Занятия по изобразительному искусству как средство развития познавательного интереса студентов художественного училища

 

Урок является наиболее важной образовательной единицей в учебном процессе более пятьсот лет. Многое изменилось за последние несколько веков, но сегодня урок все еще является основой для обучения. Но в связи с изменением современного образования понятие «урок» требует нового методического содержания. Независимо от того, какие инновации приняты, урок встретит самых важных участников образовательного процесса: преподавателей и студентов. [43]

Урок – это такой тип организационной подготовки при котором преподаватель проверяет и контролирует познание учащихся и иные действия, поведение каждой группы постоянных учеников в течение точно определенного времени. Преподаватель должен учитывать характеристики каждого учащегося и использовать инструменты и методы работы, чтобы создать условия, чтобы все ученики могли непосредственно осваивать базовые знания по этому предмету, а также для развития и воспитания у студентов познавательных способностей и духовных сил.

В современном уроке представлены следующие требования:

Дидактические:

- четкая формулировка учебных задач в целом и их составных элементов, их взаимосвязь с задачами развития и образования;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями программы подготовки специалистов среднего звена и задачами урока с учетом уровня образования и готовности учащихся; [25]

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, формирования навыков;

- подбор наиболее рациональных методов, приемов и ресурсов для обучения, контроля и стимулирования, их оптимальное воздействие на каждом этапе урока;

- применение всех принципов обучения (дидактических) в уроке;

- создание условий для успешного обучения студентов –психологические, с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучаемых (воображение, память, темперамент, воля, внимание, эмоциональная сфера).

- персонализация и дифференциация в организации образовательной деятельности - организация познавательной деятельности студентов - четкое изложение цели, определение задач и их передача учащимся;

- построение обучения как системы организации учебно-познавательной деятельности студентов на разных этапах одного урока;

- подбор наиболее рациональных видов студенческой деятельности и методов обучения в соответствии с поставленными задачам;

- система организации самостоятельных занятий и внеаудиторных образовательных мероприятий, формирование познавательной самостоятельности;

- сочетание коллективной, групповой, индивидуальной форм студенческой деятельности;

- разнообразные образовательные мероприятия;

- принимая во внимание трудности, возникающие при усвоении содержания, и готовность преподавателей к их решению;

- оперативная адаптация образовательной деятельности.

Требования к уроку:

- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к обучению и стимулировать потребность в знаниях;

 - ритм и темп урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников должны быть завершены.

- полный контакт необходим во взаимодействии учителя и ученика. Педагогическая тактика и педагогический оптимизм должны соблюдаться.

- на уроке должна преобладать атмосфера доброй воли и активной творческой работы;

- где это возможно, необходимо изменить виды студенческой деятельности, чтобы оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

 - Преподаватель должен активно преподавать для каждого ученика. [27]

Гигиенические требования к курсу:

- соблюдение температурного режима;

- необходимость вентиляции кабинета;

 - соответствие стандартам освещения на рабочем месте студента.

- учет кризисов внимания (по мнению Высоцкого С.И.) [8]

1 - в 14-18 минут

2 - через 11-14 минут

3 - через 9 - 11 минуту

4 - через 8 - 9 минут

- учет критических точек усвоения учебного материала.

В этом случае процесс изучения дисциплин художественно-эстетического направления в школе художественного направления имеет профессиональное содержание. Созданная профессиональная модель моделирует внутреннюю систему курса студентов, осваивающих дисциплины «Декоративно-прикладное искусство», «Живопись», которые с одной стороны отражают познавательную сущность искусства, а с другой стороны характерные особенности его применения у студентов, осваивающих предметы искусства.,

 По этой причине модель имеет двухуровневую структуру, которая отражает характерные особенности предмета дисциплин художественно-эстетического цикла - художественной культуры и искусства (теоретический уровень) и педагогического дизайна (методический уровень)., Необходимость выбора этого типа модели определяется рядом обстоятельств.

- в первой цели раскрытия сущности каждого субъекта должна быть раскрыта его структура.

- во-вторых, структурные элементы модели имеют разный уровень абстрактности, обобщения и применимости на разных этапах деятельности. [27]

Чтобы обосновать теоретический уровень модели развития познавательного интереса студентов, мы дополнительно рассмотрим предмет из отраслей художественного и эстетического цикла  - искусство.

Поскольку мы считаем это важным аспектом образовательного процесса, мы полагаемся на исследовательские подходы, которые мы определили: культурные, ценностные и контекстуальные.

Область исследования: искусство и художественная культура - обладает объективным познавательным потенциалом - развитие интереса к познанию. Давайте посмотрим на эту позицию более подробно. Познавательная сущность искусства изучается во многих научных дисциплинах, особенно в области эстетики. Классическая эстетика (Г.В.Ф.Гегель, Г.Э.Лессинг, Аристотель, А.Ф. Лосев, П.А.Флоренский, BC Соловьев и другие), а также общие авторы (А.Ф. Еремеев, Ю.Б. Борев, А.Я. Зис, Н.А.Кармин, М.С.Каган и другие). Разные направления можно выделить в современных исследованиях познавательного ядра искусства.

Во-первых, общая теория поззнаний определяет гносеологическую функцию искусства как ключевую. Художественное знание является одним из аспектов универсальной познавательной деятельности человека и имеет те же инструменты, что и другие формы познания. Аристотель также подчеркивает познавательную функцию искусства, в отличие от своего учителя Платона, который не понимал, что искусство передает знание реальности [7].

Во-вторых, в отечественной и западноевропейской эстетике, художественном образовании в их отношениях развиваются концептуальные понятия «художественное знание» и «художественное творчество».

В-третьих, мировыми исследованиями искусства и культуры накоплен огромнейший теоретический и эмпирический материал по истории искусства, который устанавливает связь между картиной мира, характерной для данного периода, и искусством того периода. Произведения искусства определенного исторического периода связаны с открытиями времени в познании реальности, с картиной мира (В. Б. Библер, В. В. Ванслов, И. В. Кондаков, Г. Д. Гачев, А. Гулига, М. В. Алпатов, П. С. Гуревич, Н. А. Дмитриева, Г.С. Кнабе, Б.П. Виппер, В.Н. Лазарев, А.Я. Гуревич и другие).

В-четвертых, в теоретических работах различных мастеров искусства познавательная природа искусства исследуется. Отражение самого творчества, анализ его познавательной сущности легли в основу работ художников-теоретиков (Леонардо да Винчи, А. Дюрера, В. В. Кандинского, Г. Курбе, Л. Б. Альберти, К. С. Малевича, С. Дали, К. П. Петрова- Водкин, П.Н. Филонов, П. Синьяк, Н. Пуссен и др.). Самыми выдающиеся художники - самые глубокие мыслители - исследователи реальности; эта традиция идет из древности (Поликлет со своим знаменитым «Каноном», Витрувий и другие).

Однако в художественном образовании и педагогической практике в целом искусство часто считают только фиксатором, летописцем определенного исторического периода, и его познавательный характер не полностью раскрывается в образовательном процессе.

Между тем в произведения искусства включено особое знание реальности - целостное знание, выраженное в художественном образе. По мнению многих философов, искусству трудно овладеть научными аспектами жизни. Искусство контролирует богатство объективно чувственного мира, раскрывает его эстетическое разнообразие и является новым в повседневной привычке. Отмечено, что разные виды искусства обладают разными познавательными способностями. Но его выражение всегда иллюстрируется особым художественным объектом - художественным образом.

Давая анализ познавательной сущности искусства, возможно выявить эти характеристики в любом художественном образе любого произведения искусства, сделав его универсальным познавательным предметом, а также специфику познавательного потенциала художественных образов в разных видах искусства. Мы обсудим эти положения более подробно. [33]

Художественный образ, следовательно, является формой мышления в искусстве. Создавая его, художник, кажется, сталкивается с явлениями и создает искры, которые освещают жизнь новым светом. Здесь фиксируются результаты особого мышления - художественного, которое принципиально отличается от логического мышления, которое всегда образует иерархию подчинения явлений. Художественное мышление не навязывается объектам мира извне, а органически является результатом их сравнения, их взаимодействия [24]. В художественном образе явления, которые, согласно официальной логике, очень далеки друг от друга, раскрывают свои неизвестные стороны.

В научном и логическом мышлении все ясно и однозначно - «верно» или «ложно». Наоборот, в художественном образе человек может сам выразить движение, определить его по истине, по своему пониманию - через сомнения, подозрения. То есть человек, который знает мир через искусство, свободнее в своих знаниях, свободен, без учета, взглядов других, свободен в своих личных знаниях, в своей личности.

 Мы считаем целесообразным сослаться на высказывание известного физика Нильса Бора, который считает, что искусство обладает способностью запоминать гармонии, недоступные для систематического анализа. [37]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: