Вопросы и задания для самоконтроля

Задание на урок

Дата: 16.09.2020

Предмет: менеджмент качества

Тема урок: Конкурентоспособность

План урока:

1. Используя ресурс

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11114539749753081535&from=tabbar&parent-reqid=1600238194805837-782659337384154879100186-production-app-host-vla-web-yp-175&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DIElD8HkNx6I просмотрите новый материал.

2. Используя электронный ресурс

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2924072212020786595&from=tabbar&parent-reqid=1600238194805837-782659337384154879100186-production-app-host-vla-web-yp-175&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0 просмотрите материал.

3. Просмотрите презентацию.

4. Изучите материал ниже.

5. Ответьте на вопросы для самоконтроля письменно. (извините, тетради у меня поэтому отвечаем на листочках, затем вложим их в тетрадь)

Под конкурентоспособностью товара понимается более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик, затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка. Конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Товар с низким качеством может быть конкурентоспособен при соответствующей цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность вообще. Помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются действующими международными и национальными стандартами, законами и актами, техническими регламентами, стандартами предприятий-изготовителей данной продукции, патентной документацией. Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, то товар не может быть выведен на рынок. На предварительном этапе оценки конкурентоспособности товара необходимо определение:

● всех его характеристик, включая и те, которые можно выявить только в процессе его потребления (эксплуатации);

● целей оценки конкурентоспособности, которые зависят от стадии жизненного цикла товара, от стратегии и планов развития предприятия;

● целевого сегмента рынка; если таковых окажется несколько, то оценку конкурентоспособности товара необходимо проводить для каждого сегмента отдельно.

Конкурентоспособность товара на рынке – это не только его высокое качество и технический уровень, но и умелое маневрирование товаром в рыночном пространстве и во времени, а главное – максимальный учет требований рынка, конкретных групп покупателей.

Конкурентоспособность предполагает многоаспектную обеспеченность товара условиями рынка по качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, по иным условиям реализации (сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама) (см. рис. 1)

 

 

Рис. 1. Структура показателей, характеризующих конкурентоспособность товара

 

Конкурентоспособность товара как возможность коммерчески выгодного его сбыта на конкурентном рынке можно определить, только сравнивая товар с конкурентами-аналогами. Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, четко соотносящееся с конкретным (целевым) рынком. Структура параметров конкурентоспособности зависит также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов.

Современная концепция менеджмента конкурентоспособности товара предусматривает комплексный подход к управлению всеми этапами жизненного цикла продукта (рис. 2).

 


Рис. 2. «Спираль» конкурентоспособности товара

Отправной точкой в формировании конкурентоспособности нового продукта являются маркетинговые исследования потребностей и мотиваций потребителя, являющиеся основой при формировании концепции нового продукта, в том числе его технико-экономических характеристик, являющихся по существу техническим заданием для научно-исследовательских, проектноконструкторских и производственных подразделений предприятия по материальному воплощению потенциальных ожиданий потребителя.

Последующие стадии жизненного цикла обеспечивают удовлетворение потребностей потребителя в сферах реализации и потребления (эксплуатации) продукта.

Особое место в обеспечении и поддержании конкурентоспособности товара занимает сервис – при его отсутствии товар теряет потребительскую ценность (или часть ее), становится неконкурентоспособным и отвергается потребителем.

Напротив, хорошо отлаженный сервис, во-первых, помогает изготовителю формировать перспективный, достаточно стабильный рынок для своих товаров, во-вторых, повышает конкурентоспособность товара, в-третьих, сам по себе является прибыльным видом деятельности, в-четвертых, является непременным условием высокого авторитета (имиджа) товаропроизводителя.

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, что позволит своевременно выявить момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (снять продукт с производства, модернизировать его, перевести на другой сегмент рынка и т. п.). При этом исходят из того, что выпуск нового товара, в то время как прежний товар еще не исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Этот процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить его невозможно. Поэтому новый товар проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним продуктом.

Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.

Особое внимание уделяется снижению цены потребления товара: как свидетельствует мировая практика, именно этот параметр зачастую становится решающим для коммерческого успеха нового товара, хотя он продается по существенно более высокой цене.

Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от его качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют явный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной конкретной потребности – прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу сказанного товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Задача товаропроизводителей заключается в наиболее полном воплощении в товаре ожиданий покупателя, т. е. формировании совокупности свойств, так или иначе стоящих перед покупателем и в конечном итоге оказывающих влияние на первую покупку и на намерение сохранить приверженность товарам данной фирмы, стать ее постоянным клиентом.

При построении модели конкурентоспособности товара целесообразно использовать основные концепции моделей продукта (товара), применяемые в теории маркетинга (рис. 3, 4.4)1.

Рис. 4. Трехуровневая концепция товара: – физический продукт; – расширенный продукт

 

Рис. 3. Двухуровневая концепция товара

В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо руководствоваться следующими принципами:

противоположности целей и средств субъектов рынка;

учета особенностей различных сегментов рынка;

квазистабильности рыночной конъюнктуры в период проведения исследований;

преимущественно рационального поведения субъектов рынка.

Принцип противоположности целей и средств при управлении конкурентоспособностью продукции означает, что конкурентоспособность продукции как экономическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т. е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя – параметры, влияющие на потребительские свойства продукции.

В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо руководствоваться следующими принципами:

противоположности целей и средств субъектов рынка;

учета особенностей различных сегментов рынка;

квазистабильности рыночной конъюнктуры в период проведения исследований;

преимущественно рационального поведения субъектов рынка.

Принцип противоположности целей и средств при управлении конкурентоспособностью продукции означает, что конкурентоспособность продукции как экономическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т. е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя – параметры, влияющие на потребительские свойства продукции.

 

 


Вопросы и задания для самоконтроля

1 Раскройте экономическое содержание понятия «конкурентоспособность товара».

2 Сформулируйте основные принципы оценки конкурентоспособности товара.

3 Охарактеризуйте модель конкурентоспособности товара с позиции товаропроизводителя.

4 Перечислите основные факторы и критерии конкурентоспособности товаров.

5 Приведите примеры макро-, мезо- и микроэкономического факторов конкурентоспособности товара.

6 Опишите двухуровневую и трехуровневую концепции товара, применяемые при построении модели его конкурентоспособности.

7 Какова роль качества товара в обеспечении его конкурентоспособности?

8 Охарактеризуйте существующие методы оценки конкурентоспособности товара.

9 Как учитывается жизненный цикл товара при оценке его?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: