Ценообразование на монополизированном рынке

Если на рынке существуют продавцы или покупатели, которые способны воздействовать на рыночную цену, то такая конкуренция уже имеет форму несовершенной конкуренции. В зависимости от степени контроля за ценами в условиях несовершенной конкуренции можно выделить такие её формы, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Монополия – тип структуры рынка, который характеризуется следующими чертами:

§ На рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;

§ Нет близких знаменателей продукта монополиста;

§ Барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.

Барьеры для входа в отрасль могут возникнуть вследствие различных  причин:

§ Исключительные права, получаемые от правительства, примером может служить разрешение на установку кабельного телевидения одной фирме и т.д.,

§ Имеющиеся патенты и авторские права, которые могут обеспечивать монопольные позиции лишь на ограниченное число лет;

§ Контроль со стороны монополиста всего предложения, какого – либо производственного ресурса, примером может служить алмазная компания De Beers, которая контролирует 85% реализуемых алмазов и т.д.;

§ Необходимость осуществления больших одновременных вложений в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть, так как это часто затраты на создание специализированного оборудования;

§  Высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков.

В отличие от совершенного конкурента, монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и цену, выбирая точку на кривой отраслевой спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: