рис. 6.2.

 

Рис. 6.2. Взаимосвязь операционного и финансового цикла в бизнесе:

1 – размещение заказа на складе; 2 – поступление сырья и сопроводительных документов; 3 – оплата сырья; 4 – продажа готовой продукции с отсрочкой платежа; 5 – получение платежа от покупателя

 

Окончание финансового и операционного циклов совпадает, а вот начинаться они могут раньше или позже друг друга. Ускорение оборачиваемости должно приводить к сокращению обоих этих циклов.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое имущественный комплекс предприятия и из каких активов он состоит?

2. Что такое амортизация? Как связаны между собой понятия «амортизация» и «срок полезного использования»?

3. Что входит в группу нематериальных активов бизнеса? Что такое товарный знак и какие права он дает его обладателю?

4. Назовите основные показатели оценки основных фондов в бизнесе.

5. Что относится к оборотным средствам бизнеса? В чем заключается смысл модели оборота средств в бизнесе?

6. Что такое издержки бизнеса? Каким образом классифицируются затраты?

7. Их каких этапов состоит процесс формирования прибыли?

8. Назовите и охарактеризуйте основные формы привлечения инвестиций в целях внешнего финансирования бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: