Второй этап: процесс творческой деятельности

Основные этапы изотерапии

Первый этап: свободная активность перед собственно творчес­ким процессом — непосредственное переживание.

Второй этап: процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление.

Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, на­правленный на достижение интенционального видения.

Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.

Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом

Для клиентов, еще не знакомых с арт-терапией, это очень важ­ный этап сенсорных, эмоциональных и сознательных пережива­ний в свободном экспериментировании с художественным мате­риалом. Пробуя и смешивая краски в игровом стиле, клиент мо­жет прийти к небольшим открытиям в отношении материала и самого себя.

Непосредственные переживания пробуждают сенсорные ощу­щения от художественного материала, а также разнообразные эмо­ции и мысли. Для ознакомления клиентов с процессом самовыра­жения при помощи художественного материала полезно исполь­зовать называние цветов, описание проб и осознание чувств, порождаемых этими пробами.

Кроме того, существуют и иные достоинства игровой деятель­ности с художественным материалом: клиенты создают новое, из отдельных частей собирают целое, посредством художественного материала начинают осознавать свои -проблемы и добиваться их разрешения.

Сам промежуток времени, посвященный данной деятельнос­ти, зависит от клиента, его потребностей и проблем, его возраста.

Один клиент может «поиграть» двадцать минут в течение первой сессии, а затем двинуться дальше ко второй части процесса. Дру­гой клиент может растянуть игровые пробы на несколько сеансов. Есть и такие, кому надо «поиграть» в течение нескольких минут в начале каждого сеанса.

Но, в конечном счете, все отказываются от игровых проб в пользу более серьезной деятельности — выбора художественного материала для второго этапа творческого процесса.

Часто по инерции после предыдущей игровой деятельности, а иногда абсолютно сознательно и продуманно клиенты безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением, это происходит даже тогда, когда с ними рядом есть терапевт.

Такая трансформация первого этапа прослеживается у клиен­тов всех возрастов, даже у маленьких детей. К тому же на этом эта­пе безотносительно возраста большинство клиентов демонстри­руют поведение, характерное для художников в процессе работы: сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбужде­ние, изобретательность, обнаружение проблем и иногда их ре­шение.

Третий этап:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: