Иконостас: история формирования и символика

ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

СОСТАВ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И.Е. Путятин

Вводная лекция

Общее знакомство с курсом. Значение изучения истории искусств для

образования будущего архитектора. Архитектура как изобразительное и

выразительное пространственно-временное искусство. Взаимодействие и

синтез различных искусств в архитектуре. Содержательные основы

художественной формы. Проблема традиции и историзма в искусстве

вообще и в современной художественной практике. Взаимодействие

«свободных» и «несвободных» искусств. Значение истории искусства в

творческой и человеческой этике архитектора. Проблемы времени и

вечности в художественном творчестве. Общая периодизация развития

русского искусства, его основные стили и направления.

2. Искусство скифов и древних славян

Предыстория русского искусства. Формирование скифского искусства и его

связи с последующими периодами и русским народным искусством.

Периодизация искусства скифов и древних славян. Развитие стиля.

Отражение мифологии, космологии и культуры скифов в художественных

образах. Взаимовлияния скифского и классического древнегреческого

искусства. Композиционные и пластические особенности на примере

основных памятников. Зодиакальная символика искусства античности и

скифского звериного стиля как изобразительный язык пространственновременных отношений. Искусство древних славян и его религиозные

основы.

Искусство Киевской Руси: Древний Киев XI-XII вв.

Первые памятники христианского искусства Древней Руси (Ильинский

собор и Десятинная церковь в Киеве). Античные и индо-иранские черты

славянского искусства во взаимодействии с искусством Византийским.

Особенности стиля и изобразительного языка этого периода.

«Монументальный историзм» по Г.К. Вагнеру. Единство стиля различных

видов искусства: мозаики, фрески, рельефы, книжная миниатюра, эмали,

мелкая пластика. Мозаики и фрески Софии Киевской и Михайловского

Златоверхого монастыря. Система росписей древнерусского храма,

иконография Христа-Пантократора, Богоматери Оранты и Евхаристии.

Миниатюры Остромирова Евангелия и Изборника Святослава: сюжеты,

художественные связи с перегородчатыми эмалями. «Трансформация

монументального историзма». Фрески Кирилловской церкви в Киеве и

церкви Спаса на Берестове. Рельефы из Киево-Печерской лавры и

Михайловского Златоверхого монастыря: античные и византийские мотивы

в древнерусском искусстве.

4. Искусство Киевской Руси:

Древний Новгород и Псков XI-XIII вв.

Особенности стиля новгородского искусства. Фрески Софии Новгородской

(иконография деисиса), Николо-Дворищенского собора, собора Рождества

Богородицы Антониева монастыря, Георгиевской церкви в Старой Ладоге,

церкви Спаса на Нередице. Особенности систем росписей новгородских

храмов. Иконы Новгорода XI-XIII веков: характер живописи и сюжеты.

Росписи Спас-Мирожского монастыря во Пскове (особенности стиля, формы

и цвета, расположение в пространстве храма). Иконография образов Спаса

Нерукотворного, Успения, великомученика Георгия, святителя Николая.

Псковские иконы XIII века.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв.

«Перемещение» центра художественной культуры на северо-восток Руси.

Храмостроительная деятельность князя Андрея Боголюбского. Развитие

скульптуры. Собор Рождества Богородицы в Боголюбове, Успенский собор

во Владимире (монументальные росписи), церковь Покрова на Нерли

(система скульптурной декорации фасада), иконография Покрова в

иконописи. Развитие стиля владимиро-суздальской скульптуры.

Дмитриевский собор во Владимире (рельефы и росписи интерьера,

иконография Страшного Суда), особенности владимиро-суздальских икон.

Символика животных в скульптурном декоре Владимиро-Суздальских

храмов. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (характер фасадной

декорации, сюжеты рельефов, их символика). Собор Рождества Богородицы

в Суздале (рельефы, фрески, «златые врата»).

Творчество Феофана Грека

И искусство Новгорода и Пскова XIV-XV вв.

Историко-политические и народные основы самобытности искусства

Древнего Новгорода. Иконы Знамения Богородицы и «Битва Новгородцев с

суздальцами». Развитие новгородской школы (стиля) живописи в XIII-XIV

веках: иконы и фрески (церковь Спаса на Ковалѐве, Успения на Волотовом

поле). Проблемы интерпретации изобразительного языка живописи в связи с

идеями исихазма. Творческие особенности стиля Феофана Грека (фрески

церкви Спаса-Преображения на Ильине улице в Новгороде). Иконы Феофана

Грека и его круга (Донская икона Богоматери с Успением на обороте, деисис

Благовещенского собора Московского кремля, Преображение). Иконография

Преображения. Искусство Новгорода после Феофана Грека: иконы конца

XIV-XVI веков. Особенности псковской школы (стиля) живописи XIV-XV

вв. Иконография «Собора Богоматери».

Творчество Андрея Рублёва и художников его круга

Предвозрождение и ренессансные тенденции в московском искусстве

рубежа XIV-XV веков. Иконы из иконостаса Благовещенского собора

И.Е. Путятин. История русского искусства 7

Московского кремля (совместная работа с Феофаном Греком и Прохором с

Городца). Работы в Успенском соборе во Владимире (вместе с Даниилом

Чѐрным). Иконография Страшного Суда. Списки с Владимирской иконы

Богоматери. Миниатюры Евангелия Хитрово (виды иллюстраций - буквицы,

заставки, изображения Евангелистов и их символов, особенности их стиля и

символики). Звенигородский чин. Работы в Троицком соборе ТроицеСергиевой лавры. Икона Троица Рублѐва (особенности иконографии,

композиционного построения, цвета; символика форм, жестов, предметного

мира) в сравнении с иконографией Троицы Ветхозаветной или

«гостеприимства Авраама».

Иконостас: история формирования и символика

Символическое и функциональное значение иконостаса в восточнохристианском храме. Исторические и внеисторические прообразы

иконостаса. Эволюция алтарной преграды и еѐ основные составные части.

«Классический» пятиярусный иконостас XV-XVI веков. Смысл

расположения ярусов (чинов: местный, деисисный (деисусный),

праздничный, пророческий, праотеческий), их состав и центральные иконы.

Годовой круг церковных праздников и их иконография. Местные иконы.

Варианты изображений на Царских вратах и боковых дверях иконостаса.

Иконостас в русских храмах XVII-XIX веков: его эволюция, символика и

основные составные части. Особенности расположения рядов и иконографии

деисиса. Ордерное оформление иконостасов (история формирования с

раннехристианской эпохи, символика, формальные особенности).

9. Творчество Дионисия и тема Акафиста

в древнерусской живописи

Развитие древнерусского искусства в деятельности последователей Андрея

Рублѐва. Стилистические особенности заключительного периода

древнерусского искусства. Проблема самобытности и «поствизантийский

маньеризм». Работы Дионисия для Московского кремля: иконы и фрески

(Успенский собор). Иконография Богоматери Одигитрии. Колористические

нововведения Дионисия: особенности живописной техники и стиля,

композиции и цвета. Иконы из Павлова Обнорского монастыря и «Успение»

из Дмитрова. Фрески Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова

монастыря (цвет-тон, расположение в пространстве, сюжеты и символика).

Акафист как поэтическая форма византийской литературы. Тема Акафиста

во фресках Ферапонтова монастыря и росписях Смоленского собора

Новодевичьего монастыря в Москве (связь с архитектурой, особенности

иллюстрирования поэтического текста - «сугубый аллегоризм»).

10. Московское искусство XVI в.: фрески и иконы

Работы сыновей Дионисия в Благовещенском соборе Московского кремля.

Новый характер монументальной живописи (Смоленский собор

Новодевичьего монастыря в Москве, собор Спасского монастыря в

Ярославле). Станковая живопись XVI - начала XVII века. Общая

характеристика: развитие стиля Дионисия; исторические и «приточные»

сюжеты; изменение цвета и изобразительной формы; новое понимание

назначения и смысла иконы. Дело дьяка Висковатого и положения

Стоглавого собора о работе иконописцев. Списки со знаменитых древних

икон. Строгановская школа (стиль) живописи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: