Специфика развития познавательного интереса студентов художественного училища

 

Впервые о познавательном интересе серьезно упоминается в работах Я.А. Коменского. Решение проблемы воспитания и развития интереса связано с процессом воспитания и обучения, личностью учителя и всемерной организацией родителей для поддержки его авторитета в глазах детей [39].

В 1656 году в попытке возродить образование и пробудить интерес учащихся к знаниям, Ян Амос Коменский применил этот метод для драматизации учебного материала и написал ряд пьес, основанных на «Открытой двери в языки», в которой была составлена ​​книга «Школа - игра» [39]

Познавательный интерес возможно охарактеризовать как сложную взаимосвязь человека с объектами и явлениями окружающей его действительности, в которой выражается его стремление к полному, всестороннему и глубокому изучению этих явлений, познанию их важные и существенные свойства.

Познавательный интерес, по сути, является одним из основных мотивов образовательной деятельности. Успех зависит не только от того, насколько хорошо преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести его и передавать знания, но также и от интереса студентов. Студентов невозможно чему-то научить если у них отсутствует познавательный интерес, когда студенты не хотят или не понимают, зачем им нужен этот предмет или знание то и не хотят учить.

 

Познавательный интерес, по сути, является одним из основных мотивов образовательной деятельности. Успех зависит не только от того, насколько хорошо преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести его и передавать знания, но также и от интереса студентов. Студентов невозможно чему-то научить если у них отсутствует познавательный интерес, когда студенты не хотят или не понимают, зачем им нужен этот предмет или знание то и не хотят учить.

 

Рисунок 2- условия формирования познавательного интереса

По мнению Г. И. Щукиной в соответствии с рисунком 2 когнитивный интерес является важнейшим формированием личности, которое развивается в процессе жизни человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не присуще человеку с рождения [47], когнитивный интерес студентов способен развиваться в следующих условиях:

 Учет индивидуальных и типологических особенностей студентов;

1. Использование ведущих форм, методов и средств визуального обучения, ориентированных на развитие познавательного интереса;

2. Совместная деятельность всех участников образовательного процесса направлена ​​на реализацию систематического развития познавательного интереса.

Познавательный интерес не может ужиться со штампами также стандартами, по этой причине вовлечение полученных знаний к разным ситуациям и задачам сообщает об их гибкости, их независимом применении, так же способен содействовать желанию глубоко изучить материал [50]. - Стремление студента поделиться новым материалом с находящимися вокруг него людьми - еще один признак высокого уровня познавательной активности

Таким образом, одним из первых детерминант показателей познавательного интереса, которые преподаватель может легко идентифицировать, является интеллектуальная деятельность студента, которая собирает все свои выражения в познавательном интересе.

Другим критерием показателей, по которому преподаватель может определить наличие познавательного интереса, является эмоциональный благополучный фон деятельности студентов. Эмоциональные проявления студентов - являются явным показателем для преподавателя.

Критерием показателей познавательного интереса студентов является поведение студентов в трудностях. Глубокий и устойчивый интерес обычно означает желание преодолеть трудности, пытаясь найти возможные решения сложной проблемы. Благодаря этому критерию преподаватель может с легкостью определить, на каком уровне познавательный интерес студента находиться.

Если у студента низкий уровень развития познавательного интереса, он будет механически списывать с доски или у соседа. Кроме того, студент может просто отключиться от учебного процесса и занятий. Если у студента высокий уровень развития познавательного интереса, он будет искать разные подходы к решению проблем и задач. Интерес связан с энтузиазмом, несмотря на раздражение со стороны, после того, как работа завершена, студент начинает отвечать на них [48].

Познавательный интерес - это одна из основных форм студенческой активности, которая стимулирует их учебную деятельность.

Процесс познавательной деятельности требует значительных умственных усилий и стресса, и не каждый может добиться успеха, потому что подготовка к выполнению интеллектуальных операций не всегда достаточна.

В процессе обучения и формирования познавательной деятельности студенты могут не только стать объектами. Обучение полностью зависит от ее деятельности, места деятельности и учебных мероприятий в целом, если она основана на отношениях между преподавателем и студентов - она всегда будет приносить более плодотворные результаты [48].

Познавательная деятельность - вооружает знаниями и навыками, способствующими опыту мировоззрения, воспитанию у студентов нравственных мыслей, политических и эстетических свойств, развитию их познавательных способностей, личности, активности, приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Цель, содержание и непосредственно способы  формирования интереса к изобразительной деятельности будут зависеть от самой концепции этой деятельности, а также от того, насколько эта деятельность будет соответствовать  природе ребенка и насколько она дает ребенку возможность для самовыражения. Формирование интереса, с одной стороны, может быть целью работы, а с другой может являться средством повышения эффективности обучения изобразительной деятельности. Для возникновения, формирования и развития интереса необходима целая система обучения и воспитания, а не только поиск неких краткосрочных средств воздействия, которые бы пробуждали и поддерживали интерес у  учащихся [38].

Таким образом, познавательный интерес к изобразительной деятельности-это сложное психологическое образование, в котором особым образом сочетаются когнитивные, эмоциональные и волевые черты. Как и интерес вообще, он описывается действенностью предмета, направлением, глубиной, широтой и устойчивостью. В зависимости от этого можно выделить интерес к различным видам изобразительной деятельности, материалам, предметам, которые могут быть разносторонними и ограниченными, активными и пассивными, относительно стабильными и неустойчивыми, углубленными и поверхностными. Эта особенность интереса к изобразительной деятельности позволила нам более подробно подойти к изучению особенностей ее проявления в обучении учащихся средней профессиональной подготовки и выбрать способы формирования интереса к изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: