Тест зрительной и слуховой памяти
Тест Мейли. Методика K. Meili (1961) используется для исследования зрительной и слуховой памяти детей в возрасте 7–14 лет (и взрослых). Тестирование состоит из двух этапов (см. табл.). На первом этапе исследуется способность к зрительному запоминанию и удержанию в памяти ряда предметов, изображенных на картинках. На втором – способность к слуховому удержанию прочитанного экспериментатором набора слов – названий предметов. Исследования рекомендуется проводить в разные дни, что позволит дифференцированно подойти к анализу особенностей памяти.
Таблица
Этапы исследования | |||
1-й этап | 2-й этап | ||
1-я серия картинок | 2-я серия картинок | 1-й ряд слов | 2-й ряд слов |
горошек | ракушка | картон | таблица |
осел | кровать | вагон | неделя |
ключ | труба | крестьянин | рубль |
тачка | груша | пианино | ворона |
колокольчик | метла | ботинок | домна |
стол | коза | карта | пчела |
вишня | букет | пригорок | очки |
сапог | трамвай | крошка | вода |
вилка | пила | перо | охотник |
рыба | стул | уголь | баран |
бочка | мальчик | белка | туча |
голова | молоток | ружье | тополь |
буфет | бутылка | парнишка | карандаш |
роза | телега | груша | самокат |
паровоз | расческа | скатерть | ботинок |
кресло | пушка | суп | козел |
флаг | дерево | плащ | пробка |
петух | яблоко | кот | берег |
ножницы | книжка | нож | нос |
зонтик | шляпа | промокашка | салон |
ваза | дом | уксус | отель |
корова | собака | цветок | мыло |
диван | скамейка | труд | змея |
голубь | дверь | небо | сковорода |
часы | чашка | спички | птица |
старик | река | чернила | салат |
очки | печь | замок | ракета |
лампа | скрипка | рука | завтрак |
нога | портсигар | дерево | снег |
пианино | конь | пожар | труба |
Для проведения опытов требуются две серии по 30 картинок с изображениями различных предметов и наборы слов (два ряда по 30 слов – названий предметов).
|
|
При ответах детей фиксируются правильно названные предметы, повторения, привнесенные, не существующие в задании.
При исследовании зрительной памяти школьника инструктируют следующим образом: «Я буду показывать тебе поочередно картинки, на которых изображены различные предметы, а ты после этого назовешь все предметы в любом порядке, которые смог запомнить». Картинки предъявляются с интервалом в 2 секунды. После 10 сек. перерыва ребенок называет запомнившиеся ему предметы. Экспериментатор фиксирует и правильно названные предметы, и повторения, и привнесенные, не существовавшие на картинках. Вторую серию картинок, так же как и ряд слов, следует предъявлять в другие дни.
Аналогичным образом проводят исследование слуховой памяти. Учащегося инструктируют: «Я буду зачитывать тебе ряд слов, а ты после прослушивания назовешь мне их в любом порядке». Экспериментатор в протоколе исследования фиксирует правильно названные слова, их повторения и привнесенные слова.
|
|
Полученные результаты анализируются с помощью количественных измерений в процентах и соответствующих им уровнях.