Классификация бизнес-процессов.
Основная цель бизнес-процесса – преобразование входящего массива данных (информации, документов) и ресурсов (материальные, финансовые, людские), необходимых для реализации процесса, в результат (продукцию) процесса. Основными составляющими элементами бизнес-процесса является совокупность подпроцессов, работ, операций, осуществляемых над входами для получения выходов.
Существуют первичные и вторичные входы и выходы процесса. Первичные входы поступают на начало процесса. Вторичные входы появляются в ходе реализации процесса на составляющих его подпроцессах. Первичный выход – это прямой, запланированный результат реализации процесса. Вторичный выход – это побочный продукт процесса, не являющийся его главной целью
Процесс осуществляется с помощью определенного механизма и производится для того, кто потребляет результат процесса, т.е., является клиентом процесса.
Таким образом, бизнес-процесс обладает следующими основными характеристиками:
|
|
· Входящий массив данных (информация, документы и т.п.) и ресурсов (материальные и нематериальные активы);
· Результат бизнес-процесса;
· «Владелец»бизнес-процесса: объект (компания, подразделение, сотрудник), отвечающий за данный бизнес-процесс;
· Механизм реализации;
· Производительность – отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.
· Длительность – время, которое необходимо для выполнения процесса, или промежуток времени между началом процесса и его завершением.
· Стоимость процесса – это совокупность всех затрат в денежном исчислении, которые необходимо произвести для однократного выполнения процесса.
· Контрольные показатели эффективности бизнес-процесса, выражающиеся количественными величинами. Количественные показатели эффективности во многом зависят от специфики деятельности предприятия.
Наряду с количественными параметрами существуют и качественные параметры бизнес-процесса, являющиеся универсальными для описания любых бизнес-процессов.
· Результативность - описывает соотношение полученного результата и того, чего хотят или ожидают заказчики.
· Адаптируемость - свидетельствует о том, насколько хорошо процесс способен реагировать на изменения в окружающей среде.
Обследование любых объектов тесно связано с необходимостью их классификации. Не являются исключением и бизнес-процессы. Классификацию бизнес-процессов целесообразно проводить по их вкладу в создание основной стоимости. По этому признаку бизнес-процессы делятся на три группы:
Основные бизнес-процессы – непосредственно ориентированы на производство продукции, представляющие ценность для клиента и обеспечивающие получение дохода для предприятия.
|
|
К ним относятся: производственные процессы; материально-техническое обеспечение деятельности предприятия; материально-техническое обеспечение сбыта; маркетинг и продажи; обслуживание; закупки.
Обеспечивающие бизнес-процессы – вспомогательные бизнес-процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных процессов. Фактически обеспечивающие бизнес-процессы снабжают ресурсами всю деятельность организации.
К ним относятся: поддержание инфраструктуры фирмы (общее управление, планирование, финансирование, бухгалтерский учет, юридическое обеспечение);
Инженерно-техническое обеспечение (содержание офисов, зданий, производственных корпусов и т.п.)
Информационное обеспечение;
Документооборот;
Управление персоналом;
Экономическая безопасность.
Бизнес-процессы развития – процессы совершенствования, освоения новых направлений и технологий, а также инновации.
К ним относятся: стратегическое управление (разработка видения и миссии, концепции бизнеса, целей и структуры организации);
Развитие технологий (совершенствование процесса или продукта, НИОКР, дизайн);
Управление проектами;
Управление качеством.
1. Обследование общих закономерностей функционирования организации.
2. Обследование деятельности каждого автоматизируемого подразделения.
3. Детальное обследование бизнес-процессов.