№ | Термин | Содержание термина | История и этимология термина |
1 | Коммуникация | 1) передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов. 2) в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. 3) социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других). 4) процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. | лат. communicatio - сообщение, передача. Выделилась в самостоятельный объект в 20-х гг. XX в. |
2 | Массовая коммуникация | Распространении информации в широком пространственно-временном диапазоне в расчете на массовую аудиторию. | англ, mass communication — массовое общение. Возникновение связано с изобретением печатного станка и появлением многотиражной книги, периодич. печати в Зап. Европе (16—17 вв.). |
3 | Реципиент | 1) лингв., инф. человек, принимающий сообщение или информацию; слушающий, читающий; адресат; 2) Участник конкретного социол. исследования, получающий от респондента устную или письменную информацию | (лат. recipiens (recipientis) – принимающий) (от лат. recipiens - получающий) - англ. recipient; нем. Rezipient. |
4 | Респондент | 1) Участник конкретного социол. исследования, являющийся источником устной или письменной информации. 2) Представитель выборки, отвечающий на вопросы анкеты интервьюеру, или принимающий участие в фокус-группе | лат. responsare - отвечать, реагировать. (от лат. responsum - ответ) - англ. Respondent. |
5 | Глобальная деревня | Используется как метафора, описывая Интернет и Всемирную паутину. | термин введён Маршаллом Маклюэном в его книгах «Галактика Гутенберга» (1962) и «Постижение средств массовой информации» (1964), для описания сложившейся новой коммуникационной, а впоследствии и культурной ситуации. Маклюэн описывает, как земной шар «сжался» до размеров деревни в результате электронных средств связи, стала возможна мгновенная передача информации с любого континента в любую точку мира. |
6 | Корреляция | Статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). | (позднелат. сorrelatio) — соотношение. Ввёл французский палеонтолог Жорж Кювье в XVIII веке. В статистике слово «корреляция» первым стал использовать английский биолог и статистик Фрэнсис Гальтон в конце XIX века. |
7 | Диаспора | Часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплоченные и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности. | греч. διασπορά, «рассеяние». |
8 | Идентификация | Установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков; опознание. | от лат. identifico — отождествлять. |
9 | Индивид | 1) Особь, отдельно существующий живой организм (растение или животное), в том числе отдельно взятый человек как представитель человеческого рода; 2) Отдельный человек, носитель предпосылок человеческого развития; 3) В литературе возможно употребление слов «индивид», или «индивидуум» в ироничном смысле. | от лат. individuum — неделимое. |
10 | Семиология | Наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). | греч. Σημειωτική —«знак, признак». |
11 | СМИ (Средства массовой информации) | Понимается как средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе. | В русский язык термин «СМИ» пришел как калька с французского «moyens d’information de masse». Отдел пропаганды ЦК КПСС в приказном порядке стал навязывать этот термин с середины 70-х годов, вытесняя, тем самым, понятие «СМК (средства массовой коммуникации)», введенное исследователями в Советском Союзе в 60-х годах. |
12 | Периодическое издание | Сериальное издание, выходящее: - через определенные промежутки времени; - постоянным для каждого года числом номеров (выпусков); - не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и/или датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие. | |
13 | Дайджест | Информационный продукт (издание, статья, подборка), который содержит краткие аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период. | (от англ. digest — краткое изложение, резюме < лат. digerere — разделять). Практика составления различных тематических подборок и "кратких изложений" возникла еще в древности. В качестве примера можно привести Златоструй — книгу, которая была составлена в древней Болгарии. К этому же типу сочинений относится и Катехизис — книга, содержащая основные положения христианского вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов. Аналогичные современным дайджестам периодические издания получили широкое распространение в конце XVII – XVIII в., однако само слово дайджест тогда не использовалось. Дайджесты выходили под заглавиями типа «Extrakt» (экстракт), «Anmerkungen» (примечания), «Auszuеgе» (извлечения) и др |
14 | Восприятие | Познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. | (перцепция, от лат.perceptio) |
15 | Пропаганда | Распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение. | (лат. propaganda дословно — «подлежащая распространению (вера)», от лат. propago — «распространяю»). Слово происходит от названия созданной в 1622 году католической организации Congregatio de propaganda fide («Конгрегация подлежащей распространению веры»). |
16 | Политическая культура | Часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира. | Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера«Системы правления великих европейских государств» (1956). |
17 | Гражданское общество | Область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси свободных индивидов, либо в виде добровольных их объединений в качестве граждан), защищенная соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства и его органов. | Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII— началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель). |
18 | Вербальная коммуникация | Сообщение, т.е. передача информации, рассматриваемая как некая форма общения. Общение социологами рассматривается как одна из систем сигнализации; изучением этих систем занимается семиотика. Знаковые системы: речь, язык, Морзе, жесты. Общение не всегда означает понимание. Процесс общения необратим – необходимо видеть и предотвращать возможные ошибки коммуникаций. | |
19 | Невербальная коммуникация | Это система невербальных символов и кодов, используемых для передачи сообщений. Включает движение человеческого тела, звуковую модуляцию голоса и разные элементы окружающей человека среды. | |
20 | Диалог | Форма коммуникационного взаимодействия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка и речи. Участники диалога совместно создают драматургический Текст, обладающий относительной смысловой завершенностью. Относительность завершения диалога определяется тем, что реакция на то или иное высказывание может проявиться в поведении реципиента спустя много времени. | Основные исторические основания диалога находятся в нарративе, философских и дидактических приёмах, обнаруживаемые в классической греческой и индийской литературе, в особенности в античной риторике, логике и софистике. В XIX в., потеряв почти полностью соприкосновение со своей основой и поддержкой в риторике, понятие диалога появляется вновь, трансформируясь в работах критиков культуры, таких как Михаил Бахтин и Паулу Фрейре, богословов, таких как Мартин Бубер, а также, в сущности, смягчая борьбу с атомизацией и социальным отчуждением человека в массовом индустриальном обществе. |
21 | Информационная политика | Технологии управления информационными процессами в обществе. | (от лат. informatio- разъяснение, изложение; от греч. Politikē – политика и греч. "polis" - гора, скала, город, городская община, государство). Термин появился в нач. XX |
22 | Информация | Методологический принцип научного познания, заключающийся в рассмотрении объектов изучения через призму категории информации. Рассмотрение объектов познания через призму категории информации. Именно информационный подход выполняет функцию «информационных очков», позволяющих увидеть мир в «информационном свете». | Понятие информации рассматривалось ещё античными философами. До начала промышленной революции, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов. Далее рассматривать вопросы теории информации стала новая на то время наука кибернетика. |
23 | Имидж | Целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и/или индивидуальном сознании | Изначально понятие «имидж» носило практически-прикладной характер. Впервые этот термин начал использоваться в коммерческой Рекламе для дифференциации однородных товаров в Америке. Затем в начале 60-х годов XX века он вошел в политический лексикон в связи с появлением новых методов проведения и организации избирательных кампаний. В политике термин «имидж» отражал публичную сторону деятельности кандидата, обращенную к избирателям. |
24 | Коммуникативная стратегия | Социально признанное единство значения и имени, т. е. содержания и выражения. Знаки используются в двух семиосферах: познании и смысловой коммуникации. В познании оперируют знаками-образами, в социальной смысловой коммуникации используют коммуникационные знаки, создаваемые специально для хранения и распространения смыслов. | |
25 | Корреляция | Взаимная связь, взаимозависимость, соотношение предметов или понятий. | (позднелат. correlatio — соотношение). Ввёл французский палеонтолог Жорж Кювье в XVIII веке. |
26 | Цензура | Общее название контроля власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинемато- и фотографических произведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью вредными или нежелательными | (лат. censura) Первые цензурные ограничения восходят к списку неприемлемых апокрифических книг, составленному в 494 г. н. э. при римском епископе (папе) Геласии I. Позднее при папе Павле IV в 1557 году был выпущен «Индекс запрещенных книг» («Index liborum prohibitorum») для инквизиционных трибуналов. Этот список был отменен в 1966 году. |
27 | Телевидение | Область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами; собственно способ такой передачи. Наряду с радиовещанием телевидение - одно из наиболее массовых средств распространения информации. | (греч.τήλε — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) Своим происхождением слово «телевидение» обязано латинскому языку. Два корня «теле» и «видение» обозначают возможность передачи изображения на расстоянии. |
28 | Социальное пространство | Интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Отношения многочисленны и разнообразны — родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т. д. | В социологию категория «социальное пространство» была введена Ф. Теннисом, определившим общую социологию как науку о человеческой витальности, изучающую взаимоотношения людей друг с другом в пространстве и во времени. |
29 | Социализация | Представляет собой не что иное как освоение индивидом социально признанных смыслов, т.е. коммуникационную деятельность в чистом виде. Ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества | Смысл и содержание этого понятия исторически изменялось. Социальная философия 19 в. считала человеческую природу агрессивной и эгоистичной, социализация трактовалась как процесс ее преобразования и выработки про-социальных установок. |
30 | Речь | Вид человеческой деятельности, которая существует наряду с другими видами деятельности (трудовая, познавательная, память), активно соотносится с категориями мышления и памяти. | Древнеиндоевропейское – racayati (приводит в порядок, изготавливает, готовит). Латинское –гассо (кричать, как тигр). Этимология слова точно неизвестна. Предположительно «речь» – это производное от древнерусского «реку» (говорю), образовавшееся в результате ассимиляции от латинского гассо. В русском языке первоначально имело значение «способность говорить, говорение». С середины XIX в. стало употребляться в значениях «звучащий язык», «разновидность или стиль языка». |
32 | Реклама | Продвижение товара или услуги. Распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний | Немецкое – Reklame (оповещение для создания широкой известности). Французское – reclame. Возможно, что в немецкий язык слово пришло из французского, где reclame первоначально имело значение «подзывание сокола на охоте» и подверглось семантическому влиянию английского to reclaim (привлекать к себе внимание). Слово получило широкое распространение в русском языке в 60-е гг. XIX в. |
33 | Публика | Не организованная группа; регулятивный идеал демократической формы правления; социологический феномен; норма и принцип, во имя которого возможна критика демократических институтов; центральная категория либерально-демократической теории. | (лат. publicus общественный, всенародный) |
34 | Социология массовой коммуникации | Специальные каналы и передатчики, с помощью которых информация распространяется на большие аудитории. Это сложная система, которая выполняет ряд важнейших социально значимых функций- интеграция и совершенствование общества, трансляция культуры, социализация молодого поколения. | |
35 | Печать | В широком и собирательном значении - вся печатная продукция; в более узком, но распространённом значении термином "Печать" (синоним - пресса) обозначают периодические издания, главным образом газеты и журналы | |
36 | Коммуникационный канал | Реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту; материальная сторона социальной коммуникации. | |
37 | Коммуникатор | Лицо, группа лиц или организация, от которых непосредственно исходит информация в коммуникативном процессе. | |
38 | Знак | Это элемент поведения, внешности, которое нам удается расшифровать и растолковать. Расшифровывание и растолковывание знака происходит независимо от желания того, кто этот знак посылает | Древнерусское – знакъ. Слово — производное от общеславянского znati в значении «отличать, заметить». В древнерусском языке слово употребляется с XI в. |
39 | Дискурс | Это сложное единство языковой формы, значения и действия, которое мы с вами можем определять как коммуникационный акт. | (фр. discours) в общем смысле — речь, процесс языковой деятельности. Значение слова «дискурс» впервые ввёл Э. Бенвенист, противопоставляя discours (речь, привязанная к говорящему) и récit (речь, не привязанная к говорящему). Дискурс в 60—70-х гг. XX века понимался как связанная последовательность предложений или речевых актов. В таком понимании он может трактоваться как близкий понятию текста. Уже к конце 80-х гг. ХХ века под дискурсом начинают понимать сложное коммуникативное явление, сложную систему иерархии знаний, включающую, кроме текста, ещё и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата и др.), необходимые для понимания текста |
40 | Игра | Творческое (продуктивное) духовное общение независимых субъектов, осуществляемое в рамках добровольно принятых или условных правил и обладающее этической и эстетической привлекательностью. | Старославянское – игрь, играти. Существительное является общеславянским, образовавшимся на основе индоевропейского корня со значением «колебаться, двигаться». Исходное значение – «пение с пляской», современное значение – «развлекаться, забавляться». В русских письменных памятниках встречается с XI в. |
41 | Семиотика | Наука,исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). | (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημεῖον — «знак, признак»).Согласно Ю.М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения. Ещё в XVII в. Дж. Локк определил семиотику, использовав этот термин в значении учения о знаках. Это учение должно иметь своей задачей "рассмотреть природу знаков, которыми ум пользуется для понимания вещей или для передачи своего знания другим." Основоположниками семиотики являются американский философ и логик Чарльз Сэндерс Пирс (Charles Sanders Peirce, 1839—1914) и швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (Ferdinand de Saussure, 1857—1913).Обычно считается, что именно Пирсу, так любившему создавать новые термины, мы обязаны термином «семиотика» (хотя в действительности этот термин предложил еще Локк, в последних строках своего «Опыта о человеческом разумении»). Соссюр же дал новой науке название «семиология», получившее большее распространение в теоретической лингвистике. |
42 | Артефакт | Явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов. | Слово «артефакт» в русскоязычной литературе используется относительно недавно и является заимствованием из английского языка (англ. artifact, artefact), которое в свою очередь происходит от лат. ars («искусственно») + лат. factum («сделанное»). |
43 | Клинопись | Наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал —глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи. | Место возникновения – Междуречье; ~3300 г. до н. э. - 75 г. н. э. Направление письма - изначально справа налево, колонками, затем слева направо строками (начиная с 2400-2350 гг. до н. э. для рукописных текстов; со II тысячелетия до н. э. для монументальных надписей). Наиболее старые известные документы — таблички с административными документами Шумерского царства. |
44 | Иероглиф | Название письменного знака в некоторых системах письма. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги (элементы алфавитного и силлабического письма), так и морфемы, целые слова и понятия (идеограммы). | (др.-греч. ἱερογλύφος). Термин «иероглиф» греческого происхождения и взят у Климента Александрийского (II—III вв.). Он называл надписи, высеченные на камне ἱερογλυφικὰ γράμματα (иероглифика граммата). Слово ἱερογλυφικά состоит из двух частей: ἱερός (иерос) — «священный» и γλύφω (глифо) — «вырезаю», «высекаю».Таким образом,ἱερογλυφικὰ γράμματα переводится как «священновырезанные письмена». |
45 | Алфавит | Форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков. В алфавите отдельные знаки —буквы — обозначают фонемы языка, хотя однозначное соответствие звук ↔ буква наблюдается редко и имеет обыкновение утрачиваться в процессе развития устного языка. Алфавит отличается от пиктографического (идеографического) письма, где знаки обозначают понятия (шумерская клинопись), и морфемного и логографического письма, где знаки обозначают отдельные морфемы (китайское письмо) или слова. | (греч. ἀλφάβητος). Принцип алфавита был изобретён семитскими народами. В сер. 3-го тыс. до н. э. писцы в городе Эбла (совр. Тель-Мардих, Северная Сирия) создали такую классификацию заимствованных из Месопотамии слоговых знаков клинописи, использовавшейся ими для записи местного эблаитского языка и месопотамского шумерского языка, в которой знаки упорядочивались по характеру гласных при одних и тех же согласных: ma, mi, mu (в семитских языках имелось только 3 гласных a, i, u). По-видимому, благодаря использованию опыта клинописи и египетского письма, семиты не позднее 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. создали такой первоначальный тип консонантно-слогового письма, где имелись знаки для передачи согласных (напр., w) в сочетании с любым гласным (слогов типа wa, wi, wu, записываемых не разными знаками, как в клинописи, а одним). |
46 | Идеограмма | Письменный знак, или условное изображение, рисунок, соответствующий определенной идее автора в отличие от, например, логограммы или фонограммы, основанных на каком-то слове, фонеме соответственно. | (от греч. ’ιδέα — идея и греч. γράμμα — запись). |
47 | Текст | В общем плане связная и полная последовательность символов. Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная»(расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная»(более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности. | (от лат. textus «ткань; сплетение, связь, сочетание») |
48 | Риторика | Филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие. Первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации. | (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор»). Возникновение риторики – V век до н.э. По словам Диоген Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона, политическому оратору и адвокату (судебному оратору). Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения (др.-греч. πειθοῦς δημιουργός)». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление (προοίμιον), предложение (κατάστασις), изложение (διήγησις), доказательство или борьба (ἀγῶν), падение (παρέκβασις) и заключение. |
49 | Таксономия | Учение о принципах и практике классификации и систематизации. Термины «таксономия» и «систематика» нередко используют как синонимы, но в строгом смысле таксономия является лишь частью систематики. | (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон). Термин «таксономия» впервые был предложен в 1813 году Огюстеном Декандолем, занимавшимся классификацией растений, и изначально применялся только в биологии. Позже этот термин стал использоваться для обозначении общей теории классификации и систематизации сложных систем как в биологии, так и в других областях знаний, в лингвистике, географии, геологии |
50 | Субкультура | Часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. | (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура). В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольникв книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы». В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка». |
51 | Мотивация | 1. Побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. 2. Это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. | (от лат. movere), (лат. moveo — двигаю). Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасуэто совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платоновсчитает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов. Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. |