Начало Нового времени в русском искусстве. Монументальная живопись
XVII века (Москва: на примере церкви Троицы в Никитниках и кремлѐвских
соборов; Ярославль: росписи церквей Илии Пророка и Иоанна Предтечи в
Толчкове; Переславль-Залесский: росписи Троицкого собора Данилова
монастыря). Росписи Митрополичьего двора в Ростове Великом. Творчество
Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты. Идеи «возрождения»
древнехристианской живописи: теоретические основы «световидной»
живописи, особенности цвета и формы в новых иконах, использование
орнамента. Парсуны XVII Ŕ начала XVIII века. Особенности жанра:
композиция, формальные и содержательные проблемы портрета, техника
исполнения, назначение парсун.
Искусство первой половины - середины XVIII века
Проблемы изучения искусства петровской эпохи: соотношение традиции и
новаторства, художественное образование, сложности стилистических
определений барокко-классицизм. Живопись петровской эпохи (парсуна 90-
х годов XVII века, И. Таннауэр, Л. Каравакк, И. Никитин, А. Матвеев).
|
|
Особенности изобразительного и выразительного языка портретного жанра,
«жанровый портрет». Скульптурное творчество Б.К. Растрелли. Русская
гравюра первой половины Ŕ середины XVIII века (А. Зубов, М. Махаев):
«рождение» пейзажа и эволюция перспективного видения и тональных
приемов изображения городского пространства. Творчество И. Вишнякова,
А. Антропова, И. Аргунова.
13. Академия художеств:
Исторический и бытовой жанры, портрет эпохи классицизма
Проблемы взаимоотношений церковного и светского искусства XVIII -
начала XIX века. Иконопись XVIII века (основные стилистические
направления). Духовное наполнение и символическое содержание
художественного «пространства» светской жизни эпохи классицизма.
Создание Академии художеств: академическая система художественного
образования (виды изобразительного искусства, жанры и классы, теория и
практика, соревновательность, открытые выставки, пенсионерство).
Исторический жанр в русской живописи второй половины XVIII века (А.
Лосенко, П. Соколов, И. Угрюмов). Бытовой жанр в русской живописи XVIII
И.Е. Путятин. История русского искусства 9
века. (М. Шибанов, И. Фирсов, И. Ерменѐв). Особенности русского портрета
эпохи классицизма. Творчество Ф. Рокотова (особенности цвета и тона,
психологические характеристики). Творчество Д. Левицкого (особенности
цвета и тона, жест в композиции и символике парадного портрета,
воплощение литературных программ). Серия портретов смольнянок Д.
Левицкого. Творчество В. Боровиковского (психологические
характеристики, особенности живописной фактуры, пространство и
|
|
аксессуары в композиции картины).
14. Академия художеств:
Скульптура и пейзажный жанр в живописи эпохи классицизма
Русская скульптура второй половины XVIII века: от барокко к классицизму
(Ф. Гордеев, Ф. Щедрин, М. Козловский, И. Прокофьев; синтез архитектуры
и скульптуры на примере памятников Петербурга и Петергофа). Творчество
Ф. Шубина. Памятники и надгробия И. Мартоса - начало
«антикизированной» интерпретации античных образцов. «Медный Всадник»
Э.-М. Фальконе (стиль и форма). Скульптура первой половины XIX века: от
классицизма к реализму(?) (С. Пименов, В. Демут-Малиновский, Б.
Орловский, П. Клодт).
Русская пейзажная живопись конца XVIII века: идеализированная природа
Семѐна Щедрина и идеальный город Ф. Алексеева. Зарождение
романтических и сентиментальных тенденций. Романтизм в пейзажах
Сильвестра Щедрина и И.К. Айвазовского.
15. Романтизм и сентиментализм в русской живописи
Романтизм и сентиментализм - художественные направления в контексте
стиля русского классицизма. Противоположные особенности этих
направлений: пространство, время, динамика-статика композиций,
контрастные и нюансные цвето-тоновые отношения, постановка освещения,
средства выражения характера и чувств изображенных личностей, сюжеты
романтизма и сентиментализма. Символические основы романтического и
сентиментального русского портрета. Творчество О. Кипренского.
Творчество В. Тропинина. Творчество К. Брюллова. Стремление к
индивидуальности сюжета и формы. Соотношение идеального
(классического) и индивидуального. «Последний день Помпеи»: опера Дж.
Паччини, реальные жизненные переживания художника, творческий и
человеческий манифест. Серия портретов Ю.П. Самойловой с
воспитанницами. «Символический аллегоризм» современности. Творчество
А. Венецианова. Поэтизация обыденности.
16. Живопись середины XIX века:
школа Венецианова, А.А. Иванов, П.А. Федотов
Интерьер в произведениях мастеров школы А. Венецианова и его
педагогическая система (К. Зеленцов, А. Алексеев, А. Тыранов, Г. Сорока).
10 И.Е. Путятин. История русского искусства
Единение жанров. Архитектурные особенности русского жилого интерьера
«средней руки» середины XIX века. Цвет и свет в пейзажах А.А. Иванова.
Пленерные работы. Работа А.А. Иванова над картиной «Явление Христа
народу». Библейские эскизы А.А. Иванова. Новаторство трактовки
библейских сюжетов, связь их композиционного построения и
эмоционального воздействия. Творчество П.А. Федотова. Завершение
классицизма в русской живописи. Проблема соотношения идеализированной
формы и сатирической или нравоучительной повествовательности.
Взаимодействие с «малыми голландцами». Поэзия П.А. Федотова. Портреты.
«Тихая жизнь» говорящего натюрморта в сюжетных композициях
художника. Живописные эксперименты с реализмом искусственного
освещения.
Проблемы русского искусства второй половины XIX века