Занятие 5. Русские школы второй половины XIX века(2 часа)

ТЕМАТИКА И ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО «ИСТОРИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

ЗАНЯТИЕ 1.Начальный период истории науки о языке (2часа).

1. Лингвистические традиции Древней Индии (грамматика Панини, индийская лексикография).

2. Китайская лингвистическая традиция.

3. Арабская лингвистическая традиция.

4. Греко-римская лингвистическая традиция:

а) философские вопросы языка в греческой традиции (спор фюзеистов и тезеистов, диалог Платона «Кратил»);

б) грамматическое искусство в Древней Греции (Аристотель и его трактаты, спор аналогистов и аномалистов, Александрийская грамматическая школа);

в) языкознание Древнего Рима (Марк Теренций Варрон, Секст Эмпирик, грамматика Доната и Присциана).

 

Вопросы для самопроверки

1. Чем было обусловлено возникновение языкознания в древней Индии, Древней Греции и Древнем Риме?

2. Охарактеризуйте основные особенности грамматики Панини.

3. Укажите этапы развития науки о языке в Древней Греции.

4. В чем различие древнегреческих и древнеиндийских лингвистических традиций?

5. Назовите важнейшие вопросы языкознания, которые интересовали древнегреческих и древнеримских ученых.

6. Какова роль древнегреческой традиции в современном языкознании?

 

ЗАНЯТИЕ 2.Языкознание Средневековья и эпохи Возрождения(2 часа).

 

1. Становление языкознания как самостоятельной науки в 17-18 веках (философские вопросы языка, грамматическая мысль средневековой Европы, первые славянские грамматики).

2. Формирование европейской грамматической традиции («Всеобщая рациональная грамматика Пор-Рояля», «Российская грамматика» М.В. Ломоносова).

 

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте состояние лингвистики в Западной Европе в средние века.

2. В чем сущность спора номиналистов и реалистов?

3. Чем объясняется повышенный интерес к языку в эпоху Возрождения?

4. Что такое неофилология?

5. Какова роль Данте в развитии языкознания?

6. Какова роль Ф. Бэкона, Г. Лейбница. Р. Декарта и Ж.Ж. Руссо в развитии лингвистических идей?

7. Почему грамматика Пор-Рояля характеризуется как универсальная и рациональная? В чем ее достоинства и недостатки?

8. В чем особенность «Российской грамматики» М.В. Ломоносова? Какие вопросы общего языкознания он рассматривал в своих лингвистических трудах?

9. Почему М.В. Ломоносов считается одним из предшественников сравнительно-исторического языкознания?

 

ЗАНЯТИЕ 3. Становление и развитие сравнительно-исторического языкознания(2 часа).

1. Лингвистические предпосылки возникновения сравнительно-исторического языкознания.

2. Первый этап сравнительно-исторического языкознания. Формирование метода (Ф. Бопп, Р. Раск - становление индоевропеистики, Я. Гримм – зарождение германистики, А.Х. Востоков – становление славистики).

3. Второй этап сравнительно-исторического языкознания (середина XIX века) (А.Ф. Потт, Г. Курциус, А. Кун, Г. Бенфей, А. Шлейхер, И. Шмидт); языкознание в России (И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев и др.).

4. Младограмматизм как третий этап развития сравнительно-исторического языкознания в конце XIX века (Г. Остгоф, К. Бругман, А. Лескин, Б. Дельбрюк, Г. Пауль).

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность сравнительно-исторического метода? Назовите основные периоды в истории сравнительно-исторического языкознания.

2. Назовите предпосылки возникновения этого метода.

3. В чем различие методики сравнения у Ф. Боппа и Р. Раска?

4. Докажите своеобразие вклада Я. Гримма и А.Х. Востокова в развитие сравнительно-исторического метода.

5. Каковы основные причины возникновения младограмматизма?

6. Назовите основные методологические установки младограмматической школы.

7. В чем основные заслуги и слабые стороны младограмматического направления?

 

ЗАНЯТИЕ 4. Философия языка в XIX веке. Лингвофилософская концепция В. фон Гумбольдта(2 часа)

1. Основные направления философии языка в XIX веке.

2. В. Гумбольдт – основоположник общего языкознания, философская основа лингвистической концепции:

а) понимание сущности и природы языка;

б) учение о внутренней форме языка;

в) учение о связи языка и мышления;

г) диалектический принцип описания языка: важнейшие антиномии языка;

д) динамическая концепция языка.

3. Значение трудов В. Гумбольдта для дальнейшего развития языкознания.

4. Натуралистическое направление философии языка в XIX веке (биологическая концепция языка А. Шлейхера, теория родословного древа). Критика натуралистической концепции в трудах современных компаративистов.

5. Психологическое направление в языкознании XIX века: социальный психологизм (Г. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт); индивидуальный психологизм Г. Пауля.

 

Вопросы для самопроверки

1. Почему В. Гумбольдт считается создателем общего языкознания?

2. Назовите основные положения концепции В. Гумбольдта.

3. Какова роль В. Гумбольдта в развитии науки о языке?

4. Чем вызвано появление натуралистического направления в языкознании?

5. Каковы основные идеи теории А. Шлейхера? Почему А.Шлейхер относил язык к естественным явлениям?

6. Укажите основные положения психологического направления. В чем специфика психологизма?

 

 

ЗАНЯТИЕ 5. Русские школы второй половины XIX века(2 часа).

1. Московская лингвистическая школа: учение Ф.Ф. Фортунатова о грамматических классах слов и форме слова; лингвистические взгляды А.М. Пешковского, А.А. Шахматова).

2. Казанская лингвистическая школа (И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.А. Богородицкий, Н.В. Крушевский).

3. Лингвистическая концепция И.А. Бодуэна де Куртенэ как поворот к лингвистической парадигме XX века: проблема статики и динамики; язык и речь; язык как система знаков; учение о фонеме.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как Ф.Ф. Фортунатов рассматривал проблему соотношения языка и мышления и проблему связи языка и общества?

2. В чем сущность фортунатовского учения о грамматической форме и его грамматической классификации?

3. На чем основана синтаксическая концепция Ф.Ф. Фортунатова?

4. Какие идеи Фортунатова были развиты А.А. Шахматовым, А.М. Пешковским, М.М. Покровским?

5. Каковы основные методологические взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ на язык?

6. Охарактеризуйте вклад И. А. Бодуэна де Куртенэ в науку о языке. Какими были его взгляды на развитие языка?

7. Назовите научные заслуги Н.В. Крушевского и В.А. Богородицкого?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: