Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Тема 1. «Введение в психологию общения»

Общение - реальность человеческих отношений, предполагающая, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее.

Необходимо прежде всего различать два основных вида отношений: общественные отношения и психологические отношения личности.

А. общественные отношения (изучаются социологией). Здесь индивиды относятся друг к другу как представители определенных общественных групп. Их основа: положение, занимаемое каждым в системе общества, они обусловлены объективно, и есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Специфика: носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей. Социальная роль есть фиксация определенного положения, кото­рое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений (общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности). С оциальная роль всегда оценивается обществом, при этом оценивается не конкретное лицо, а определенный вид социальной деятельности. Указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифи­цируем его с группой. Сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя - стиль исполнения роли. Этот диапа­зон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений — межличностных.

Б. «психологические» (межличностные) отношения личности. Основа: особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений. Межличностные отношения «опосредствуют» воздействие на личность более широкого социального целого, обусловлены объективными общественными отношениями, т.е. определенной социальной деятельностью. Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то «чистых» общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности (попытки ввести понятие «межличностная роль» как фиксация положения человека в системе групповых связей, на основе индивидуальных психологических особенностей личности). Специфика: эмоциональная основа они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Вместе с тем анализ лишь межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: наравне с эмоциональными компонентами необходимо рассматривать и деятельность группы, которая задает и дру­гой ряд отношений, опосредованных ею.

Стороны общения.

В общении выделяют три стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.. В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа.

  Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

Коммуникация (в узком смысле слова) - процесс обмена информацией (представлениями, идеями и др.). В теории информации фиксируется лишь формальная сторона общения: как информация передается, но в условиях человеческого общения информация не только передается, но формируется, уточняется, развивается.

Специфика обмена информацией между двумя людьми:

- мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование предполагает налаживание совместной деятельности. Коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс или «субъект-субъктное отношение», в коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, а активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, люди не просто обмениваются значениями, но и стремятся выработать при этом общий смысл. (инфомация должна быть не только принята, но понята и осмыслена). В каждом коммуникативном процессе даны в единстве деятельность, общение и познание.

- посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, «знак» изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось влияние на другого человека, с целью изменить его поведение. Возникает изменение самого типа отношений между участнмками коммуникации.

- коммуникатор и реципиент должны обладать единой или сходной системой кодификации и декодификации: знаки и закрепленные за ними значения должны быть известны обоим. Помимо лексической и синтксической системы важно, чтобы было одинаковое понимание ситуации общения. В связи с этим вводится понятие «тезаурус».

- возникновение коммуникативных барьеров. Социальные различия – принадлежность партнеров к разным социальным группам, к культурам. Психологические – индивидуальные психологические особенности общающихся, лингвистические – непонятный язык, фонетические – неправильное произношение, логические – нет логики в сообщении.

Средства коммуникации.

Вербальная коммуникация – использует в качестве знаковой системы звуковой язык (лексика и синтаксис).

Речь – самое универсальное средство коммуникации (при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения). Невербальная коммуникация – обмен информацией между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и интерпретация в данной ситуации.

Особенности невербальной коммуникации:

- ситуативность: обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас» в рамках конкретной ситуации с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие.

- синтетичность: экспрессивное сообщение трудно разложить на отдельные единицы

- непроизвольность, спонтанность многих невербальных действий: даже если люди пытаются скрыть свои намерения или эмоции, у большинства непременно заявят о себе ускользающие из-под контроля «экспрессивные привычки».

Виды информации,  получаемые в процессе невербальной коммуникации:

- информация о личности коммуникатора (например, темперамент человека, его эмоциональное состояние в данной ситуации и др.).

- информация об отношении участников коммуникации друг к другу (желаемый уровень общения, характер или тип отношений, динамика взаимоотношений)

- информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющей им регулировать взаимодействие (сведения о включенности в данную ситуацию или стремление выйти из нее).

Функции невербальной коммуникации:

- дополнение (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений: делают речь более выразительной, проясняют ее содержание

- опровержение вербальных сообщений: невербальное сообщение противоречит вербальному

- замещение вербальных сообщений: использование невербального сообщения вместо вербального

- регулирование разговора: поворот головы в сторону того, кто должен выступать.

Невербальные сообщения – важная составляющая межличностной коммуникации, они являются индикаторами эмоциональных состояний и показателями многообразных отношений к окружающему миру.

 

Знаковые системы невербальной коммуникации:

1. Оптико-кинестетическая система – жесты, мимика и пантомимика. Моторика различных частей тела. Оптико-кинестетическая система придает общению некоторые нюансы (специфичные для разных культур). Сейчас выделилась особая область – кинесика, исследованию подвергается мимика (зоны лица – Экман), жестикуляция (частота и сила жестов – Аргайл), позы (Пиз). Все это сигнализирует об эмоциональном состоянии партнера. 

2. Паралингвистическая и экстралингвистическая система – добавка к вербальной коммуникации.

Паралингвистика - качество голоса, его диапазон, тональность. Способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора, а также характеристик его личности.

Экстралингвистика – включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плача, смеха), темп речи.

3. Организация пространства и времени коммуникативного процесса. Например, лицом к лицу способствует установлению контакта, экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм для организации коммуникативного процесса. В некоторых культурах особую значимость придают временным моментам (порядок, опоздания). Проксемика – специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.

Были выделены зоны для американцев: интимное расстояние (0-45см), персональное расстояние (45-120 см), социальное расстояние (120-400 см), публичное (400-750 см).

4. Контакт глаз или визуальное общение. Частота обмена взглядами, длительность, динамика. Визуальный контакт выполняет следующие функции: информационный поиск, демонстрация степени психологической близости. Мера допустимого «глаза в глаза» различается, в зависимости от культурной принадлежности. 

Для построения понятного для всех кода предпринимались попытки выделить единицы, которые будут представлять из себя определенный алфавит телодвижений.

 

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Интерактивная сторона, характеризует компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их деятельности. Интеракция – это своеобразная возможность произвести регуляцию действий одного индивида «планами созревшими в голове другого». Таким образом, фиксируется не только обмен информацией, но и организуются совместные действия, позволяющие группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность.

Основные типы взаимодействия:

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция.

Кооперация:

- координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил).

- необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев назвал две основные черты совместной деятельности: 1) разделение единого процесса деятельности между участниками; 2) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности (предмет и мотив деятельности не совпадают). Средством соединения результата деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы, прежде всего, в кооперации. Признаками кооперации являются такие процессы как взаимопомощь, взаимопонимание, включенность во взаимодействие.

Конкуренция: вопрос - может ли соперничество приводить к деструктивному поведению в реалистических условиях? Эксперимент Шерифа: испытуемые попеременно играли в компьютерные игры: одни играли соревнуясь (сравнивая свой счет), а другая половина – сотрудничая (объединяя свой счет). Настроившись на соревнование, испытуемые без необходимости убивали игровых персонажей на 61 % чаще. Вывод: Соперничество порождает агрессию. При этом важно, что бывает и продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, честная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае единоборство не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь состязательность.

Способы регистрации взаимодействия:

Э Берн: Транзактный анализ – направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование из позиций, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия.

Основные позиции: Родитель, Взрослый, Ребенок (позиции не связаны с социальной ролью, это психологическое описание стратегии взаимодействия). Взаимодействие эффективно, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: Взрослый-Взрослый, при адекватном понимании ситуации и адекватных действиях в ней. В случае пересекающихся диспозиций взаимодействие нарушается и может прекратиться: Взрослый – Родитель.

Существует много классификаций взаимодействия. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, различают три основных стиля действия:

- ритуальный – задан некоторой культурой (например, приветствие)

- манипулятивный,

- гуманистический.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: