Воображение

Мыслительные операции.

1. Сравнение – установление сходства или различия между предметами или явлениями (необходимо одинаковое основание). Любое качество или количество выявляется через сравнение.

2. Анализ и синтез – мысленное расчленение чего либо на части или выделение отдельных свойств предмета и объединение (соединение) частей предметов или явлений в единое целое. Тесно связаны между собой, возникают в младенчестве при манипулировании с предметами.

3. Абстрагирование – мысленное отвлечение от каких либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков (автомобиль – целый класс предметов, игнорируем целый ряд частных признаков и свойств, сосредотачиваемся на существенных признаках). Конкретизация – представление чего-то единичного, что соответствует тому или иному понятию, противоположен абстракированию. Форд Фокус.

4. Обобщение – объединение предметов и явлений по существенным признакам и свойствам (+ название).

5. Классификация – это разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

6. Систематизация – разделение и последующее объединение, но не отдельных предметов, а их групп и классов.

Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится во взаимодействии с другими операциями.

Интеллект (разумение, понимание, постижение) – это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации. Более узко – совокупность умственных способностей, обеспечивающая успех познавательной деятельности.

Воображение (фантазия) – психический процесс создания новых образов на основе переработки представлений, которые есть в прошлом опыте. М.б. рассмотрена как особая разновидность образного мышления –создание нового образа.

Результатом воображения являются образы воображения. Они могут возникнуть в соответствии с инструкцией (вручение аттестатов), на основе просмотра фото, фильмов, прослушивания музыкальных произведений, восприятия отдельных звуков, шумов, описания какого-то события, вещи, персонажа. Тесно связан с другими псих. процессами, т.к. опирается на прошлый опыт, уходит корнями в ранее воспринятое, пережитое, прочувствованное. Но в отличие от памяти не ставится задача полного сохранения и воспроизведения информации, этот опыт в воображении преобразуется (обобщается, дополняется, комбинируется, приобретает иную эмоциональную окраску). В отличие от мышления значительно снижена функция контроля, воображение относительно свободно, не сковано задачей оценки правильности продукции нашего сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: