Искусство XVII в.: фрески, иконы, парсуны

Начало Нового времени в русском искусстве. Монументальная живопись

XVII века (Москва: на примере церкви Троицы в Никитниках и кремлѐвских

соборов; Ярославль: росписи церквей Илии Пророка и Иоанна Предтечи в

Толчкове; Переславль-Залесский: росписи Троицкого собора Данилова

монастыря). Росписи Митрополичьего двора в Ростове Великом. Творчество

Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты. Идеи «возрождения»

древнехристианской живописи: теоретические основы «световидной»

живописи, особенности цвета и формы в новых иконах, использование

орнамента. Парсуны XVII Ŕ начала XVIII века. Особенности жанра:

композиция, формальные и содержательные проблемы портрета, техника

исполнения, назначение парсун.

Искусство первой половины - середины XVIII века

Проблемы изучения искусства петровской эпохи: соотношение традиции и

новаторства, художественное образование, сложности стилистических

определений барокко-классицизм. Живопись петровской эпохи (парсуна 90-

х годов XVII века, И. Таннауэр, Л. Каравакк, И. Никитин, А. Матвеев).

Особенности изобразительного и выразительного языка портретного жанра,

«жанровый портрет». Скульптурное творчество Б.К. Растрелли. Русская

гравюра первой половины Ŕ середины XVIII века (А. Зубов, М. Махаев):

«рождение» пейзажа и эволюция перспективного видения и тональных

приемов изображения городского пространства. Творчество И. Вишнякова,

А. Антропова, И. Аргунова.

13. Академия художеств:

Исторический и бытовой жанры, портрет эпохи классицизма

Проблемы взаимоотношений церковного и светского искусства XVIII -

начала XIX века. Иконопись XVIII века (основные стилистические

направления). Духовное наполнение и символическое содержание

художественного «пространства» светской жизни эпохи классицизма.

Создание Академии художеств: академическая система художественного

образования (виды изобразительного искусства, жанры и классы, теория и

практика, соревновательность, открытые выставки, пенсионерство).

Исторический жанр в русской живописи второй половины XVIII века (А.

Лосенко, П. Соколов, И. Угрюмов). Бытовой жанр в русской живописи XVIII

И.Е. Путятин. История русского искусства 9

века. (М. Шибанов, И. Фирсов, И. Ерменѐв). Особенности русского портрета

эпохи классицизма. Творчество Ф. Рокотова (особенности цвета и тона,

психологические характеристики). Творчество Д. Левицкого (особенности

цвета и тона, жест в композиции и символике парадного портрета,

воплощение литературных программ). Серия портретов смольнянок Д.

Левицкого. Творчество В. Боровиковского (психологические

характеристики, особенности живописной фактуры, пространство и

аксессуары в композиции картины).

14. Академия художеств:

Скульптура и пейзажный жанр в живописи эпохи классицизма

Русская скульптура второй половины XVIII века: от барокко к классицизму

(Ф. Гордеев, Ф. Щедрин, М. Козловский, И. Прокофьев; синтез архитектуры

и скульптуры на примере памятников Петербурга и Петергофа). Творчество

Ф. Шубина. Памятники и надгробия И. Мартоса - начало

«антикизированной» интерпретации античных образцов. «Медный Всадник»

Э.-М. Фальконе (стиль и форма). Скульптура первой половины XIX века: от

классицизма к реализму(?) (С. Пименов, В. Демут-Малиновский, Б.

Орловский, П. Клодт).

Русская пейзажная живопись конца XVIII века: идеализированная природа

Семѐна Щедрина и идеальный город Ф. Алексеева. Зарождение

романтических и сентиментальных тенденций. Романтизм в пейзажах

Сильвестра Щедрина и И.К. Айвазовского.

15. Романтизм и сентиментализм в русской живописи

Романтизм и сентиментализм - художественные направления в контексте

стиля русского классицизма. Противоположные особенности этих

направлений: пространство, время, динамика-статика композиций,

контрастные и нюансные цвето-тоновые отношения, постановка освещения,

средства выражения характера и чувств изображенных личностей, сюжеты

романтизма и сентиментализма. Символические основы романтического и

сентиментального русского портрета. Творчество О. Кипренского.

Творчество В. Тропинина. Творчество К. Брюллова. Стремление к

индивидуальности сюжета и формы. Соотношение идеального

(классического) и индивидуального. «Последний день Помпеи»: опера Дж.

Паччини, реальные жизненные переживания художника, творческий и

человеческий манифест. Серия портретов Ю.П. Самойловой с

воспитанницами. «Символический аллегоризм» современности. Творчество

А. Венецианова. Поэтизация обыденности.

16. Живопись середины XIX века:

школа Венецианова, А.А. Иванов, П.А. Федотов

Интерьер в произведениях мастеров школы А. Венецианова и его

педагогическая система (К. Зеленцов, А. Алексеев, А. Тыранов, Г. Сорока).

10 И.Е. Путятин. История русского искусства

Единение жанров. Архитектурные особенности русского жилого интерьера

«средней руки» середины XIX века. Цвет и свет в пейзажах А.А. Иванова.

Пленерные работы. Работа А.А. Иванова над картиной «Явление Христа

народу». Библейские эскизы А.А. Иванова. Новаторство трактовки

библейских сюжетов, связь их композиционного построения и

эмоционального воздействия. Творчество П.А. Федотова. Завершение

классицизма в русской живописи. Проблема соотношения идеализированной

формы и сатирической или нравоучительной повествовательности.

Взаимодействие с «малыми голландцами». Поэзия П.А. Федотова. Портреты.

«Тихая жизнь» говорящего натюрморта в сюжетных композициях

художника. Живописные эксперименты с реализмом искусственного

освещения.

Проблемы русского искусства второй половины XIX века


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: