Увольнение в город (On the Town)

· Питер Пэн (Peter Pan, 1950)

· Чудесный город (Wonderful Town, 1953)

· Вестсайдская история (West Side Story, 1957)

Симфонии[править | править вики-текст]

· № 1 — Иеремия (Jeremiah, 1942)

· № 2 — Век тревог (The Age of Anxiety, 1949)

· № 3 — Каддиш (Kaddiss,1963)

· Музыка к балету «Невлюбляющийся» (Fancy Free)

· «Чичестерские псалмы» для хора и оркестра (Chichester Psalms, 1965)

· Месса (1971)

· Прелюдия, фуга и риффы для кларнета и джазового ансамбля

 

Лучано Берио (итал.)(1925-2003)(Luciano Berio; итальянский композитор.

В 1951 году уехал в США, где учился в Тэнглвудском музыкальном центре у Луиджи Даллапикколы, который пробудил его интерес к додекафонии. С 1954 по 1959 годы посещал курсы новой музыки вДармштадте, где познакомился с Пьером Булезом, Карлхайнцем Штокхаузеном, Дьёрдем Лигети и другими ведущими композиторами авангарда. Заинтересовавшись электронной музыкой, основал в 1955 году экспериментальную «Студию музыкальной фонологии» — итал. Studio di Fonologia Musicale. В студию приглашались известные композиторы, в частности Джон Кейдж. В 1966 году выиграл итальянский приз за произведение Laborintus II. В 1968 году с большим триумфом состоялось первое исполнение Симфонии — впоследствии ставшей наиболее известным произведением композитора. Она написана для восьми голосов и оркестра к 125-летнему юбилею Нью-Йоркского филармонического оркестра и посвященаЛеонарду Бернстайну. Премьера была осуществлена Нью-Йоркским филармоническим оркестром и The Swingle Singers под управлением самого автора. В 1965—1972 годах был профессором композиции и основателем ансамбля Новой музыки в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке.

С 1974 по 1980 годы был директором отделения электроакустической музыки в IRCAM в Париже. В 1987 году основал во Флоренции итал. Tempo Reale — центр, похожий на IRCAM. С 1994 по 2000 год был почётным композитором в Гарвардском университете (англ. «distinguished composer in residence»).

Для творчества Берио характерны авангардные поиски новой акустической среды и музыкальной текстуры, использование серийной техники, электронной музыки. "Магнификат" для двух сопрано, смешанного хора, двух фортепиано, восьми деревянных духовых и ударника впервые привлек внимание общественности к 25-летнему композитору. Уже в инструментовке "Магнификата" обнаружилось пристрастие Берио к звуковым экспериментам.

Берио соединял инструментальные звучания с электронными шумами и звуками человеческой речи, например в пьесе итал. "Thema - Omaggio a Joyce" (1958) для голоса и магнитофона. В этом произведении, как и в других своих работах, Берио вступал в диалог с современной литературой.

Однако Берио с другими современными ему композиторами 60-х годов объединяла не только эта техника коллажа, но и склонность к сценической музыке и экспериментальному театру. Уже его произведение "Круг", законченное в 1960 году, демонстрирует сценическую концепцию, построенную на жестах и движении певицы по сцене.

Пьер Булез (франц.)(1925)(фр. Pierre Boulez) - французскийкомпозитор и дирижёр. На протяжении многих лет является одним из лидеров французского музыкального авангарда.

в 1942 году поступил в Парижскую консерваторию в класс Оливье Мессиана, затем частным образом изучал серийную и додекафонную технику композиции у Рене Лейбовица, ученикаАрнольда Шёнберга. Первые сочинения Булеза, отмеченные влиянием Новой венской школы — Сонатина для флейты, Соната для фортепиано.

Мировую известность композитору принесли кантата «Солнце вод» (премьера в Париже под управлением Р.Дезормьера, 1950) и Вторая фортепианная соната (премьера в авторском исполнении,Дармштадт, 1952).

В середине 1950-х годов Булез обратился к написанию статей об эстетике и технике композиции, вёл активную преподавательскую деятельность, не прекращая сочинять. Композитор экспериментировал с электронной, конкретной и микрохроматической музыкой, с 1974 по 1991 был председателем институтаIRCAM, занимающегося исследованиями в области акустики и современной музыки.

Булез в разные годы руководил филармоническими оркестрами Кливленда и Нью-Йорка, симфоническим оркестром BBC. Основу репертуара Булеза составляют сочинения композиторов XX века (причём некоторых значительных авторов, например Пауля Хиндемита, Прокофьева иШостаковича, Булез принципиально обходит своим вниманием[1]).

Булез выступал также как хоровой дирижёр, в частности, записал на фирме Sony собрание произведений Арнольда Шёнберга для хора a capella.

 

Карлхейнц Штокхаузен (немецк.)(1928-), уч.у О.Мессиана, интерес к сериальной технике и электрон.инструм-в, 1956-«Пение отроков» для 5-ти магнитоф-в, в 60-ые под влиян.восточн.филос-ии–элементы алеаторики, мистич. И эзотерич.хар-р, оперно-бал.7-ми частн.цикл «Свет» о сотв.мира в духе восточн.религ.-фил.учений;

Курт Вайль (нем.)(1900-1950)- Б.Брехта 1928г. Курт Юлиан Вайль (нем. Kurt Julian Weill; —немецкий композитор, автор музыки к «Трёхгрошовой опере».

Раннее творчество Вайля находится под влиянием его учителей и Стравинского. В середине 1920-хгодов Вайль, стремясь к социальной действенности своей музыки, сознательно упростил свой музыкальный язык, введя в него новые популярные идиомы, в том числе элементы джаза.

В содружестве с драматургом Георгом Кайзером Вайль создал ряд сочинений: кантату «Новый Орфей» (1925), оперы «Протагонист» (1926) и «Царь фотографируется» (1928).

В 1927 году состоялось знакомство Вайля с поэтом и драматургом Бертольтом Брехтом, положившее начало длительному и плодотворному сотрудничеству. Первым совместным опытом стала созданная в том же году небольшая зонг-опера «Махагони», двумя годами позже превращённая в полноценную оперу «Возвышение и падение города Махагонни»[1]. По сочинениям Брехта Вайль написал «Берлинский реквием» (1928), балет с пением «Семь смертных грехов». Славу драматургу и композитору принесла постановка в 1928 году в Театре на Шиффбауэрдамм пьесы Брехта «Трёхгрошовая опера» с музыкой Вайля; зонги из спектакля сразу приобрели широкую популярность[2].

В 1933 году эмигрировал из нацистской Германии в Париж, а в 1935 году — в США. Дебютировал в Нью-Йорке библейской драмой «Путь обета» по либретто Ф. Верфеля (сочинена в 1935 г., поставлена М. Рейнхардтом в 1937 г.). За американский период жизни Вайль написал 10 мюзиклов, многие из которых («День отдыха Никербокера» (1938); «Уличная сцена» (1947, по пьесе Элмера Л. Райса); «Потерян в звёздах» (1949) и другие) вошли в число наиболее популярных, наряду с мюзиклами Дж. Гершвина и И. Берлина. Творчество Вайля занимает особое место в музыкальной культуре XX века. Некоторые мелодии Вайля, из которых наиболее популярна «Баллада о Мэкки-Ноже» из «Трёхгрошовой оперы», стали джазовымистандартами. Вайль — один из немногих композиторов, сумевших создать настоящий мост между «серьёзной» и «лёгкой» музыкой. Он оказал большое влияние на академических композиторов (К. Орфа,Б. Бриттена), на всю европейскую и американскую песенную культуры, а также стал предтечей музыкальной полистилистики, развитой в 1970-е-1990-е гг. А. Шнитке. Творчество Вайля также оказало большое влияние на развитие современного музыкального театра.

Аарон Копленд (амер.)(1900-1990)-под влиян.Стравинского, муз.к балетам «Родео», «Весна в Аппалачах», увлёкся серийной техникой в 50-60ые;

Дмитрий Шостакович (русск.)(1906-1975)-учен.А.Глазунова, соч.с 1925(Первая симф-я), опера «Нос», балет «Золотой Век»-образцы модернизма, 1937(Пятая симф-я)-вершина русск.и мир.симфонизма, «Седьмая»(Ленинградская), в посл.годы размышл-ия печальные о смерти;

 Джон Кейдж (амер.)(1912-)-комп-р. С 50х гг. в музыке, как и в других видах искусства (например, в театре), существует такое направление, как хеппенинг (от англ, happening - "случающееся", "происходящее"). Его истоком можно считать произведение "4'33" (1954 г.) Д.Кейджа. На сцену выходит пианист, который четыре минуты тридцать три секунды... молча сидит за роялем, потом встаёт и уходит. Премьера прошла со скандалом: просвещённая публика решила, что над ней просто издеваются, а обыватель получил возможность снисходительно заметить: "Так и я могу". Намерение шокировать публику, безусловно, входило в планы автора, но оно не было самоцелью. По мнению исследователей, Кейдж превратил в музыкальное произведение явления окружающей действительности: тишину в ожидании начала игры, звуки, производимые слушателями (покашливания, шёпот, скрип стульев и т. д.). Публика и музыкант таким образом выступали и в роли исполнителей, и в роли авторов стихийно возникшей пьесы. Музыка превращалась из слухового образа в образ зрительный. Это и стало в дальнейшем отличительной чертой хеппенинга: исполнение произведения становится, фактически, беззвучной пантомимой.

Луиджи Ноно (итал.)(1924-1990)-представитель европейского авангарда, коммунист, принципы серийно-пуантилистич.композиц.техники, оперы «Нетерпимость 1960», «Прометей», балет «Красный плащ», инструм.и электрон.музыки;

Гизельгер Клебе, (нем.)(1925-2009). Плодовитый композиторстал автором свыше 140 музыкальных работ, включая 14 опер, 8 симфоний, 15 сольных концертов, камерные, а также духовные и фортепианные произведения.

В 1940-х началось его интенсивное обучение в классе скрипки, альта и композиторского искусства.в Берлине с 1946-го по 1951-й. Сначала его учителем был Йозеф Руфер (Joseph Rufer), а затем мастер-классы преподавал Борис Блахер (Boris Blacher). Клебе проработал на радиостанции 'Berliner Rundfunk', а после полностью переключился на композиторскую деятельность.Свое вдохновение композитор черпал из работ писателей и художников, особенно увлекаясь своими современниками. В 1951-м он сочинил 'Die Zwitschermaschine Op. 7', взяв за основу известную картину 'The Twittering Machine' Пауля Клее (Paul Klee). Первая опера Клебе появилась в 1957-м на основе пьесы Фридриха Шиллера (Friedrich Schiller) 'Разбойники' ('The Robbers'). Он также написал две оперы по пьесам Одона фон Хорвата (Ödön von Horváth).

В 1964-м Клебе стал членом Академии искусства (West Berlin Akademie der Künste), а через год получил Вестфальский приз в области музыки (ныне приз им. Ханса Вернера Хенце/Hans-Werner-Henze-Preis).

Кшиштофф Пендерецкий (польск.)(1933-)-в 60-ые эксперим. В звуков.колористике-кластеры, шумовые эффекты, ритмодекламацию(«Страсти по Луке»), для стунных «Плач по жертвам Хиросимы», позже его муз.язык стан.более традиц., «Польский реквием», оперы «Черти из Людена», «Потерянный рай», 5 симфоний;

Астор Пьяцолла (аргент.)(1921-1992)-комп.,исполн.на бандонеоне, усовершенствовал форму танго, опера «Мария из Буэнос-Айреса», на него повлияла Надя Буланже, инструмент сделал солирующе-концертным, автор “Milonga del angel”, “La muerte del angel”, “Invierno porteno”, “Buenos Aires bora cero”, и особо-“ADIOS NONINO”;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: