НЕОРГАНИЧЕСКАЯ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тестовые задания
Методические указания для студентов факультета ветеринарной медицины
Составители:
Г.Н. Аристова
В.В Сентемов
Ижевск
ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
2014
УДК [546+543](078)
ББК 24.1+24.4я73
Н 52
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 111801 «Ветеринария» утвержденными МОН РФ 23 декабря 2010 №2021.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, протокол № 5 от «11» ноября 2014 г.
Рецензенты:
В.А.Руденок - кандидат химических наук, доцент кафедры химии ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
И.С.Иванов - кандидат биологических наук, доцент кафедры ВСЭ и радиобиологии ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
Составители:
Г.Н.Аристова - старший преподаватель кафедры химии ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
В.В.Сентемов - профессор кафедры химии ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
Н 52 Неорганическая и аналитическая химия. Тестовые задания: методические указания для студентов факультета ветеринарной медицины /сост. Г.Н. Аристова, В. В.Сентемов. – Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2014. –,93 с.
Методические указания разработаны с целью контроля усвоения курса неорганической и аналитической химии студентами ветеринарии.
Тестовые задания различного типа включают все разделы программы, предусмотренные ГОС. Приведены основные справочные данные, необходимые для решения заданий и список литературы. Пособие полезно при подготовке к текущим лабораторно-практическим занятиям, к итоговым рубежным контрольным работам, а также при подготовке и сдаче экзамена по химии.
УДК [546+543](078)
ББК 24.1+24.4я73
© ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2014
© Аристова Г.Н., Сентемов В.В., сост., 2014
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………...……………… | 4 |
Тема № 1. Классы неорганических соединений…………………………… | 6 |
Тема № 2. Строение атома.………….………………………………………. | 13 |
Тема № 3. Ковалентная связь …….………………………………………… | 17 |
Тема № 4. Энергетика химических реакций………………………………. | 20 |
Тема № 5. Кинетика химических реакций ….…………………………….. | 24 |
Тема № 6. Способы выражения концентрации растворов……………….. | 28 |
Тема № 7. Общие свойства растворов неэлектролитов…………………… | 31 |
Тема № 8. Растворы электролитов..…. ……………………………………. | 35 |
Тема № 9. Гидролиз солей.………… ……………………………………… | 40 |
Тема № 10. Окислительно-восстановительные реакции…………………. | 46 |
Тема № 11. Комплексные соединения……………………………………… | 51 |
Тема №12. Комплексометрическое титрование. …………………………. | 59 |
ИКР № 1. Строение атома; ковалентная связь; энергетика химических реакций; кинетика химических реакций…………………………………… | 65 |
ИКР № 2. Способы выражения концентрации растворов; общие свойства растворов неэлектролитов; растворы электролитов; гидролиз солей; окислительно-восстановительные реакции………………………………… | 75 |
Список рекомендуемой литературы ……………………………………….. | 85 |
Приложения.…………………………………...……………………………. | 86 |
ВВЕДЕНИЕ
Студентам факультета ветеринарной медицины, будущая деятельность которых тесно связана химии в профессии, нужны качественные знания основ неорганической и аналитической химии. Для этого необходимо использовать современные методы оценки и контроля знаний.
Данное методическое указание подготовлено в соответствии ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 111801 «Ветеринария»
Дисциплина неорганическая и аналитическая химия должна формировать следующие компетенции:
ОК-1- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-11- использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;
ПК-29- способность и готовность осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвовать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования.
Роль тестов важна в современном учебном процессе. Они особенно эффективны для контроля и самоконтроля знаний. Являясь обязательной частью многих педагогических новаций, тесты позволяют получить оценку уровней:
знаний: фундаментальных разделов общей химии, в т.ч. химические системы, химическую термодинамику и кинетику, реакционную способность веществ. Химическую идентификацию, классификацию неорганических веществ, строение простых и сложных веществ. Свойства химических элементов. Свойства растворов электролитов, комплексные соединения, комплексометрическое титрование.
умений: использовать знания в области химии для освоения теоретических основ, определять возможности и пути самопроизвольного протекания химических процессов, выбирать наиболее оптимальные, прогнозировать свойства элементов и их важнейших соединений по положению элементов в периодической системе Д.И. Менделеева, уметь решать задачи по разным способам выражений концентраций растворов.
навыков: владеть базовыми знаниями и умениями для изучения последующих дисциплин, формулирования правильных выводов и оценивания возможности использования полученных знаний на следующих курсах, владеть навыками физико-химическими методами анализа, определять жесткость воды, определять массу ионов Ca2+ в г рамах в 1 л молока, владеть математическими методами анализа, информационными технологиями.
Методические указания соответствует примерной программе по неорганической и аналитической химии для направления подготовки 111801 «Ветеринария» и включают наиболее важные 12 тем и разбиты на 12 тестовых заданий, составленные в 4 вариантах.
Приводятся тесты открытой формы с инструкциями: Дополните и Установите соответствие, позволяющие оценить 1 -ый уровень обученности – (уровень знакомства) – умение воспроизведения учебного материала, а также составлены тесты закрытой формы с инструкцией: Выберите правильные варианты ответов, которые требуют полного решения заданий и позволяют оценить 2 -ой уровень обученности – (уровень алгоритмизации) – умение применить данный учебный материал для решения задач.
ТЕМА 1. КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Вариант № 1
Дополните:
1. Оксиды – это ____________________________________________________
2. Соли классифицируют: 1. _____________, например: ______________
2. _____________, например: ______________
3. _____________, например: ______________
4. _____________, например: ______________
5. _____________, например: ______________
6. _____________, например: ______________
3. Кислоты взаимодействуют: 1. – __________; 2. – ________
3. – __________; 4. – ________
4. Основные соли получают: 1. – __________; 2. – _________
5. Сильные основания образованы __________, их называют ______________
Установите соответствие:
6. | Формула вещества | Класс |
А) H3AsO4 | 1. Кислотный оксид | |
Б) BeO | 2. Кислота | |
В) CaOHCl | 3. Основание | |
Г) SO3 | 4. Основной оксид | |
Д) Fe(OH)3 | 5. Амфотерный оксид | |
6. Соль |
7. | Оксид | Гидроксид | Формула – дополните |
А) N2O5 | 1. Серная кислота | _______________________ | |
Б) CO2 | 2. Гидроксид цинка | _______________________ | |
В) SO3 | 3. Азотистая кислота | _______________________ | |
Г) ZnO | 4. Угольная кислота | _______________________ | |
5. Азотная кислота | _______________________ | ||
6. Сернистая кислота | _______________________ |
Выберите правильные варианты ответов:
8. Общая схема превращений соответствует генетическому ряду (два варианта ответа):
Э → Э2О3 → Э(ОН)3
1) азот → оксид азота (ΙΙΙ) → азотистая кислота
2) алюминий → оксид алюминия → гидроксид алюминия
3) кальций → оксид кальция → гидроксид кальция
4) железо → оксид железа (ΙΙΙ) → гидроксид железа (ΙΙΙ)
9. Только амфотерные оксиды указаны под номером
1) ZnO, FeO, CO2, CuO . 3) BeO, Al2O3, ZnO, Cr2O3
2) CrO3, SO3, Mn2O7, Cl2O7 4) Mn2O3, FeO, SO2, CO2
10. Оксид цинка взаимодействует с каждым из двух веществ:
1) кислород и азотная кислота
2) гидроксид натрия и магний
3) соляная кислота и кислород
4) вода и оксид серы (VΙ)
11. В схеме превращений
CaCl2 CaCO3 У
веществами «Х» и «У» соответственно являются
1) NaHCO3 и Ca(OH)2
2) BaCO3 и Ca(HCO3)2
3) CO2 и Ca(OH)2
4) Na2CO3 и Ca(HCO3)2
12. При сплавлении алюминия с гидроксидом натрия образуется
1) NaAlO2 2) AlH3 3) Na[Al(OH)4] 4) Al2O3
13. Железо из сульфата железа (ΙΙ) вытесняет металл
1) Cu 2) Zn 3) Sn 4) Hg
14. Гидроксид калия взаимодействует с каждым из двух веществ:
1) NH3 и HCl
2) CO2 и CuCl2
3) H2SO4 и NaNO3
4) MgO и HNO3
15. Разбавленная серная кислота взаимодействует с каждым из двух веществ:
1) серой и магнием
2) оксидом железа (ΙΙ) и оксидом кремния (ΙV)
3) гидроксидом калия и хлоридом калия
4) нитратом бария и гидроксидом меди (ΙΙ)
16. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
FeO → Fe → FeCl3 → FeOHCl2 → FeCl3 → Fe(OH)3
Вариант № 2
Дополните:
1. Соли – это _______________________________________________________
2. Оксиды классифицируют: 1. – ___________ 2. – ___________
3. – ___________ 4. – ___________
3. Основания взаимодействуют: 1. – _________ 2. – ________
3. – ______________ 4. – __________ 5. – ________
4. Кислые соли получают: 1. – _________ 2. – ________ 3. – ________
5. К сильным кислотам относятся: ____________________________________