Психологическое влияние художественных материалов

Помимо практических соображений существует ряд серьезных моментов, касающихся выбора материалов в соответствии с целя­ми занятий:

1. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Не­которые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие — пастель, краска и глина — способствуют более свободному выражению.

2. Если клиент не уверен в себе или просто устал, он будет чув­ствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать.

3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье по­ведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.

4. Многие чувствуют себя неуверенно в отношении своих худо­жественных способностей. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе.

5. Как только все клиенты с удовольствием начнут участвовать в упражнении, такие материалы как краска или глина могут дать возможность более глубокого самовыражения, особенно при изу­чении чувств или реакций.

6. Работа с «выразительными» материалами может быть терапевтичной для многих клиентов. Она не только помогает выразить широкий спектр эмоций; работа с глиной или размазывание пас­телей или красок — с безоценочной реакцией на конечный про­дукт — могут стать целительными сами по себе.

Особенности восприятия продуктов творчества клиентов в изотерапии

В соответствии с концепцией К. Юнга область бессознательного, коллективного или индивидуального может проявиться в искусстве через образы и символы. Содержание их берет свое на­чало в бессознательном, являющимся источником творчества.

Материал бессознательного, рождающийся в душе, в ней же и остается, обнаруживая себя в виде проблем во внешнем мире. Эти проблемы и адаптация к ним символически выражаются в про­дуктах творчества, в частности, в изопродукции. Поэтому, ориен­тируясь по символу, можно найти путь к «психологически не пе­реработанным» в полной мере в прошлом событиям.

Психологу необходимо чутко реагировать на движение энер­гии из области бессознательного клиента. Рисунки, коллажи, скульптуры являются прямыми сообщениями бессознательного, которые не могут быть закамуфлированы с такой же легкостью, как средства вербальной коммуникации.

При восприятии продуктов изобразительного творчества арт-терапевту необходимо обращать внимание на следующие аспекты:

1) какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура;

2) что выглядит странным;

3) чего не хватает у данного объекта;

4) что находится в центре. То, что в центре, часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого человека является главным;

5) каковы размеры и пропорции изображенных объектов и лю­дей. Непропорциональные объекты заставляют искать ответ на вопрос, что преувеличено; большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно уменьшенные — принизить. Искажение формы, пропорции может символизировать проблемную область, боль­шее внимание и более глубокое понимание, которые могут спо­собствовать восстановлению нормального положения;

6) есть ли повторяющиеся объекты. Число объектов во многих случаях играет для клиента большую роль, поскольку имеет отношение к единицам отсчета времени или значимым со­бытиям в прошлом, настоящем или будущем;

7) в какой перспективе выполнена работа и как она использу­ется автором. Совмещение нескольких видов перспектив в одной работе может иметь отношение к наличию противо­речий в жизни автора;

8) есть ли подписи на работах, так как они могут использоваться для того, чтобы внести ясность и уменьшить возможность не­правильной интерпретации данной работы, что, возможно, отражает степень доверия к невербальному способу общения.

9) постарайтесь стать частью работы и привлеките к этому автора.

Рассматривая изопродукцию совместно с автором, можно акцентировать его внимание на вышеупомянутых деталях, пробуж­дая к движению сопряженную с проблемой энергию, которая уже не может находиться в состоянии покоя на уровне бессознатель­ного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: