Процессы памяти (мнемические действия)

(4 процесса показывают, какие функции выполняются памятью в процессе жизни человека):

1. запоминание - процесс образования следов памяти,

Мнемическая деятельность – активная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала.

Валентина Яковлевна Ляудис – 4 операции мнемического действия:

1) ориентировка в запоминаемом материале, категоризация и установление его состава, структуры;

2) поиск и выделение соответствующего материала способа группировки;

3) группировка элементов, перестройка материала на основе внутригрупповых связей, которые были установлены предшествующими операциями;

4) установление межгрупповых связей.

Запоминание различают в зависимости от времени:

· долговременное

· кратковременное,

в зависимости от цели деятельности:

· непроизвольное (непреднамеренно запомнилось, но была включенность в деятельность),

· произвольное (есть цель запомнить)

· как вариант произвольного запоминания в случае выполнения специальных действий – заучивание. Заучивание может быть:

· механическое (повторение),

· логическое (смысловое), требующее обязательного осмысления и понимания материала, что более эффективно,

· заучивание с использованием методов мнемотехники, которые особым образом организуют материал (Каждый Охотник…),

· ассоциативный путь (Лев Николаевич)

2. сохранение - взаимодействие и трансформация следов памяти, трансформация следов происходит:

интерференции – ухудшение сохранения заучиваемого материала, происходит из-за смешения и наложения структурного анализа на другой материал по причине разных объемов. Проактивная – под влиянием предварительно заученного материала, ретроактивная – под влиянием заучивания и оперирования с последующим материалом.

Эффект края (концов) – при запоминании ряда однородного материала запоминается начало и конец, середина не помнится. Влияет деятельность, предшествующая или последующая за заучиванием в силу возникающего проактивного и ретроактивного торможения (на середину действует 2 торможения).

построение уроков должно строиться с учетом магического числа Мюллера и эффекта края.

3. воспроизведение - оживление, считывание следов памяти:

· произвольное: целевое (в ответ на поставленную цель) и припоминание (воспроизведение связано с трудностями),

· воспоминание (образы прошлого, действий),

· непроизвольное (нечаянное всплытие - реминисценция – не может вспомнить в данный момент, но припоминает и узнает спустя некоторое время),

· помимо воспроизведения мы постоянно сталкиваемся с узнаванием – воспроизведение при повторном восприятии материала, степень определенности бывает разной (лицо знакомо, не знаю кто – неопределенность узнавания, узнал – полное), ошибки узнавания (никогда не был, но кажется, что уже находился).

4. забывание - невозможность воспроизведения ранее закрепленного материала или утрата следов памяти. Зависит:

· от времени, которое прошло с момента запоминания. Кривая забывания нем. Германа Эббингауза: через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 процентов (интенсивное забывание), в дальнейшем идет медленнее и через 48 часов на одном уровне 20 – 30 процентов. По Шардакову М.Н., если своевременно в первый день организовать повторение, на второй день сохраняется 88 процентов информации. Чтобы из кратковременной памяти перевести в долговременную, надо повторить через 20 мин., затем через 9 часов и затем через сутки.

· от включения в деятельность

· от объема материала (чем больше, тем больше забывание)

· от осмысленности (необходимо смысловое структурирование).

· От возраста (запоминать труднее, а забывание прогрессирует – «закон обратного хода памяти» Тэодюля Рибо: снижение способности к запоминанию текущих событий при полном воспроизведении событий далекого прошлого)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: