Общие свойства ощущений

Классификация ощущений.

Строение анализатора.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами.

Анализатор – нейрофизиологический аппарат, отвечающий за возникновение ощущений. Все органы чувств являются анализаторами.

Анализатор состоит из 3 частей:

1. рецептор (периферический отдел) – группа специальных нервных клеток, которые чувствительны к определенным воздействиям, причем каждый раздражитель адекватен рецептору (слух – звуковая волна). Преобразует стимул (воздействие) в короткие ритмические электрохимические импульсы. Затем их поток передается по нервным путям в различные переключательные станции центральной нерв­ной системы, где эти импульсы, переходя с одного нейрона на другой, синтезируются и «декодируются» в систему дан­ных о характере внешнего воздействия.

2. проводящие нервные пути, которые соединяют рецептор и г\мозг: афферентный – несет информацию в центр, чувствительный и эфферентный – из центра, действующий

3. корковые (центральные) отделы анализатора центр в коре головного мозга

Раздражение – физический процесс, возбуждение – физиологический, в коре возникает психический процесс, а в подкорке переживание (наше отношение к этому ощущению)

Функция: прием сигналов раздражителей и перекодирование на язык нервных импульсов (для получения представления).

Существует несколько возможных вариантов классифика­ции тех двух десятков анализаторных систем, которыми об­ладает человек. Обычно используют следующие критерии:

1) по модальности (виду) раздражителя зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, но есть и субмодальности: у вкуса 4: кислое, сладкое, горькое, соленое; тактильные ощущения 4 субмодальности: холод, боль, тепло, давление);

2) по наличию или отсутствию непосредственных кон­тактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощуще­ние (дистантные-зрение, слух, у обоняния – срединное положение и контактные-вкус, осязание, кинестетические от движения мышц и связок

3) по месту расположения рецепторов: английским физиолог И. Шеррингтон выделил три основных класса ощуще­ний: 1) экстерорецептивные, возникающие при воздейст­вии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (с внутренних рецепторов - ощу­щения голода, жажды, боли и т. п.); 3) проприорецептиввые, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении раз­личных частей тела.

Наиболее древней является орга­ническая (прежде всего - болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего тактильная, то есть осязание) формы. И самыми эволюционно молодыми следу­ет считать слуховые, и особенно зрительные системы ре­цепторов. Наиболее значительными для функционирова­ния человеческой психики являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые (8 %), тактильные, орга­нические, обонятельные и вкусовые ощущения.

Каждый тип ощущений дает свою специфическую инфор­мацию, его утрата только частично может быть компенсиро­вана развитием других форм чувствительности. Но в то же время имеются и общие закономерности, характерные для всех видов ощущений.

1. Модальность – качественное своеобразие или несходство ощущений.

2. Инерционность – ощущение возникает спустя какое-то время, так же как и не исчезает сразу, какое-то время сохраняются образы. Время действия раздражителя и время действия ощущений не совпадают.

1. Чувствительность (свойство образовывать ощущения) – способность реагировать на раздражитель.

Психологическая зависимость между интенсивнос­тью ощущения и силой вызывающего его раздражителя оп­ределяется понятием «порог ощущений». Количественное измерение ощущений называется порогом.

а) Низ­кий абсолютный порог ощущений - минимальная величина раздражи­теля, вызывающего едва заметное ощущение.

Зрение – способно ясной темной ночью воспринять пламя свечи на расстоянии до 48 км, слух – способен различить тикание ручных часов на расстоянии до 6 м; вкус – способен ощутить присутствие 1 чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды; обоняние – способно уловить присутствие 1 капли духов в воздухе, заполняющем помещение из 6 комнат; осязание – в состоянии уловить движение воздуха, производимое падением на поверхность кожи крыла мухи с высоты в 1 см.

б) Верхний абсолютный порог - наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, после этого возникает боль.

в) Диф­ференциальный (разностный) порог - наименьшее различие между двумя раздражителями в одной модальности. Благодаря которому мы и можем постоянно улавливать небольшие изменения параметров внешней и внутренней среды: степень освещенности, уве­личение или уменьшение силы звука, вибрации и т. п.

Исследовал Э. Вебер: он установил, что величина этого порога относительно постоянна. Воспринимаем не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов. Гоптические движения руки: 100 г груз, чтобы почувствовать разницу, на другую руку надо добавить 1\30 его массы, т.е. 3 грамма, если груз 200 г, чтобы почувствовать разницу надо ту же 1/30 его массы. Порог различий ощущений определяется соотношением I / I const (константа Вебера), где та минимальная разница, а сила интенсивности ощущений, если I + I - другое ощущение. Для каждого конкретного анализатора порог различения постоянен: для зрительного 1/1000, для слухового 1/10, для тактильного 1/30.

Г. Фехнер установил, что сила ощущения находится в логарифмической зависимости от силы интенсивности раздражителя. Выражается формулой:

S = K * Lg I + C (закон Вебера – Фехнера)

где S - интенсивность ощущения, I - сила раздражителя, К и С - константы

Если раздражитель образует такой ряд: 10, 100, 1000, 10 000, то интенсивность ощущений будет пропорциональна числам 1, 2, 3, 4. Главный смысл данной закономерности: интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.

Сложный на первый взгляд психофизический закон вполне соответствует житейским наблюдениям. Например, если играет одна флейта и к ней присоединится еще одна, слушатели это сразу услышат. А вот на фоне большого оркестра присоединение одной флейты не заметно. Вот другой пример, совсем их другой области. Если женщина не носит обычно украшений, появление на ней одного кулона или кольца, скорее всего, привлечет внимание всех ее знакомых. Если же женщина постоянно носит много украшений, то один дополнительный кулон не изменит впечатление, которое она производит на окружающих.

Поро­ги всех ощущений индивидуальны для каждого человека, их характеристики предопределены генетически, относи­тельно стабильны, хотя и испытывают большие возрастные колебания.

5. Адаптация – изменение чувствительности анализатора, приспособление к изменившимся условиям (физиологически: рецептор приспосабливается к раздражителю и снижается интенсивность нервного возбуждения). Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Полная зрительная адаптация может потребовать до 40 ми­нут, при этом может исчезать или вновь появляться ощуще­ние цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчеза­ет, все воспринимается в черно-белой гамме; при адаптации к свету человек вначале начинает воспринимать ярко-голу­бые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется при этом на несколько порядков. Пребывание в аб­солютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз.

Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем не одинакова: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело) и значитель­но медленнее происходит зрительная и слуховая адапта­ция. Наименьшей степенью адаптации отличаются болевые ощущения: боль - это сигнал об опасных нарушениях в ра­боте организма (Боль – сторожевая собака организма), и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью.

6. Взаимодействие ощущений (2 типа):

а) взаимодействие внутри одной модальности

· по контрасту (черпать воду из холодной воды – зимой теплая)

· гармоничное – негармоничное (приятное сочетание лимон с сахаром, неприятное лимон с солью)

б) взаимодействие разных модальностей

· сенсибилизация - повышение чувствительности в ре­зультате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей (кислые ягоды сахаром – только ощущение сладкого, в силу сенсибилизации кислое подавляется, ощущения яркого света улучшает вкус пищи).

· синестезией - под действием одного раздражителя могут возникать ощуще­ния, характерные для другого. Например, у некоторых людей музыка вызывает цветовые ощущения (цветной слух Скрябина, Римского-Корсакова), а некоторые цветовые сочетания в свою очередь влияют на температурную чувствительность (желтые обои поднимают температуру на 2 градуса).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: