Основное и принципиальное отличие услуги от товара заключается в следующем. Товар есть материализованный, объективированный, овеществленный и отчужденный от производителя результат труда. Процесс доведения товара до потребителя осуществляется посредством стандартного набора процедур в институционально зафиксированном режиме. Обезличенная форма взаимодействия производителя товара и его потребителя в краткосрочной перспективе незначительно влияет на структуру производства и ассортимент продукта.
Услуга в качестве основополагающего признака и неотъемлемого своего атрибута содержит единый процесс производства и персонального субъективного потребления. Специализированный процесс соединения производителя услуге индивидуально конкретным потребителем, целеполагающее доведение до потребителя самого труда и его результатов носит название «сервис» или «обслуживание».
Процесс обслуживания, как правило, индивидуален, поливариантен, в своей конструкции носит творческий характер, дифференцирован по времени, месту, срокам и способам предоставления услуг и т. д.
|
|
Субъекты сервисной деятельности, взаимодействуя и дополняя друг друга, создают также сервисные продукты. Сервисный продукт – явление более сложное и емкое, нежели конкретная услуга. Данный продукт складывается из действия таких важных компонентов, как:
– труд всех субъектов сервисной деятельности, причастных к генерации данной разновидности услуг;
– функционирование вспомогательных механизмов, технического оборудования, задействованных в создании продукта;
– используемые в услуге материальные вещества, предметы, товары.
В целом сервисный продукт отображает комплексную природу сервисной деятельности, а также взаимодополнительный характер разных ее направлений и видов.
Сфера услуг достаточно многообразна. Классификация услуг способствует пониманию изучаемого явления, позволяет выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику методов управления.
В общепринятом смысле классификация – это распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. К сфере услуг принято относить:
– торговлю (оптовую и розничную);
– услуги по обеспечению питания и проживания;
– транспорт;
– связь и информационное обслуживание;
– услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;
– кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и другие услуги по обеспечению функционирования рынка;
– образование, культуру и искусство;
– науку и научное обслуживание;
|
|
– здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;
– услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (услуги по поддержанию и ремонту жилищного хозяйства, производственно-бытовые и коммунальные услуги);
– услуги личного характера (непроизводственные, бытовые услуги, парикмахерские, услуги фотоателье, чистка обуви и т. д.);
– услуги государственного управления.
Классификация статистически учитываемых услуг в развитых странах мирового сообщества имеет следующий вид:
– деловые услуги;
– услуги связи;
– строительные и инжиниринговые услуги;
– общеобразовательные услуги;
– финансовые услуги, включая страхование;
– услуги по охране здоровья и социальные услуги;
– туризм и путешествия;
– услуги в области организации досуга;
– транспортные услуги;
– прочие услуги.