Параметры памяти:
Ø объем – количество единиц информации, которые человек удерживает в памяти = число Миллера (7 + 2);
Ø точность – способность без искажения воспроизводить информацию;
Ø мобилизационная готовность – умение припомнить/извлечь нужный материал в данный момент.
Причины, влияющие на продуктивность памяти:
Ø субъективные: тип запоминания, интерес, состояние организма, предшествующий опыт, установка;
Ø объективные: характер материала (осмысленность, понятность, связность, наглядность, ритмичность), количество материала, обстановка.
(Л.Д.Столяренко).
Память у людей обнаруживает более или менее выраженные типологические особенности. Один человек лучше запоминает зрительные, другой - слуховые, третий - двигательные данные. Чистых типов нет.
К числу изменений памяти с возрастом относится увеличение скорости заучивания и рост объема памяти.
С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.
Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической.
|
|
Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.
В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Закономерности запоминания:
1. запоминается 5-9 стимулов
2. лучше запоминается начало и конец однородно материала (середина не помнится) – эффект края (проактивное и ретроактвное. торможение
3. Интерференция – смешение и наложение структурного анализа на другой материал – вечер – утро
4. смысловое лучше в 25 раз, чем моторное, и даже смысловое по Эббингаузу, через сутки 30% остается, через 2 - 20%, надо повторять с установкой на долговременное запоминание.
5. Влияют установка, мотивация, эмоциональное состояние, уровень концентрации внимания, значимость информации, объем, включенность всех большего количества анализаторов, систематизация материала, логическая привязка к уже известному.
6. Выявление внутренних связей, существующих в самом запоминаемом материале. Установка запомнить навсегда, план с разбивкой на части и названием каждой, схематизация, первичный пересказ. Эмоционально окрашенное лучше запоминается, поэтому материал сопроводить своей эмоциональной оценкой, поругать или выразить свое восхищение
7. Мнемотехника (мнемоника) – приемы рационального заучивания информации (привнесение искусственных связей в запоминаемый материал). Мнемозина в Греции богиня памяти.
|
|
· Метод мест (локальной привязки, Цицерона) – строим для запоминания одного ряда объектов хорошо знакомый ряд (последовательность комнат в своей квартире, домов на своей улице, карманов на своей многокарманной курточке)
· Метод словесных посредников - Сокращение до начальной буквы и придумывание осмысленной фразы Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан или Как Однажды Жан Звонарь Головой Свалил Фонарь
· Прием ассоциации – в виде образов в нелепую картинку, цепочку событий: дерево, верблюд, цветок, воздух, площадь, галстук, кино, справедливость, директор, камень, ключ, весы.
· Запоминание сложных с помощью понятных: супинация – пронация суп несла – пролила, дневное - ночное зрение - с колбочками днем работают в лаборатории, с палочкой ходят ночью.
· С номерами – привязка к значимым для вас цифрам, установление зависимости 35-89-54 (сумма крайних), количество букв соответствует цифрам число Пи 3,14159 – это я знаю и помню прекрасно Ритмический ряд
· Вешалка (1 дату прочно, остальные по отношению к ней). При запоминании дат рождения русских классиков: Пушкин родился за год до начала 19 столетия, Гоголь был на 10 лет моложе Пушкина (1809), Лермонтов на 5 лет моложе Гоголя: родился в 1814 г., а умер в 1841 году (14 – 41), Тургенев родился в 1818 г. (18-18)