Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

 

Но в мире уже что-то произошло (1) или в это время происходило (2) потому (3) что (4) хотя стояло все то же горячее приморское лето (5) но дача уже не показалась мне римской виллой (В. Катаев).

 

Ответ: _______________________________________

 

Прочитайте текст и выполните задания 8-15.

(1) Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали, что и возникли они, и совершенствуются одновременно, - ведь для того, чтобы облечь мысль в форму слова, нужно как минимум осознать, понять то, о чём хочешь сказать. (2) Поэтому речь человека (это произношение, характер интонаций, особенно набор и выбор слов) всегда служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас. (3) И, значит, речь наша, если пользоваться известной пословицей, - это и та одежда, по которой нас встречают, и тот ум, по которому обычно провожают. (4) Заметьте – и то и другое вместе! (5) Как не вспомнить здесь слова древнегреческого философа Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел!».

(6) Но речь каждого из нас и всех нас вместе, как и всё в природе, не существует сама по себе. (7) Она питает язык художественных произведений писателей, а язык писателей, в свою очередь, оказывает влияние на развитие литературного языка.

(8) Стало быть, заботясь о точности, чистоте, правильности и выразительности собственной речи, каждый из нас выполняет патриотическую миссию сохранения и совершенствования языка своего народа.

(9) Что же делать, чтобы обогащать свою речь, сделать её по-настоящему живописной и в хорошем смысле своеобразной? (10) Нет нужды доказывать, что неоценимую помощь в этом оказывает нам чтение классической (да и любой хорошей художественной) литературы. (11) Вот что говорил по этому поводу тонкий знаток русского языка Корней Иванович Чуковский. (12) «Чтобы добиться чистоты языка, нужно биться за чистоту человеческих чувств и мыслей. (13) Для этого существуют великие силы искусства. (14) И величайшая из них – литература».

(15) Одна из самых замечательных заслуг А.С. Пушкина состояла именно в том, что он в числе первых в России понял ту огромную роль, которую приобретает литература как выражение общественной мысли, как фактора духовного развития нации, её просвещения.

По Н. Матвеевой

 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1) Язык каждого человека тесно связан с языком всего мирового сообщества.

2) Речь должна быть выразительной и содержательной одновременно.

3) Выразительность нашей речи зависит от чистоты наших чувств и мыслей.

4) Язык и мышление связаны между собой с момента возникновения того и другого.

5) Правильность и выразительность речи человека зависит от выполнения им патриотической миссии сохранения и совершенствования языка своего народа.

 

Ответ: _______________________________________

 

 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.

2) В предложении 12 содержится аргументация, подтверждающая тезис.

3) В предложениях 9-13 содержится рассуждение с элементами повествования.

4) В предложении 9 содержится риторический вопрос в рамках рассуждения.

5) В предложениях 1, 6 и 15 содержатся иллюстрации к тезисам.

 

Ответ: _______________________________________

 

 

Восстановите в первоначальном виде русскую пословицу, которая использована в предложении 3.

 

Ответ: _______________________________________

 

Среди предложений 6-9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора и вводной конструкции.

 

Ответ: _______________________________________

 

 

Определите способ образования слова ПО-НАСТОЯЩЕМУ (предложение 9). Запишите ответ.

 

Ответ: _______________________________________

 

 

13. Определите, какими частями речи являются выделенные слова в предложении Философы давно доказали взаимную связь языка и мышления, доказали, что и возникли они, и совершенствуются одновременно, - ведь для того, чтобы облечь мысль в форму слова, нужно как минимум осознать, понять то, о чём хочешь сказать (предложение 1). Укажите номер ответа.

1. Указательная частица и союз.

2. Указательное местоимение и союз.

3. Двухместный союз.

4. Два союза.

5. Два местоимения.

 

Ответ: _______________________________________

 

 

14. Обоснуйте постановку тире в предложении Заметьте – и то и другое вместе! (предложение 4). Укажите номер ответа.

 

1. Это бессоюзное сложное предложение, во второй части которого содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий.

2. Бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого содержит следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части.

3. Бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого, нередко неполное предложение, имеет изъяснительное значение.

4. Бессоюзное сложное предложение, во второй части которого содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части.

5. Бессоюзное сложное предложение, во второй части которого содержится резкое противопоставление по отношению к содержанию первой части.

 

Ответ: _______________________________________

 

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 8-14. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

15. Н. Матвеева в данном тексте доказывает взаимную связь языка и мышления. Чтобы привлечь читателя к совершенствованию своей речи, автор использует стилистическую фигуру (А)____________ (предложение 9). Говоря о значимости речи в жизни человека, Н. Матвеева использует другую стилистическую фигуру: (Б) ___________ (предложения 4,5) и троп (В)___________ (предложение 7). Чтобы подчеркнуть значимость данного вопроса, в качестве иллюстрации автор использует (Г)____________ (предложения 5, 12).

 

Список терминов:

1) метафора

2) восклицательное предложение

3) эмоционально-экспрессивная лексика

4) повтор

5) риторический вопрос

6) цитирование

7) метонимия

8) пословицы и поговорки

9) однородные члены предложения

 

Ответ:

А Б В Г
       

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: