Шкала оценки памяти Векслера и др

Метод пиктограмм.

Проба на ассоциативную память

Опосредованное запоминание

Методика разработана А. Н. Леонтьевым (1928) для исследования логического, или опосредованного, запоминания.

Обследуемому зачитывают десять пар относительно однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи.

Например: река — море; яблоко — груша и т. д.

Психолог зачитывает эти слова, четко отделяя пары паузами. Затем он зачитывает первое слово каждой пары, а обследуемый называет второе слово. Обычно, здоровые обследуемые выполняют задание после двух повторений, а иногда сразу, после первого зачитывания слов.

Этот метод предложен А. Р. Лурией. Испытуемый должен запомнить 15 слов. Для облегчения воспроизведения он должен сделать карандашом рисунок, имеющий смысловую связь со стимульным словом. Никаких записей, пометок делать не разрешается. После окончания работы можно попросить повторить слова, затем повторить их через 20-30 минут. При анализе запоминания важно обратить внимание на то, сколько слов воспроизведено точно, близко по смыслу, неверно, никак. Модификацией этого же задания может служить тест А. Н. Леонтьева, который предлагает не рисование, а выбор предмета, сюжета из предложенных готовых картинок. Эта методика имеет несколько серий, которые отличаются по степени сложности. Использовать методику можно для исследования памяти у детей, а также лиц с невысоким интеллектом.

7) Тест визуальной ретенции А. Л Бентона.

Исследование зрительной ретенции. Используется пять серий рисунков. В трех сериях предлагается по 10 карточек равной сложности, в двух – по 15 карточек. Карточку в течение 10 секунд предъявляют испытуемому, затем он должен воспроизвести увиденные фигуры на бумаге. Качественный анализ данных проводится в сравнении со специальными таблицами Бентона. с помощью этого теста можно получить дополнительные данные, свидетельствующие об органическом заболевании головного мозга.

8) Воспроизведение рассказов. Испытуемому читают рассказ, он воспринимает его на слух или читает рассказ сам. Затем он воспроизводит рассказ устно или записывает. Психолог при анализе учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены, что опущено, не отмечается ли конфабуляций, интерферирующего эффекта. Для запоминания наиболее предпочтительны рассказы: "Галка и голуби", "Муравей и голубка", "Логика", "Колумбово яйцо", "Вечный король" и др.

Контрольные вопросы для повторения и самопроверки:

1. Перечислите нарушение непосредственной памяти.

2. Дайте определения терминам: Гипермнезии, гипомнезии и парамнезии.

3. Дайте определения терминам: Фиксационная амнезия, Перфорационная амнезия, Ретроградная и антероградная амнезия.

4. Закон Рибо-Джексона.

5. Дайте определения терминам: Псевдореминисценции. Конфабуляции.

6. Нарушение опосредованной памяти. Схема Леонтьева.

7. «Эффект Зейгарник».

8. Нарушения динамики мнестической деятельности.

9. Проба на запоминание искусственных (несмысловых) звукосочетаний. Проба на запоминание 10 слов.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. Блейхер В.М. Патопсихологическая диагностика. https://www.koob.ru/

2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. Москва-Воронеж, 2002.

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528с., с.21
  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб., 2007.

5. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. Теория, практика, обучение. М.-СПб., 2003.

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. https://www.koob.ru/
  2. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии. https://www.koob.ru/
  3. Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии: Общая, клиническая патопсихология. Ростов-на-Дону, 2003.
  4. Собчик Л.Н. Практикум по психодиагностике. СПб., 2003.
  5. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб., 2003.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: