Состав и структура сферы услуг

Основное и принципиальное отличие услуги от товара заключается в следующем. Товар есть материализованный, объективированный, овеществленный и отчужденный от производителя результат труда. Процесс доведения товара до потребителя осуществляется посредством стандартного набора процедур в институционально зафиксированном режиме. Обезличенная форма взаимодействия производителя товара и его потребителя в краткосрочной перспективе незначительно влияет на структуру производства и ассортимент продукта.

Услуга в качестве основополагающего признака и неотъемлемого своего атрибута содержит единый процесс производства и персонального субъективного потребления. Специализированный процесс соединения производителя услуге индивидуально конкретным потребителем, целеполагающее доведение до потребителя самого труда и его результатов носит название «сервис» или «обслуживание».

Процесс обслуживания, как правило, индивидуален, поливариантен, в своей конструкции носит творческий характер, дифференцирован по времени, месту, срокам и способам предоставления услуг и т. д.

Субъекты сервисной деятельности, взаимодействуя и дополняя друг друга, создают также сервисные продукты. Сервисный продукт – явление более сложное и емкое, нежели конкретная услуга. Данный продукт складывается из действия таких важных компонентов, как:

– труд всех субъектов сервисной деятельности, причастных к генерации данной разновидности услуг;

– функционирование вспомогательных механизмов, технического оборудования, задействованных в создании продукта;

– используемые в услуге материальные вещества, предметы, товары.

В целом сервисный продукт отображает комплексную природу сервисной деятельности, а также взаимодополнительный характер разных ее направлений и видов.

Сфера услуг достаточно многообразна. Классификация услуг способствует пониманию изучаемого явления, позволяет выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику методов управления.

В общепринятом смысле классификация – это распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. К сфере услуг принято относить:

– торговлю (оптовую и розничную);

– услуги по обеспечению питания и проживания;

– транспорт;

– связь и информационное обслуживание;

– услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;

– кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и другие услуги по обеспечению функционирования рынка;

– образование, культуру и искусство;

– науку и научное обслуживание;

– здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;

– услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (услуги по поддержанию и ремонту жилищного хозяйства, производственно-бытовые и коммунальные услуги);

– услуги личного характера (непроизводственные, бытовые услуги, парикмахерские, услуги фотоателье, чистка обуви и т. д.);

– услуги государственного управления.

Классификация статистически учитываемых услуг в развитых странах мирового сообщества имеет следующий вид:

– деловые услуги;

– услуги связи;

– строительные и инжиниринговые услуги;

– общеобразовательные услуги;

– финансовые услуги, включая страхование;

– услуги по охране здоровья и социальные услуги;

– туризм и путешествия;

– услуги в области организации досуга;

– транспортные услуги;

– прочие услуги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: