Индивидуальные и возрастные особенности памяти

Параметры памяти:

Ø объем – количество единиц информации, которые человек удерживает в памяти = число Миллера (7 + 2);

Ø точность – способность без искажения воспроизводить информацию;

Ø мобилизационная готовность – умение припомнить/извлечь нужный материал в данный момент.

Причины, влияющие на продуктивность памяти:

Ø субъективные: тип запоминания, интерес, состояние организма, предшествующий опыт, установка;

Ø объективные: характер материала (осмысленность, понятность, связность, наглядность, ритмичность), количество материала, обстановка.

(Л.Д.Столяренко).

Память у людей обнаруживает более или менее выраженные типологические особенности. Один человек лучше запоминает зрительные, другой - слуховые, третий - двигательные данные. Чистых типов нет.

К числу изменений памяти с возрастом отно­сится увеличение скорости заучи­вания и рост объема памяти.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям.

Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической.

Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.

В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Закономерности запоминания:

1. запоминается 5-9 стимулов

2. лучше запоминается начало и конец однородно материала (середина не помнится) – эффект края (проактивное и ретроактвное. торможение

3. Интерференция – смешение и наложение структурного анализа на другой материал – вечер – утро

4. смысловое лучше в 25 раз, чем моторное, и даже смысловое по Эббингаузу, через сутки 30% остается, через 2 - 20%, надо повторять с установкой на долговременное запоминание.

5. Влияют установка, мотивация, эмоциональное состояние, уровень концентрации внимания, значимость информации, объем, включенность всех большего количества анализаторов, систематизация материала, логическая привязка к уже известному.

6. Выявление внутренних связей, существующих в самом запоминаемом материале. Установка запомнить навсегда, план с разбивкой на части и названием каждой, схематизация, первичный пересказ. Эмоционально окрашенное лучше запоминается, поэтому материал сопроводить своей эмоциональной оценкой, поругать или выразить свое восхищение

7. Мнемотехника (мнемоника) – приемы рационального заучивания информации (привнесение искусственных связей в запоминаемый материал). Мнемозина в Греции богиня памяти.

· Метод мест (локальной привязки, Цицерона) – строим для запоминания одного ряда объектов хорошо знакомый ряд (последовательность комнат в своей квартире, домов на своей улице, карманов на своей многокарманной курточке)

· Метод словесных посредников - Сокращение до начальной буквы и придумывание осмысленной фразы Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан или Как Однажды Жан Звонарь Головой Свалил Фонарь

· Прием ассоциации – в виде образов в нелепую картинку, цепочку событий: дерево, верблюд, цветок, воздух, площадь, галстук, кино, справедливость, директор, камень, ключ, весы.

· Запоминание сложных с помощью понятных: супинация – пронация суп несла – пролила, дневное - ночное зрение - с колбочками днем работают в лаборатории, с палочкой ходят ночью.

· С номерами – привязка к значимым для вас цифрам, установление зависимости 35-89-54 (сумма крайних), количество букв соответствует цифрам число Пи 3,14159 – это я знаю и помню прекрасно Ритмический ряд

· Вешалка (1 дату прочно, остальные по отношению к ней). При запоминании дат рождения русских классиков: Пушкин родился за год до начала 19 столетия, Гоголь был на 10 лет моложе Пушкина (1809), Лермонтов на 5 лет моложе Гоголя: родился в 1814 г., а умер в 1841 году (14 – 41), Тургенев родился в 1818 г. (18-18)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: