Скипа, Тито (1889-1965)

Тито Ски́па (итал. Raffaele Attilio Amedeo Schipa;) — итальянский певец, один из знаменитых теноров первой половины XX века.

Скипа получил известность и как композитор. Он является автором хоровых и фортепианных сочинений, песен. Среди его крупных сочинений — месса. В 1929 году он написал оперетту «Принцесса Лиана», поставленную в Риме в 1935 году.[1]

Родился 2 января 1889 года в городе Лечче, Италия.

Уже в семилетнем возрасте Тито пел в церковном хоре. Любимыми занятиями Тито были уроки музыки и хор. Вскоре он стал студентом консерватории в Лечче, где посещал классы фортепиано, теории музыки и композиции». Позднее Скипа учился пению в Милане у видного педагога-вокалиста Эмилио Пикколи.

Дебютирует в 1910 году на оперной сцене города Верчелли в партии Альфреда в опере «Травиата» Джузеппе Верди. Вскоре Тито перебирается в столицу Италии. Выступления в театре «Костанци» приносят молодому артисту большой успех, что открыло ему дорогу в крупнейшие отечественные и зарубежные театры.

В 1913 году Скипа уезжает за океан и выступает в Аргентине и Бразилии. Возвратившись домой, он вновь поет в «Костанци», а затем в неаполитанском театре «Сан-Карло».

В 1915 году певец дебютировал в театре «Ла Скала» в партии Владимира Игоревича в «Князе Игоре» Бородина.

В 1917 году в Монте-Карло Скипа спел партию Руджеро на премьере оперы Пуччини «Ласточка». Неоднократно выступал в Мадриде и Лиссабоне.

В 1919 году Тито перебирается в США, где становится одним из ведущих солистов Чикагского оперного театра и поет с 1920 по 1932 годы. В это же время гастролировал по Европе, периодически выступал в «Ла Скала». Здесь, вМилане в 1928 году и в театре «Колон» (Буэнос-Айрес) в 1930 году Скипа дважды встречается на сцене с Ф. И. Шаляпиным в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник». Русский бас произвёл неизгладимое впечатление на итальянского тенора. Впоследствии Скипа так выразил его:

На своём веку я встречал немало выдающихся людей, великих и гениальных, но Фёдор Шаляпин возвышается над ними, как Монблан. В нём сочетались редкие качества большого, мудрого артиста — оперного и драматического. Не каждое столетие даёт миру такого человека.

В 1932 году в «Метрополитен-опера» Скипа дебютировал в «Любовном напитке» Доницетти. В Нью-Йорке артист выступал до 1935 года. Позже он пел в «Метрополитен-опера» еще один сезон в 1940-1941 годах.

В 1955 году Скипа оставляет оперную сцену, но остается в качестве концертного исполнителя. Много времени уделял общественно-музыкальной деятельности, передавая свой опыт и мастерство молодым певцам. В разных городах Европы руководил вокальными классами.

В 1957 году певец гастролировал в СССР, выступив в Москве, Ленинграде и Риге. Тогда же он председательствовал в жюри конкурса вокалистов VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

В 1962 году певец совершил прощальное гастрольное турне по США, где дал последний концерт в Нью-ЙоркскомТаун-Холле. Об этом концерте газеты писали:[2]«Что бы он ни пел, он выступал абсолютным мастером, высочайшим артистом, обладающим гипнотическим воздействием на публику. Он был подобен Королю, прервавшему свой заслуженный отдых и нашедшему по возвращении себя прежним властителем своего королевства».

Умер 16 декабря 1965 года в Нью-Йорке

 

 ДЖУЗЕППЕ ДЕ ЛЮКА (1876-1950) Giuseppe De Luca

Знаменитый итальянский оперный певец, баритон, который добился своего величайшего триумфа, выступая в нью-йоркском театре Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera). Он, среди прочего, принимал участие в мировых премьерах двух опер композитора Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini): в 1904 году на сцене миланского театра Ла Скала (La Scala, Milan) спел партию Шарплесса (Sharpless) в 'Мадам Баттерфлай' (Madama Butterfly) и исполнил главную роль в комической опере 'Джанни Скикки' (Gianni Schicchi) на сцене Метрополитен-Опера в 1918-м.

 

Де Лука, который был сыном кузнеца, родился 25 декабря 1876 года в Риме (Rome), и мальчиком пел в церковном хоре. Когда его голос перестал ломаться, богатый покровитель заплатил за его уроки пения в Римской Консерватории (Rome Conservatory), где Де Лука учился у двух превосходных преподавателей, композитора Венчеслао Персикини (Venceslao Persichini), который также обучал великого итальянского баритона Маттиа Баттистини (Mattia Battistini) и ровесника Джузеппе, баритона Титта Руффо (Titta Ruffo), и Антонио Котоньи (Antonio Cotogni), который много лет преподавал в Санкт-Петербургской Консерватории (Saint Petersburg Conservatory).

Джузеппе Де Лука дебютировал на профессиональной оперной сцене в Пьяченце (Piacenza) в 1897 году, исполнив партию Валентина (Valentin) в 'Фаусте' (Faust) Шарля Гуно (Charles Gounod). Дебют оказался успешным, и Де Лука стал получать предложения о работе из самых значительных европейских театров. С 1902 по 1910 год Джузеппе пел в самом знаменитом театре Италии (Italy), Ла Скала, а в 1907 году состоялся его лондонский дебют в Королевском оперном Театре в Ковент-Гардене (Royal Opera House, Covent Garden). Впоследствии Де Лука перебрался в Соединенные Штаты (United States), где стал ведущим баритоном в Метрополитен-Опера и оставался им на протяжении 20 лет, с 1915 по 1935 год, сделав замечательно долгую для оперного певца карьеру. Кроме того, в сезоне 1939-1940 он ненадолго возвращался в Метрополитен-Опера. Он впервые появился на сцене нью-йоркского театра 25 ноября 1915 года в роли Фигаро (Figaro) в 'Севильском цирюльнике' (Il barbiere di Siviglia) После того, как Джузеппе Де Лука вышел на пенсию, он преподавал вокал в Джульярдской школе (Juilliard School), одной из крупнейших консерваторий Америки (America).

В репертуар знаменитого итальянца входила роль и Санчо Панса (Sancho Panza) в 'Дон Кихоте' (Don Quichotte) Массне вместе с Федором Шаляпиным (Feodor Chaliapin). Де Лука получал самые высокие оценки критиков и публики. Во время работы в Ла Скала он даже пел из Вагнера (Wagner) в его дни в театре Ла Скала, хотя обычно избегал немецкого языка и пел только на итальянском и французском.

К счастью для современного слушателя, элегантный вокализм итальянского баритона сохраняется на многочисленных записях, которые Де Лука на протяжении 30-ти лет делал в Италии и Штатах с самого начала 20-го века. На некоторых из них он поет вместе с другими великими оперными певцами, включая Энрико Карузо (Enrico Caruso), Джованни Мартинелли (Giovanni Martinelli),Беньямино Джильи (Beniamino Gigli), Элизабет Ретберг (Elisabeth Rethberg), Розу Понсель (Rosa Ponselle) и Эцио Пинза (Ezio Pinza).

Де Лука был признанным мастером лирического легато, и сохранившиеся записи подтверждают, что его манера пения действительно была безупречна в этом отношении. Сам он был невысоким человеком, и его голос также не отличался прирожденной огромной мощью, однако Де Лука превратил его в совершенный инструмент и прекрасно звучал даже в больших театральных залах. В лучшие годы певца его вокал обладал исключительной красотой звучания в среднем регистре. Он был умным и разносторонним актером, и считается, что особенно баритону удавались живые и искрометные комические роли.

Де Лука умер 26 августа 1950 года в Нью-Йорке (New York City), в возрасте 73 лет.

 

ЛУИЗА ТЕТРАЗИНИ (1871-1940)

Выделяясь на фоне других исполнителей феноменально гибким, пронзительным и вибрирующим тоном своего голоса, Тетраззини обрела международную известность. Она пользовалась особым успехом в Европе и Америке с 1890-х до 1920-х, но последние годы ее жизни были омрачены плохим состоянием здоровья и обрушившейся не нее бедностью.

 

Луиза Тетраззини родилась 29 июня 1871-го во Флоренции (Florence), и была дочкой военного портного. По сообщениям, петь девочка начала с трех лет. Ее первым учителем по вокалу стала ее родная сестра Ева Тетраззини. Позже Луиза поступила в Музыкальный институт во Флоренции (Istituto Musicale, Florence).

Она дебютировала на оперной сцене в своем родном городе в 1890-м. На первом этапе своей карьеры Тетраззини в основном работала в итальянских провинциальных театрах и гастролировала по России, снискав особое расположение в Санкт-Петербурге. Ее пением также наслаждались в Испании и Южной Америке. По большей части репертуар певицы в 1890-х состоял из лирико-колоратурных партий.

В 1905-м Луиза впервые выступила в Сан-Франциско (San Francisco). После большого успеха в Нью-Йорке (New York), где Тетраззини стала настоящей сенсацией, она заключила контракт с Оскаром Гаммерштейном (Oscar Hammerstein).

После некоторых трудностей в Нью-Йорке, которые перекрыли ей дорогу на сцену, Луиза провела пресс-конференцию и заявила: «Я буду петь в Сан-Франциско, даже если придется петь на улицах, потому что, если не ошибаюсь, улицы Сан-Франциско свободны». Это заявление стало судьбоносным. И в канун Рождества 1910-го Тетраззини действительно вышла на улицу, поднялась в блестящем белом платье на сцену на углу рынка и Кирни-стрит, возле фонтана Лотта, и запела в окружении толпы из 2-3 тыс. человек.

В 1907-м Тетраззини сделала сенсационный дебют, сыграв Виолетту в опере 'Травиата' ('La traviata') в Ковент-Гарден в Лондоне (Covent Garden, London), где до этого момента была совершенно неизвестна. После этого выступления Луиза стала международной оперной звездой, выступавшей в переполненных залах.

В 1908-м Луиза, наконец-то, добралась до Нью-Йорка, но не до Метрополитен-Опера, а до Манхэттенской оперной компании (Manhattan Opera Company) Гаммерштейна, вновь появляясь с партией Виолетты. И снова певицу встретили с невероятным успехом. Она осталась верна Гаммерштейну и только один театральный сезон, 1911-1912 гг., работала в Метрополитен-Опера, выступив всего восемь раз.

С 1911-го по 1914-й Тетраззини пела с Чикагской (Chicago Grand Opera Company) и Бостонской (Boston Opera Company) оперными компаниями.

Тетраззини обладала исключительной вокальной техникой, из-за чего с практически нахальной легкостью ей удавалось одолевать любые вокальные высоты. Она в совершенстве выводила рулады, трели, стакатто и др. орнаментальные приемы всех видов. Также Луиза блестяще чувствовала себя в верхнем регистре, охватывая диапазон от 'ми' до высокого 'до'. В отличие от других певиц, обладающих колоратурным сопрано, таких, как Амелита Галли-Курчи (Amelita Galli-Curci), Тетраззини выдавала не тонкие и острые высокие ноты, а полные, мощные, звенящие.

В нижней части диапазона Тетраззини была сильна, но вот в средней тон ее голоса выказывал некоторые 'пробелы'. Некоторые американские и английские критики называли эти недочеты проявлением 'незрелости' или 'инфантилизма'. Ирландский тенор Джон МакКормак (John McCormack) даже привлек гиперболу, сравнив пение Луизы с 'плачем распятого ребенка'. С возрастом, однако, произошли перемены в лучшую сторону в среднем регистре.

 Тетраззини, женщина маленького роста, в зрелом возрасте набрала вес, что отнюдь не мешало ей чувствовать себя свободно на сцене и играть комические роли, требующие определенной оживленности. Отчасти это объяснялось ее живым нравом. Луиза сделала много записей для корпорации 'Victor Talking Machine' и британской сети развлечений 'HMV'. Особого упоминания заслуживает ее трогательная запись 'Addio del passato' из 'Травиаты', а также 'Ah non credea mirarti' из оперы 'Сомнамбула' ('La sonnambula'). Легкая виртуозность и захватывающие орнаментальные приемы присущи ее работам 'Una voce poco fa' и 'Ah non giunge', сделанные для лейбла 'Victor'.

Тетраззини связывала горькая вражда с Нелли Мельбой в Ковент-Гарден, но в целом она прекрасно ладила со своими коллегами, включая Энрико Карузо (Enrico Caruso) и Фриду Хемпель (Frieda Hempel). Аделина Патти (Adelina Patti), сопрано предыдущего поколения, известная за свое великодушие к другим певцам, была поклонницей пения Тетраззини, громко и искренне аплодируя на ее выступлениях.

После Первой мировой войны Луиза по большей части довольствовалась выступлениями в рамках концертов. Меньше всего певице удалась жизнь в браке. Ее третий супруг промотал немалое состояние, которое она скопила, и заставлял ее продолжать выступать, когда Тетраззини была уже далеко не в форме. Последние годы принесли Тетраззини бедность и физические недуги, но даже тогда ее сопрано по-прежнему оставалось веселым и привлекательным. Она часто повторяла: 'Я старая, я толстая, но я все еще Тетраззини'.

Луиза умерла в Милане, 28 апреля 1940-го; ее похороны оплатило государство.

Считается, что Луиза дала имя популярному американскому блюду 'Turkey Tetrazzini' (индейка, запеченная с грибами и макаронами), которое якобы появилось в Сан-Франциско, где Тетраззини прожила много лет.

 

КОНЧИТА СУПЕРВИА (1895-1936)

Популярная испанская певица, меццо-сопрано, активно выступавшая в оперных театрах Европы и Америки как в известных операх того времени, так и с исключительно сольными концертами.

Супервиа родилась в Барселоне, в древнем андалузском роду; при крещении её нарекли Мария де ла Конспесьон Супервия Паскуаль. Сначала Кончита училась при местном монастыре; впрочем, уже в 12 лет она поступила в Высшую Музыкальную Консерваторию при лицее Барселоны (Conservatori Superior de Música del Liceu in Barcelona). На сцене Кончита дебютировала в 1910-м, в Teatro Colón в Буэнос-Айресе (Buenos Aires) – тогда ей было всего 15 лет. Дебютной ролью Супервии стала партия в 'Бьянка де Белью' ('Bianca de Beulieu') Стиаттеси (Stiattesi).

В 1911-м Супервиа спела партию Октавиана в первой италоязычной постановке 'Кавалер роз' ('Der Rosenkavalier') Рихарда Штрауса (Richard Strauss), шедшей на сцене римского Teatro Constanzi. В 1912-м Кончита исполнила роль Кармен в Gran Teatre del Liceu в своем родном городе – и, что называется, 'нашла себя': именно с ролью Кармен она и будет ассоциироваться в дальнейшем.

В Америке Супервиа дебютировала лишь в 1915-м – в качестве Шарлотты из 'Вертера' ('Wertner') Жюля Массне (Jules Massenet), в Чикагской Опере (Chicago Opera). Вернувшись в Европу – как раз к концу Первой мировой войны – певица была приглашена в Рим; именно там она и исполнила впервые те роли, что окончательно завоевали сердца тысяч слушателей по всему миру – Анжелину из 'Золушки' ('La Cenerentola'), Изабеллу из 'Итальянка в Алжире' ('L'italiana in Algeri') и Росину из 'Севильского цирюльника'. Идея вернуть популярность творчеству Россини витала в воздухе и до этого, но лишь с помощью Кончиты её удалось воплотить в жизнь в полной мере.

Могучий грудной регистр голоса и умение довольно гибко управлять верхними нотами позволяли Кончите легко справляться с довольно сложными партиями. Конечно, не всем голос Супервии казался абсолютно идеальным – многие отмечали (и были в чем-то правы), что нижние тона в исполнении певицы своими раскатами сильно напоминают автоматную очередь или стук игральных костей в специальном стаканчике. Следует, впрочем, отметить, что подобный эффект в первую очередь прослеживался именно на записях, и в живых выступлениях певицы был куда как менее заметен – микрофоны того времени нередко выпячивали мельчайшие дефекты человеческих голосов.

В 1930-м певица дебютировал в Лондоне; годом позже она вышла замуж за лондонского бизнесмена Бена Рубенштейна (Ben Rubenstein) и окончательно осела в английской столице.

Осенью 1935-го Кончита была вынуждена отменить все запланированные выступления из-за беременности. 29-го марта 1936-го её поместили в одну из лондонских клиник, на сохранение; к сожалению, при родах Супервиа – и её новорожденная дочка – скончались.

 

РОЗА ПОНСЕЛЛЕ (1897-1981)

Одна из крупнейших певиц первой половины XX века.

Роза Понселле (Ponselle) (1897-1981) - американская певица (сопрано). По национальности итальянка. Выступала в кабаре вместе с сестрой. По приглашению Карузо дебютировала в Метрополитен Опера в 1918 (партия Леоноры в "Силе судьбы" Верди), пела здесь до 1936 (среди партий Рашель в "Жидовке" Галеви, Елизавета в "Дон Карлосе", Норма, Луиза Миллер в одноимённой опере Верди, Юлия в "Весталке" Спонтини и другие). В 1929-31 выступала в Ковент Гардене, гастролировала на других крупнейших сценах мира (Флоренция, Чикаго).

Понселле - одна из крупнейших певиц первой половины XX века. В 1937 году покинула сцену. Вела педагогическую деятельность (среди учеников Силс, Милнс, Моррис). После её смерти были опубликованы мемуары певицы (1982). Среди записей партия Виолетты (дирижёр Паниса, Pearl) и другие.

 

РИХАРД ТАУБЕР (1891-1948)

Известный австрийский оперный и опереточный певец (тенор), которого называли «австрийским Карузо».

 

Таубер родился в артистической семье. В 1897 году мальчик поступил в школу в Линце. Начиная с 1903 года, выступал в отцовском театре. Обнаружив у него музыкальный дар, отец отдал сына в консерваторию Хоха (Франкфурт-на-Майне), для занятий в классах пианино, композиции и дирижёрского искусства. К этим занятиям юный Таубер по своей инициативе добавил освоение искусства оперного вокала.

Первое выступление начинающего певца состоялось во Фрайбурге, 17 мая 1912 года, на концерте, где он исполнял арии из опер Моцарта и был тепло принят публикой. В последующие годы Таубер выступает в различных театрах Австро-Венгрии и Германии; в его репертуаре оперы Моцарта, Гуно, Рихарда Штрауса, позднее — Верди, Пуччини и др.

После войны, в 1922 году Таубер принят в Венскую государственную оперу; выступает также в Берлинском оперном театре и гастролирует с концертами. Его популярность чрезвычайно велика — современники отмечали его чарующий мягкий тембр голоса, проникновенный и необычайно музыкальный. Кроме оперы, он много поёт в опереттах. Франц Легар пишет музыку специально для него — лирические арии, прозванные «песнями для Таубера» (нем. Tauberlieder). Граммофонные пластинки с записями Таубера расходятся многотысячными тиражами; всего насчитывают более 700 граммофонных записей его выступлений.

В 1930-е годы Таубер с большим успехом выступает в Великобритании и США, снимается в музыкальных фильмах. В 1936 году Таубер женился на английской актрисе Диане Непер (англ. Diana Napier).

Гастроли в Германии прекращаются — нацистские власти не приглашают артистов еврейского происхождения. Вскоре, после аншлюсса Австрии (1938),он становится эмигрантом. Живёт в Швейцарии, а после получения британского гражданства (1940) — в Лондоне. Приглашения переселиться в США он отвергает, хотя в Англии оперные театры с началом войны закрылись, а все его австрийские сбережения конфискованы нацистами; зарабатывает себе на жизнь концертами и записями на пластинки. Сам пишет музыку — песни и оперетты, некоторые его произведения становятся популярны.

В 1947 году у Таубера был обнаружен рак лёгких. В это время в Лондоне были с гастролями его старые друзья из Венской оперы, и Таубер выступил в моцартовском «Дон Жуане». Публика аплодировала ему стоя. Опера Моцарта, с которой он начинал, стала и его прощальныи появлением. Неделю спустя Таубер лёг в больницу, откуда уже не вышел. Похоронен на лондонском кладбище Бромптон.

 

КИРСТЕН ФЛАГСТАД (1895-1962)

 

Кирстен Флагстад (норв. Kirsten Malfrid Flagstad; 12 июля 1895, Хамар,Норвегия — 7 декабря 1962, Осло) — оперная певица-сопрано. По этническому происхождению норвежка. Признана одной из величайших исполнительниц партий в музыкальных драмах Вагнера. Её голос обладал силой и блеском, но вместе с тем лиризмом и гибкостью.

Портрет Кирстен Флагстад на норвежской банкноте

Кирстен Флагстад родилась в музыкальной семье (её отец был дирижёром, мать — пианисткой). Училась в Осло и Стокгольме. На оперной сцене дебютировала в 1913 году в небольшой партии Нури в опере Эжена д’Альбера «Долина» (Национальный театр Осло). На протяжении следующих 18 лет её карьера была связана только со Скандинавией. Она исполняла разные партии в операх Вебера, Верди, Бизе, Гуно и других композиторов, а также в опереттах.

Известность пришла к Флагстад в 1932 году, когда она впервые исполнила партию Изольды в «Тристане и Изольде» Вагнера. С тех пор вагнеровские партии заняли в её репертуаре основное место. Уже в следующем году она была приглашена на Байройтский фестиваль. В 1935 году она с огромным успехом дебютировала в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке в партии Зиглинды в «Валькирии». С тех пор она часто выступала в США и Лондоне. Помимо вагнеровских ролей (Изольда, Брунгильда, Зиглинда, Елизавета, Эльза и др.), она нередко исполняла партию Леоноры в «Фиделио»Бетховена. Военное время Флагстад провела в Норвегии. Вскоре она опять с успехом выступила в Нью-Йорке и Лондоне. Одним из её последних великих достижений является партия Дидоны в «Дидоне и Энее»Пёрселла. 22 мая 1950 года в Лондоне она пела на премьере «Четырёх последних песен» Рихарда Штрауса. В 1952 году Кирстен Флагстад участвовала в записи «Тристана и Изольды» с Людвигом Зютхаусом под управлением Фуртвенглера — эта запись по сей день считается вершиной вагнеровского исполнительства.

Кирстен Флагстад покинула сцену в 1955 году (в 1957 году состоялся её последний концерт, на котором она исполняла песни Грига); в 1958—1960 годах она была художественным руководителем Норвежской Оперы. В 1958 году участвовала в записи оперы «Золото Рейна» под управлением Георга Шолти — в партии Фрики (остальные оперы цикла «Кольцо нибелунга» были записаны дирижёром после смерти певицы, которую далее в партии Фрики заменила Криста Людвиг).

В 1985 году в родном городе певицы Хамаре был открыт Музей Кирстен Флагстад.

ЛОУРЕНС ТИББЕТТ (1896-1960)

Знаменитый американский оперный певец, который также был известен как киноактер, выступал на радио и много записывался. Обладатель прекрасного чистого баритона с большим диапазоном и темным тембром, он более 600 раз выступал на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera) с 1923 по 1950 год. Он исполнял роли чрезвычайно широкого репертуара, от Яго (Iago) в 'Отелло' (Othello) постановки Метрополитен-Опера до Капитана Крюка (Captain Hook) в 'Питере Пэне' (Peter Pan) с гастролирующей труппой.

 

Он родился как Лоуренс Мервил Тиббет (Lawrence Mervil Tibbet), с одной 'т' в конце, 16 ноября 1896 года в Бейкерсфилде, штат Калифорния (Bakersfield, California). Его отец был помощником шерифа. Мальчик вырос в Лос-Анджелесе (Los Angeles), зарабатывая пением в церковных хорах и на похоронах. В 1915-м он окончил специализированную художественную школу, а годом позже познакомился со своей будущей женой Грейс Маккей Смит. Тиббетт учился в Нью-Йорке (New York City) у Фрэнка Ла Форжа (Frank La Forge), и в 1923 году, в возрасте 26 лет подписал свой первый контракт с Метрополитен-Опера, по которому получал 60 долларов в неделю. В последующие годы ему удалось построить очень успешную карьеру, благодаря великолепному вокалу, безупречной музыкальности и выдающемуся актерскому таланту. Его роли в Метрополитен-Опера включали Валентина (Valentin) в 'Фаусте' (Charles Gounod's) Шарля Гуно (Charles Gounod); Сильвио (Silvio) и затем Тонио (Tonio) в 'Паяцах' (Pagliacci) Руджеро Леонкавалло (Ruggiero Leoncavallo); и Королевского герольда (King's Herald) в вагнеровском 'Лоэнгрине' (Lohengrin).

Он впервые добился национальной известности, сыграв Форда (Ford) в 'Фальстафе' (Falstaff) Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi). В 1927-м Тиббетт отправился в Калифорнию, и именно во время этой поездки в Сан-Франциско (San Francisco) он познакомился с Дженни Марстон Бергард (Jennie Marston Burgard), на которой женился в 1932-м.

В 30-х годах Тиббетт много гастролировал по Европе. В начале 30-х годов Тиббетт также снимался в кино. Его путешествие в Голливуд (Hollywood) оказалось недолгим, хотя он успел даже номинироваться на премию Американской киноакадемии (Academy Award) за 'лучшую мужскую роль' в своем первом фильме, романтическом мюзикле 'The Rogue Song' (1930) производства 'MGM'. Увы, сегодня от фильма о трагической истории любви удалого русского бандита Егора и княгини Веры остались лишь несколько минут и саундтрек. Всего Лоуренс сыграл в шести фильмах (последний, 'Under Your Spell', вышел в 1936) и в 1951 году появился на телевидении, в программе 'Armstrong Circle Theatre'.

Вместе со скрипачом Яшей Хейфецом (Jascha Heifetz) в 1936 году он основал Американскую гильдию музыкантов (American Guild of Musical Artists), самый крупный и влиятельный профсоюз сольных исполнителей, и оставался президентом Гильдии на протяжении 17 лет.

После того, как в начале 50-х завершилась его оперная карьера, Тиббетт начал выступать в мюзиклах и спектаклях. В частности, он взял на себя роль итальянского оперного баса Эцио Пинца (Ezio Pinza) в мюзикле 'Фанни' (Fanny) во время его оригинального запуска на Бродвее.

Увы, измученный тяжелым артритом и проблемами с алкоголем, он состарился раньше времени, здоровье его ухудшилось. Тиббетт умер 15 июля 1960 года, упав и ударившись головой об стол в своей квартире.

 

РИЗЭ СТИВЕНС (1913-2013)

Risë Стивенс

 

 

Risë Стивенс
Стивенс, выступая в Университет Мичигана, 1952-1953 гг.

Risë Стивенс (/ˈriːsə/; 11 июня, 1913 - 20 марта 2013) Американская оперная меццо-сопрано.

Стивенс родилась Risë Steenberg 11 июня 1913 года, в В Нью-Йорке Ее отец был из норвежского лютеранского происхождения, а ее мать была еврейкой (польского и русского происхождения). Она училась в Нью-Йорке Джульярдской Школе в течение трех лет, Её дебют в качестве Миньон в Прага в 1936 году и осталась там до 1938 года, также поет на гастролях в Венской Государственной Опере и приглашается в труппу.

Была приглашена на Глайндборнский Фестиваль в 1939 году, где её услышали как Дорабеллу и Cherubino. В 1938 году дебют в Метрополитен-Опера в Филадельфия. Три дня спустя в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке она пела партию Октавиан, а  напротив Lotte Lehmann продюсера в Голливуде, который пригласил её для участия в нескольких фильмах, в том числе Шоколад Солдата (1941), с Нельсон Эдди. Она играла оперную певицу в Going My Way (1944) с Бинг Кросби, также Бизе Ария "Хабанера," "Going My Way" с Роберт Митчелл Хор Мальчикови "Ave Maria" с Бингом Кросби и хором.

В 1939 году, Стивенс вышла замуж за Вальтера Surovy Он взял на себя управление карьерой и умело планировал рекламу переместив ее в областях бизнеса, они оба почувствовали, что это даёт результат. Так, ему удалось застраховать голос Стивенс в Lloyd's of London в 1945 году за $1 млн.

На протяжении более двух десятилетий (до 1961 года) Стивенс стала одной из ведущих меццо-сопрано. Ее наиболее успешные роли там в комплекте Cherubino (запись на EMI), Октавиан, Далила (две отдельные диски выдержки на RCA Victor), Лаура, Гензель (полная запись на Columbia) и Марина. Другие роли в интернет Фрика в Вагнер's Кольцо Нибелунгов Марфа в Мусоргского's "Хованщина", Giulietta в Сказки Гофмана и князь Орловский в Летучая Мышь. Как певица отмечена в 19 ролях. Имела удивительный успех в Глюк's "Орфей и Эвридика" под музыкальное направление Pierre Monteux, который сразу же был отмечен для RCA Victor.

Прежде всего, она была особенно отмечали ее Кармен. Фильм Тайрона Гатри (1951) сделал её «Кармен» поколения. Она пела также в Париже, Лондоне, "Палладиум " В Лондоне и в Глайндборне. В La Scala в Милане она имела большой успех в Вирджилио Мортари's La Figlia del Diavolo в версии истории Саломеи, в которой Иродиада была ведущим персонажем. Стивенс пела, выступала и танцевала роли в заметных tour de force. Ее прощальный спектакль в Метрополитен стал «Кармен» в 1961г.

Отличительной чертой Стивенс карьера была универсальность. Она пела оперу, отличилась на радио и телевидении, пела то, что получило название American Songbook (большая часть которого была записана), состоялась как актриса кино и телевидения, и ей по силам оказались роли на Broadway (Анна в Король и я Лиза в Леди в темноте), и гламурной звезды. Она гастролировала в США ежегодно в течение нескольких десятилетий с сольными концертами. В 1962 году она записала голос Глинда для Путешествие к ОЗ,

После ее ухода из оперной сцене, Стивенс работала в качестве генерального менеджера Метрополитен-опера до 1966 года, а позже тренировала певцов нового поколения.

22 октября 1977 года, Стивенс был удостоен престижной награды Университета Пенсильвании Glee Club за заслуги. Созданная в 1964 году, эта награда вручалась индивидуальности в каждом году, за значительный вклад в мир музыки и помощь в создании условий, при которых наши таланты могут найти достойное выражение". Она была в Кеннеди-Центр Оноре в 1990 году.

Стивенс вышла замуж за актера Вальтер Surovy (1910-2001) с 1939 года до своей смерти. Их единственный ребенок-актер Nicolas Surovy b. 1944). Стивенс умерла в ее Manhattan дом на 20 марта 2013 года в возрасте 99 лет.[6]

 

ЛАУРИТЦ МЕЛЬХИОР (1890-1973)

Лауриц Мельхиор (Lauritz Melchior, полное имя - Lauritz Lebrecht Hommel Melchior) родился в 1890 году в Копенгагене, Дания (Copenhagen, Denmark). Музыкальный с детства, Лауриц пел в церковном хоре, а позже стал студентом Королевской оперной школы в Копенгагене (Royal Opera School in Copenhagen).

Оперный дебют молодого баритона состоялся в 1913 году в Royal Theatre в Копенгагене, это была партия Сильвио в опере Леонкавалло (Ruggero Leoncavallo) 'Паяцы' ('Pagliacci').

Известно, что большой успех пришел к тенору Мельхиору в 1918 году, когда он исполнил главную партию в 'Тангейзере' ('Tannhäuser').

В мае 1924 года Мельхиор успешно дебютировал в знаменитом лондонском Королевском театре в Ковент-Гардене (Royal Opera House at Covent Garden in London). После этого певец регулярно выступал в Ковент-Гардене в период 1924-1939 годов.

 В 1925 году Лауриц впервые выступил на сцене Венской оперы. В Германии он на протяжении 1925—1939 годов часто пел на сцене Берлинской государственной оперы.

А с 1926 по 1950 год Мельхиор постоянно пел в прославленном американском оперном театре Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera). Кроме этого, Мельхиору аплодировала публика таких знаменитых оперных столиц, как Париж (Paris), Брюссель (Bruss), Чикаго (Chicago Opera), Сан-Франциско (San Francisco Opera), Буэнос-Айрес (Buenos Aires, Teatro Colón) и других городов.

Вообще, Лауриц Мельхиор прославился исполнением репертуара Рихарда Вагнера (Richard Wagner), его даже назвали позже 'самым известным вагнеровским героическим тенором столетия'. Славе героического тенора способствовал его прекрасный голос - с блестящими верхними нотами и драматизмом исполнения. Его тип голоса считался квинтэссенцией исполнения вагнеровского репертуара.

Помимо работы на оперной сцене Мельхиор успел сыграть и в нескольких голливудских проектах Множество раз певец появился и на телевидении.

В 1955 году он ушел с большой сцены. Периодически, впрочем, певец появлялся на разных площадках и выступал, но постоянно Мельхиор петь перестал.

В конце 1960-х годов он стал основателем фонда для обучения наиболее талантливых исполнителей в Джульярдской школе (Juilliard).

Лауриц Мельхиор скончался 19 марта 1973 года в Санта-Монике, штат Калифорния (Santa Monica, California). Его похоронили на кладбище Assistens Kirkegaard cemetery в Копенгагене.

 

ЭЦИО ПИНЦА (1892-1957)

Пинца — первый бас Италии XX столетия. Он легко справлялся со всеми техническими трудностями, впечатляя великолепным бельканто, музыкальностью и тонким вкусом.

Эцио Фортунио Пинца родился 18 мая 1892 года в Риме, в семье плотника. Но отец вместе с тем не хотел видеть сына продолжателем своего дела — он мечтал, чтобы Эцио стал певцом.

Результаты прослушивания оказались удовлетворительными, и Руцца начал занятия с Эцио. После того как Пинца спел арию из оперы «Симон Бокканегра» Верди, маститый педагог не скупился на похвалы. В двадцать два года Пинца становится солистом маленькой оперной труппы.

В 1919 году дирекция Римской оперы принимает вокалиста в состав труппы театра. И хотя Пинца исполняет в основном второстепенные роли, но и в них он выказывает незаурядное дарование. Это не осталось незамеченным известным дирижером Туллио Серафином, пригласившим Пинцу в оперный театр Турина. Спев здесь несколько центральных басовых партий, певец решается на штурм «главной цитадели» — миланского «Ла Скала».

Великий дирижер Артуро Тосканини в то время готовил к постановке «Мейстерзингеров» Вагнера. Дирижеру понравилось, как исполнил Пинца партию Погнера.

Став солистом «Ла Скала», впоследствии под управлением Тосканини Пинца пел в «Лючии ди Ламмермур», «Аиде», «Тристане и Изольде», «Борисе Годунове» (Пимен). Пинца оказался в числе тех немногих, кого Тосканини счел нужным отметить. Однажды на репетиции «Бориса Годунова» он сказал о Пинце — исполнителе роли Пимена: «Наконец мы нашли певца, который может петь!»

Три года артист выступал на сцене «Ла Скала». Вскоре уже и в Европе и в Америке знали, что Пинца — один из одареннейших басов в истории итальянской оперы.

Первые гастроли за рубежом Пинца проводит в Париже, а 1925 году артист поет в театре «Колон» в Буэнос-Айресе. Еще через год, в ноябре, Пинца дебютирует в «Весталке» Спонтини в «Метрополитен-опера».

На протяжении более двадцати лет Пинца оставался бессменным солистом театра и украшением труппы. В.В. Тимохин пишет: "Голос Пинцы — высокий бас, несколько баритонового характера, очень красивый, гибкий и сильный, с большим диапазоном, — служил артисту важным средством, наряду с продуманной и темпераментной актерской игрой, для создания жизненных, правдивых сценических образов. Требовала ли роль трагического пафоса, едкого сарказма, величавой простоты или тонкого юмора — всегда он находил и верный тон, и яркие краски. Недаром художественная критика 20—30-х годов называла его «молодым Шаляпиным».

Пинца любил повторять, что существуют три типа оперных певцов: вообще не играющие на сцене, способные лишь имитировать и копировать чужие образцы и, наконец, стремящиеся по-своему осмыслить и исполнить роль. Только последние, по словам Пинцы, достойны называться артистами В Пинце-вокалисте, типичном basso cantante, привлекали свободное владение голосом, отточенное техническое мастерство, изящная фразировка и своеобразная грация, сделавшие его неподражаемым в операх Моцарта. В то же время голос певца мог звучать мужественно и страстно, с предельной экспрессией.".

В партии Фигаро Пинца сумел донести всю красоту моцартовской музыки. Его Фигаро легкий и веселый, остроумный и изобретательный, отличается искренностью переживаний и безудержным оптимизмом.

Еще в 1925 году в Мантуе Пинца впервые спел партию Бориса Годунова. Но все секреты гениального творения Мусоргского он смог узнать, участвуя в постановках «Бориса Годунова» в «Метрополитен» (в роли Пимена) вместе с великим Шаляпиным.

Надо сказать, что Федор Иванович хорошо относился к итальянскому коллеге. После одного из спектаклей он крепко обнял Пинцу и сказал: «Мне очень нравится ваш Пимен, Эцио». Весной 1929 года Федор Иванович покинул «Метрополитен», и прекратился показ «Бориса Годунова». Только через десять лет спектакль возобновился, и главную роль в нем играл Пинца. До Второй мировой войны Пинца много выступал в оперных театрах Чикаго и Сан-Франциско, гастролировал в Англии, Швеции, Чехословакии, а в 1936 году посетил Австралию.

После войны, в 1947 году, недолго поет вместе с дочерью Клаудией, обладательницей лирического сопрано. В сезоне 1947/48 года поет последний раз в «Метрополитен». В мае 1948 года спектаклем «Дон Жуан» в американском городе Кливленд он прощается с оперной сценой.

Однако концерты певца, его выступления по радио и телевидению по-прежнему проходят с невероятным успехом. Пинце удалось добиться доселе невозможного — собрать двадцать семь тысяч человек за один вечер на нью-йоркской открытой сцене «Льюисон стейдием»!

Начиная с 1949 года Пинца поет в оперетте («Южный океан» Ричарда Роджерса и Оскара Гаммерштейна, «Фэнни» Гаролда Роума), снимается в кино («Мистер Империум» (1950), «Карнеги-холл» (1951), «Этим вечером мы поем» (1951).

Из-за болезни сердца артист с лета 1956 года отказался от публичных выступлений.

Пинца умер 9 мая 1957 года в Стемфорде (США).

ЮССИ БЬЁРЛИНГ (1911-1960)

Юсси Бьёрлинг — шведский оперный певец (лирико-драматический тенор), один из крупнейших оперных певцов XX века[1].

Первым педагогом Бьёрлинга был его отец. В 1928-1930 годах обучался в Стокгольмской консерватории(класс Йона Форселля), после окончания которой с 1930 по 1933 год был солистом Шведской королевской оперы[2].

Начиная с 1931 года, после концертного выступления в Копенгагене, известность Бьёрлинга распространяется за пределы Швеции. С 1936 годаначинаются длительные концертные турне Бьёрлинга по Центральной Европе (Чехословакия, Австрия, Германия, Венгрия). В 1938 году впервые выступил на сцене Метрополитен-оперы, где преимущественно пел со второй половины 1940-х годов.

В 1944 году стал обладателем шведского почётного звания «Придворный певец» (hovsångare).

С 1957 года у певца начались проблемы с сердцем, но он не прекратил выступлений, сделав последнюю запись («Реквием» Верди) в июне 1960 года, за несколько месяцев до смерти.

Жена Бьёрлинга, Анна-Лиза, с которой они поженились в 1935 году, также была оперной певицей.

В городе Бурленге работает музей Юсси Бьёрлинга.

РЕНАТА ТИБАЛЬДИ (1922-2004)

 

Рената Тебальди Renata Tebaldi

Рената Тебальди (итал. Renata Tebaldi; 1 февраля 1922, Пезаро, Италия —19 декабря 2004, Сан-Марино) — итальянская оперная певица (лирическоесопрано).

Обучалась у Кармен Мелис. Дебютировала на оперной сцене в 1944 году. В1946 году вошла в труппу театра «Ла Скала» после участия в торжественном концерте по поводу открытия театра после Второй мировой войны (дирижировал Артуро Тосканини). С 1955 по 1963 год — в «Метрополитен Опера».

Творчество Тебальди получило высокую оценку критиков.

 «Рената Тебальди вошла в историю мировой оперы прежде всего как выдающаяся вокалистка, певица с удивительно красивым, горячим и проникновенным голосом, высокой вокальной культурой. Как певица она имела немного равных себе не только в Италии, но и во всем мире. Спектакли и концерты с ее участием практически с самого начала ее артистической деятельности становились большими художественными событиями…»[2]

Тебальди сотрудничала с такими дирижёрами, как Туллио Серафин,Герберт фон Караян, Ламберто Гарделли, Георг Шолти, Карл Бём, Джеймс Ливайн. Очень часто партнёром певицы на сцене и в студии был тенор Марио дель Монако, известно не менее 17 их совместных оперных записей[3].

ВИКТОРИЯ ДЕ ЛОС АНХЕЛЕС (1923-2005)

 

Виктóрия де Лос Áнхелес — испанская певица (сопрано). Прославилась в оперном и песенном репертуаре. Исполняла много испанской музыки (в частности, композиторов Энрике Гранадоса и Мануэля де Фальи).

С 1938 г. училась в консерватории в родном городе. В 1941 г. дебютировала в партии Мими в опере Джакомо Пуччини «Богема». После продолжения учёбы начала свою профессиональную карьеру с концерта в 1944 г. В1947 г. Виктория де Лос Анхелес получила первую премию намеждународном конкурсе в Женеве.

В 1949 г. певица впервые выступила в Парижской опере в партии Маргариты в опере Шарля Гуно «Фауст»; в 1950 г. последовали дебюты в Лондоне(Мими в «Богеме», Ковент-Гарден), Милане (Ариадна в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса, Ла Скала) и на Зальцбургском фестивале. В 1951-61 гг. Виктория де Лос Анхелес многократно выступала в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке. В 1961-62 гг. участвовала в Байройтском фестивале (партия Елизаветы в «Тангейзере»).

С начала 1960-х гг. певица сконцентрировалась на песенном исполнительстве. На своих концертах она пела не только немецкие Lieder и французские Mélodies, но и менее известные испанские и каталонские песни. Ей часто аккомпанировал Джеральд Мур. В то же время Виктория де Лос Анхелес имела большой успех в заглавной партии в опере Бизе «Кармен» (существует известная запись под управлением сэра Томаса Бичема).

ДЖОАН САЗЕРЛЕНД (1926-2010)

Джоан Элстон Са́зерленд — выдающаяся австралийская оперная певица. Выступала сначала как меццо-сопрано, затем как драматическое сопрано, позднее как колоратурное. Дама-командор ордена Британской империи.

Джоан не предполагала стать оперной певицей и в молодости окончила курсы машинисток. Позже училась в Сиднейской консерватории. Студенткой вела активную концертную деятельность вместе с пианистом Ричардом Бонингом, за которого вышла замуж в 1954 году. На оперной сцене дебютировала в 1950 году в заглавной партии в опере «Юдифь» Юджина Гуссенса в Сиднее. В 1951 году Сазерленд вместе с Бонингом переехала в Лондон, где Джоан вскоре вступила в труппу «Ковент-Гарден». В 1952 году исполнила маленькую партию Первой дамы в «Волшебной флейте»Моцарта; уже через два года стала исполнять в театре ведущие партии. В 1959 году для неё была поставлена опера Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур». В апреле 1960 года Джоан Сазерленд впервые выступила на сцене «Гранд-опера» в Париже («Лючия ди Ламмермур»). В 1961 году состоялся дебют Сазерленд в театре «Ла Скала» в заглавной партии в опере «Беатриче ди Тенда» Беллини. Осенью того же года она дебютировала в нью-йоркской«Метрополитен-опера», где исполняла потом роль Лючии в течение двадцати пяти лет. В 1965 году Сазерленд создала оперную труппу для гастролей в Австралии.

В 1974 году она вместе с Бонингом вернулась на родину и участвовала в ежегодных сезонах Австралийской оперы. Джоан Сазерленд официально оставила сцену в 1990 году, исполнив партию Маргариты в опере «Гугеноты»Мейербера в Сиднее, однако потом ещё много раз выступала на оперной сцене.

ЛЕОНТИНА ПРАЙС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: