Лекция 3.1. Русская Православная Церковь в годы Смуты

 

Патриарх Иов. Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов был исключительной личностью, отличался высокой образованностью и многими дарованиями. Происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии, где родился в 1530-e гг. В миру носил имя Иоанн. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его для получения первоначального образования. Около 1553 г., когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец решил его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество. «Иоанн изволи мира сего суетнаго отлучитися и восприяти святый ангельский образ... И наречен бысть во иноцех Иов».

Более 15 лет провел Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. Под руководством опытного духовника молодой инок воспитал в себе бескорыстие и нестяжательность, послушание и воздержание, научился сердечной молитве и строгому посту. Иов отличался смирением, кротостью и милосердием.

Иов мог «без книги» толковать Св. Писание Ветхого Завета и Нового Завета, совершать литургию Василия Великого и на память читать положенные молитвы на Богоявление и на Происхождение Честнаго Креста и при различных требах. Исследователи всегда обращают внимание на то, что он знал на память редкие молитвы, т. к. трудно, наверное, было кого-нибудь удивить тем, что священники совершали богослужение по памяти. Книг было мало, сын запоминал тексты богослужебных молитв со слов отца (запоминая отцовские ошибки, а потом добавляя и собственные). Иов на этом фоне, видимо, выделялся: «Прекрасен бо был в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселя и услаждая слухи сердца слушателей».

Около 1569 г. Старицкую обитель посетил царь Иоанн Грозный; Иов привлек к себе его внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571 г. архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени, святой Иов принимал участие в делах Русской Церкви. В 1572 г., а позднее и в другие годы, он был участником церковных соборов. В 1575 г. Иов был назначен настоятелем Ново-Спасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель.

В 1581 г. Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 г. стал архиепископом Ростова Великого и, наконец, в 1587 г. — митрополитом Московским. 23 января 1589 г. при участии патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.

По инициативе святителя Иова были учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь. Он провел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нравственности и поддержание благочиния в храмах. Так, на соборе 1592 г. в столице были учреждены восемь поповских старост, а также каждому в помощь было определено по 4 десятских дьякона, каждый из которых должен был следить за десятью священниками. Попоские старосты должны были собираться ежедневно в особой избе у храма Покрова Богородицы на Рву, и сообщать о «неисправностях». Надо было смотреть, чтобы ежедневно в церквах возносились молитвы за государя, его семейство и воинство, чтобы отмечались царские дни и не пропускались панихиды по умершим государям. Священники должны были собирать народ на молебны и крестные ходы, нельзя было расходиться раньше времени. Надо было смотреть за пьяными попами, за теми столичными попами, которые нанимали пришлых. Решение собора касалось только столицы, в других городах Иов, полагают, и не надеялся навести порядок. 1 октября 1604 г. патриарший тиун докладывал Иову, что старосты и десятские в избу не ходят, попов и дьяконов от бесчинств не унимают, что безместные священнослужители чинят всякие безобразия, дерутся, ругаются и играют в азартные игры – и тут же нанимаются служить без всяких разрешений. Иов вновь выдал наказ, но, видимо, никто не смотрел за его осуществлением.

Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях — в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Святитель предпринял также некоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. Именно патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

До нас дошло несколько произведений патриарха Иова. Одно из них — «Повесть о честнем житии царя Феодора Иоанновича», вошедшая в Никоновскую летопись. В этой повести описываются важнейшие события времени царя Феодора: учреждение патриаршества, покорение Сибири, шведские войны, войны с крымскими татарами. Правда, в своем сочинении Иов больше хвалил Бориса Годунова, чем царя, который предстал больше молитвенником, нежели правителем.

При патриархе Иове были прославлены новые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Heкоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

Свои личные средства и богатые царские подарки патриарх Иов употреблял на милостыню и на строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 гг. было построено 12 храмов, был основан Донской монастырь. Заботился Иов и о миссионерской деятельности, направленной на укрепление православной веры в отдаленных районах государства (в Сибири, на русском Севере), а также в Грузии. По просьбе царя Кахетии Александра (единоверная Грузия уже в то время искала союза с Россией и просила о протекторате) патриарх Иов отправил туда нескольких священнослужителей и иконописцев.

«Ангел-царь» Федор Иоаннович, не оставив по себе наследника, умер 6 января 1598 г. Земский Собор избрал на престол Бориса Годунова. Деятельное участие в его избрании принял патриарх Иов, приведший народ к крестному целованию новому самодержцу. По мнению некоторых историков, именно со смертью царя Феодора Иоанновича начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время.

Лжедмитрия I его сторонники, «которые государю изменили, а тому вору и богоотступнику последуют и именуют его князем Дмитрием» патриарх предал анафеме. Сам патриарх Иов в своих грамотах называл Лжедмитрия следующим образом: «расстрига, ведомый вор, в мире звали его Юшком Богданов сын Отрепьев, жил у Романовых во дворе и заворовался. …да и у меня, Иова Патриарха, во дворе для книжного письма побыл во дьяконах же, а после того сбежал с Москвы в Литву».

Между тем Лжедмитрий быстро продвигался к Москве. 13 апреля 1605 г. после внезапной кончины царя Бориса Гoдyнова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен. В июне сторонники самозванца разнесли Патриарший двор и ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить патриарха. В это время святитель, став на колени перед чудотворной Владимирской иконой Богоматери, молился со слезами: «О, Пречистая Владычица Богородица! Сия панагия и сан святительский возложены на меня, недостойного, в Твоем храме, у Твоего чудотворного Образа. И я, грешный, 19 лет правил словом истины, хранил целость Православия; ныне же, по грехам нашим, как видим, на Православную веру наступает еретическая. Молим тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами твоими Православие!»

Не дав окончить богослужение, нападавшие сорвали с Иова ризы и потащили из храма. Боярин Басманов проклинал святителя перед всем народом, называя «Иудой» и виновником «предательств» Годуновых по отношению к «прирожденному государю Дмитрию». Беснующаяся толпа хотела растерзать старца, но тут раздался крик: «Богат, богат Иов Патриарх! Идем и разграбим имения его!» Погромщики оставили архиерея и кинулись грабить патриарший двор, палаты и ризницу. Измученного Иова в простой иноческой одежде посадили на телегу и повезли в Старицкий Успенский монастырь. Так под конец жизни святитель вернулся в обитель своей юности. Здесь его с почетом принял архимандрит Дионисий (Зобниновский), ставший впоследствии настоятелем Троице-Сергиева монастыря и руководителем его прославленной обороны. Лжедмитрий приказал Дионисию держать патриарха «во озлоблении скорбном», но архимандрит не выполнил этот жестокий наказ, оказав узнику уважение и заботу.

Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607 г. и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. В 1652 г. при патриархе Иосифе мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений. Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 г.

Начало Смутного времени. Термин «Смутное время», обозначающий события русской истории 1598–1613 гг., был принят историками XVIII–XIX веков. В советский период его отвергли как «дворянско-буржуазный», предложив взамен «крестьянскую войну и иностранную интервенцию», что, безусловно, не соответствует полноценному определению этого периода. На протяжении последних 20 лет понятие «Смута» постепенно возвращалось в лексикон ученых и исследователей и к сегодняшнему дню вновь стало общеупотребительным. Но, кроме того, события начала XVII в. в России предлагается называть также гражданской войной, вследствие того, что в них были задействованы практически все социальные группы и слои.

Во второй половине XVI в. особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства в стране. Грандиозные стихийные бедствия и связанный с ними хозяйственный кризис 1570-х – начала 1580-х гг. на десятилетия подорвали ее производительные силы. Длительная Ливонская война, татарское нашествие и разгром Москвы в 1571 г. довершили дело. Внешние неудачи усугубил острый внутренний кризис. Истоки его коренились в отношениях двух главных сословий феодального общества – землевладельцев и крестьян. В 1597 г. был издан указ об «урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от господ в период с 1592 по 1597 гг., подлежали сыску, суду и возвращению прежним владельцам. Опричнина расчистила поле деятельности для многих «худородных дворян»; взошедший на русский престол в конце XVI века Борис Годунов оказался в их числе. Первыми своими успехами он был всецело обязан опричнине. Затея Грозного расколола феодальное сословие на два соперничавших лагеря.

Одним из наиболее значимых участников событий Смутного времени стал Борис Годунов – государственный советник, а по сути – правитель в период царствования царя Феодора и самостоятельный руководитель Русского государства с 1598 по 1605 гг. Кратковременное правление Бориса Годунова многими историками оценивается достаточно высоко. Н.М. Карамзин утверждал, что Годунов мог бы заслужить славу одного из лучших правителей мира, если бы он родился на троне.

Как человек, наделенный живым и деятельным умом, взойдя на трон, Борис Годунов стремился найти поддержку не только в боярской среде, что, впрочем, закончилось репрессиями против многих дворянских фамилий (в числе которых были и Романовы), но и среди духовенства. При нем Церковь в общем и монастыри в частности переживали времена относительного спокойствия и благоденствия: в монастыри жертвовались значительные суммы денег (в особенности были облагодетельствованы Новодевичий монастырь, Троице-Сергиев монастырь, Ипатьев монастырь и некоторые другие), была приостановлена разорительная для многих обителей политика секуляризации монастырских вотчин, начатая Иваном Грозным. В сохранившихся до наших дней документах того времени очень часто описывается безбедное существование и бурная коммерческая деятельность некоторых монастырей и монахов. Так, Джильс Флетчер, посол английской торговой палаты, описывает русских монашествующих следующим образом: «Монахи владеют поместьями (весьма значительными); они самые оборотливые купцы во всем государстве и торгуют всякого рода товарами».

Начало XVII в. навсегда останется одним из наиболее тяжелых периодов истории Российской державы. Гражданская война, раскол боярской партии на два враждующих лагеря, польско-литовская интервенция, окатоличивание православного населения – вот то, что выпало на долю Русского государства и Церкви.

Итак, в 1601 г. в Речи Посполитой появился беглый монах Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Димитрия – сына царя Ивана Грозного и его седьмой жены Марии Федоровны Нагой. А уже в 1604 г. с тысячами поляков, русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков он переправился через Днепр и направился к Москве. Григорий Отрепьев, получивший прозвище Лжедмитрий, избрал окольный путь к русской столице не случайно: на юго-западных окраинах государства начиналось мощное крестьянское движение. Крестьянство, уверенное, что наконец-то появился «добрый царь», поддержало самозванца – здесь им были получены необходимые подкрепления и припасы; взамен впоследствии южнорусское крестьянство было освобождено от налогов на десять лет. После внезапной смерти Годунова в апреле 1605 г. на сторону Лжедмитрия стали переходить московские воеводы, а 20 июня 1605 г. самозванец торжественно въехал в Москву и стал русским царем. Новым предстоятелем Русской Православной Церкви при Лжедмитрии I стал патриарх Игнатий.

Патриарх Игнатий. Родился около 1540 г. на греческом о. Крит. Известно, что, избрав духовный путь, он стал архиепископом на о. Кипр. Православный Кипр в XVI в. переживал непростые времена. В 1489 г. остров оказался под властью Венецианской республики на положении колонии. Этот период истории Кипра ознаменовался притеснением православных со стороны латинян. Весьма вероятно, что именно в это время Игнатий начал активно общаться с представителями католической церкви. Однако А.В. Карташев, ссылаясь на свидетельство Арсения Элассонского, пишет, что Игнатий был епископом города Эриссо, у перешейка полуострова Афон в Греции и к Кипру никакого отношения не имел. Этого мнения придерживается ряд историков, например, А.П. Богданов в книге «Русские Патриархи: 1589-1700 гг.» пишет о кафедре Эриссо и Афона. По мнению дореволюционного исследователя личности Игнатия, Н.В. Левитского, родиной будущего патриарха Московского мог быть Константинополь.

Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет об Игнатии следующее: «был изгнан из отечества турками, жил некоторое время в Риме». В Риме он пребывал до середины 90-х гг. Чем занимался точно неизвестно. Есть мнение, что Игнатий там учился. Об этом упоминает П.В. Знаменский («по своему образованию в Риме, склонного к унии»). Митрополит Макарий (Булгаков) пишет, что Игнатий после отъезда с Кипра «поселился в Риме и будто бы принял там унию». Многие отечественные церковные историки считают, что именно в период своего пребывания в Риме, Игнатий воспринял католические взгляды на единство христианской Церкви. После падения Константинополя в 1453 г. в Риме оказалось большое количество лиц духовного звания с Востока, в том числе бывший русский митрополит Исидор, которые занимались, в том числе и вопросами образования, а в 1581 г. в Риме создали греко-язычную коллегию «Святого Афанасия». Так что пребывание и учеба Игнатия в Италии не кажется чем-то маловероятным. Автор статьи о патриархе Игнатии в Православной Энциклопедии по каким-то причинам вообще ничего не пишет о происхождении своего героя, а сразу переходит к обстоятельствам его приезда в Россию.

В конце XVI в. Игнатий приезжает в Россию. Даты этого события в трудах отечественных историков не совпадают. А.В. Карташев пишет: «он приехал в Москву на коронацию царя Федора, как представитель Александрийского патриарха». Коронация Федора Ивановича состоялась 31 мая 1584 г. Митрополит Макарий считал, что Игнатий «наслышавшись о благочестии русского царя Федора Ивановича и об его благосклонности к греческим иерархам, в 1595 г. прибыл в Москву». Есть труды, в которых указывается 1593 г. Вероятно ближе к точной дате митрополит Макарий. В середине 90-х гг. в Москву прибывает миссия Константинопольского патриархата. Именно с ней мог приехать и архиепископ Игнатий. К прибывшим греческим духовным лицам в России относились с почтением. Исходя из последующих событий, можно заключить, что архиепископ Игнатий понравился царю Федору Ивановичу и Борису Годунову. Он остается в Москве. После кончины царя Федора в 1598 г., Игнатий принимал участие в коронации Бориса Годунова. В 1600 г. он становится представителем Вселенского патриарха в Москве.

Прожив несколько лет в России и, наверное, сумев показать себя дельным архиереем, твердым в православной вере, в 1603 г. Игнатий ставится патриархом Иовом архиепископом Рязанским и Муромским. Не последнюю роль в решении о поставлении сыграл царь Борис. Исследователи объясняют длительный период жизни Игнатия в России на покое (с 1594-1595 по 1603 гг.) плохим знанием языка и особенностей русской церковной жизни. Рязанская и Муромская епархия занимала в начале XVII в. обширную территорию, и ее руководители играли важную роль в жизни Русской Церкви. Предшественник архиепископа Игнатия архиепископ Варлаам скончался 17 февраля 1601 г. Подробных сведений о деятельности архиепископа Игнатия в Рязани, к сожалению нет.

Известия о появлении в Польше якобы законного наследника российского престола взбудоражили многие российские земли, в том числе и рязанскую. В 1604 г. на Рязань «против «разбойников» правительство посылает карательный отряд во главе с воеводами Я.Я. Вельяминовым и И.И. Волынским». Нет фактов говорящих о том, что до смерти Бориса Годунова, Игнатий открыто поддерживал сторонников самозванца. Только после смерти Годунова, как и большая часть иерархов Русской Православной Церкви, он примкнул к сторонникам Лжедмитрия. Архиепископ Игнатий первый из архиереев в июне 1605 г. выехал в Тулу навстречу самозванцу и признал его в качестве законного наследника.

Архиепископ Игнатий был милостиво встречен Лжедмитрием и привел к присяге самозванцу народ в Туле. Находясь в окружении Лжедмитрия, он вместе с самозванцем торжественно вступил в Москву в 1605 г. Когда патриарх Иов был удален в Старицу, Лжедмитрий свой выбор остановил на всесторонне выгодном ему архиепископе Рязанском Игнатии. В.Н. Татищев пишет: «По приезде своём немедленно велел избирать на патриаршество. Езувиты же, зная грека Игнатия, бывшего папежской ереси, а потом в Резани архиепископом, которого хотя протчие все архиереи не хотели, однако ж опасаясь из того большей беды, по повелению его поставили на патриаршество». О том, что Игнатий был поставлен не по закону, пишет и митрополит Макарий. Благословить Игнатия на патриаршество просили заточенного в Старице Иова но тот отказался, «ведая в нем римския веры мудрование».

24 июня 1605 г. по указу Лжедмитрия собор епископов возвел Игнатия в патриархи. Незаконность поставления, по мнению историков, заключалась в том, что Лжедмитрий приказал русским архиереям поставить Игнатия на патриарший престол, а не дал возможность Собору самому определиться с кандидатом (можно подумать, что всех предшествующих и последующих предстоятелей Русской Церкви выбирали соборы, а не цари). Незаконным кажется и смещение патриарха Иова по распоряжению самозванца. А.В. Карташев считает, что «Игнатия не посвящали в патриархи по русскому чину и понятию. Как грек, он этого не требовал». Вместе с тем нельзя сказать, что Игнатия изначально не признавали незаконным патриархом. Именно последующая деятельность новоизбранного патриарха способствовала сложившемуся в дальнейшем негативному мнению о нем.

Патриаршество Игнатия и продолжалось немногим менее года, с 24 июня 1605 г. по 18 мая 1606 г. Если в России кто-то был недоволен избранием Игнатия, но не говорил об этом открыто, то в Риме всерьез рассчитывая на нового патриарха, как проводника идей папского престола по объединению Церквей. Его избрание было воспринято папской курией положительно. Посланник папы в Москве кардинал Боргезе писал из Рима папскому нунцию в Польше Ронгони, что патриарх Игнатий готов на унию. Однако решительных действий по объединению Церквей Игнатий не принимал. Действия патриарха говорили скорее о снисходительности к католикам, но не к скорейшему стремлению заключить унию.

30 июня патриарх Игнатий разослал окружную грамоту, в которой во всех церквях предписывалось служить торжественные молебны о здравии «царевича Димитрия Иоанновича» и его матери инокини Марфы. При Игнатии в 1605 г. состоялось поставление архимандрита Антониево-Сийского монастыря Филарета (Романова), будущего патриарха, в митрополиты Ростовские.

Одним из главных обвинений Игнатия в отходе от Православной веры была ситуация с женитьбой Лжедмитрия на Марине Мнишек, девице католического вероисповедания. Свадьба первоначально была назначена на 4 мая 1606 г., но затем отложена, т. к. требовалось выработать ритуал хотя бы внешнего принятия Мариной православия. Игнатий был согласен на венчание, но Казанский митрополит Гермоген и Коломенский епископ Иосиф настоятельно требовали, чтобы невеста, как русская царица, торжественно приняла Православие, а иначе она не царица и даже не может быть заключен брак царя с нею. Самозванец сильно гневался, приказал немедленно выслать Гермогена из столицы в Казанский монастырь и грозил лишить его сана. Такая же участь ожидала и Иосифа.

Послушный царю, патриарх Игнатий отклонил требование митрополита Гермогена о крещении католички. Лжедмитрий просил у папы Римского специального разрешения на причащение и миропомазание невесты по греческому обряду, но получил категорический отказ. В результате была разработана целая комбинация, включавшая в себя элементы разных таинств. Карташев все это назвал «игрой в таинства». Итак, 8 мая 1606 г. Игнатий возглавил процедуру бракосочетания Лжедмитрия и Марины Мнишек, в которой должны были совместиться три таинства: необходимое с точки зрения русских, присоединение Марины Мнишек к Православию, бракосочетание с Лжедмитрием и коронация Марины. Поскольку фактический переход Марины в Православие поляками не предполагался, порядок совершения обрядов был следующим: сначала патриарх короновал Марину с совершением над ней миропомазания, которое могло быть истолковано двояко – и как часть коронационной процедуры, и как акт присоединения Марины к Православной Церкви. Затем Лжедмитрия и Марину в присутствии патриарха и других иерархов обвенчал царский духовник благовещенский протопоп Феодор Терентьев, во время венчания было совершено миропомазание супругов. Игнатий был готов преподавать св. Дары «латынской девке Маринке», однако та отказалась (как и Лжедмитрий). По словам архиепископа Арсения Элассонского, это «сильно опечалило всех, не только патриарха и архиереев, но и всех видевших и слышавших… это была первая и великая печаль, и начало скандала, и причина многих бед для всего народа Московского и всей Руси».

17 мая 1606 г. в Москве началось восстание против самозванца и пришедших с ним иноземцев. Ненависть к бесчинствам которых была особенно велика. Были «убиты три кардинала, четыре ксендза, 26 немецких учителей и много поляков». Был убит и Лжедмитрий. Вслед за убийством самозванца «немедленно был свергнут и патриарх Игнатий». Митрополит Макарий пишет: «низринут был Собором иерархов от своего престола и даже от святительства». 18 мая 1606 г. Игнатия отослали в Чудов монастырь. Новым патриархом через некоторое время был избран казанский митрополит Гермоген.

Однако по прошествии нескольких лет политическая ситуация в стране изменилась. После заточения в 1611 г. в Чудов монастырь законного патриарха Гермогена, так и не признавшего польскую власть в Москве, Игнатий был освобожден поляками и восстановлен в патриаршем сане. Поляки торжественно проводили Игнатия в патриаршие покои и велели ему священнодействовать. Окружённый старшим московским духовенством, недавний узник Чудова монастыря явился во всём блеске патриаршего сана и совершил богослужение в Успенском соборе в день Пасхи 1611 г. Судя по всему, Игнатий чувствовал непрочность своего положения. Поэтому через несколько месяцев он решает покинуть Россию со всей патриаршей казной. Около Смоленска Игнатий был ограблен местными шишами, далее был остановлен поляками и отправлен к королю Сигизмунду III, осаждавшему в это время город. Сигизмунд предложил возвратиться в Москву или остаться на территории Польши. Игнатий пожелал остаться у поляков и поселиться в Троицком монастыре в Вильно.

Никаких письменных документов, относящихся к жизни Игнатия в Вильно нет, известно, что Игнатий сблизился с будущим униатским митрополитом Венеамином Рутским. Именно Рутскому приписывают влияние на Игнатия, в результате которого тот принимает унию, о чем знали и России.

В 1616 г. об Игнатии вновь вспомнили в России. Началась очередная русско-польская война, и польский королевич Владислав перейдя русскую границу, стал рассылать грамоты, в которых говорилось, что в польском войске присутствует патриарх Игнатий. Однако тогда этот поход завершился полным провалом.

Игнатий скончался в Вильно в 1620 или ок. 1640 г., не оставив по себе никаких учёных трудов. Патриарх Игнатий не входит в перечень Московских патриархов и не поминается в Русской Церкви.

Что же касается Смуты в России, то она только набирала обороты.

 

Ключевые события и лица:

 

1) Патриарх Иов (1589-1605; † 1607)

2) Старицкий Успенский монастырь

3) Канонизация Василия Блаженного, Иосифа Волоцкого, святителей Казанских Гурия и Варсонофия

4) Борис Годунов (1598-1605)

5) Патриарх Игнатий (1605-1606, 1611; † 1620 или 1640)

6) Лжедмитрий I (1605-1606)

7) Марина Мнишек

8) Против венчания выступили митрополит Герман Казанский и епископ Иосиф Коломенский

9) «Игра в таинства» 8 мая 1606 г.

10) Чудов монастырь

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: