Понятие и виды юридической помощи

Рис. 2. Степени выраженности черт характера

Табл. ХХ. Характеристика типов личности по Эрнсту Кречмеру

Табл. 4. Соотношение активности и эмоциональности для различных темпераментов

Табл. 3. Свойства нервной системы и типы темперамента

Табл. 2. Возможные сочетания основных свойств нервной системы

Табл. 1. Характеристики типов темпераментов

ГЛАВА 12. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР ЛИЧНОСТИ

Рис. 2. Степени выраженности черт характера

Табл. ХХ. Характеристика типов личности по Эрнсту Кречмеру

Табл. 4. Соотношение активности и эмоциональности для различных темпераментов

Табл. 3. Свойства нервной системы и типы темперамента

Табл. 2. Возможные сочетания основных свойств нервной системы

Табл. 1. Характеристики типов темпераментов

ГЛАВА 12. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР ЛИЧНОСТИ

Понятие темперамента. – Гуморальная теория темперамента. – Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. – Свойства темперамента. – Интроверсия и экстраверсия. – Понятие характера. – Черты характера и их классификация. – Типологии характеров по Э. Кречмеру и У. Шелдону. – Понятие акцентуации характера. Виды акцентуаций. – Патология характера.

Понятие темперамента

Люди часто употребляют понятия «темперамент» и «характер» как синонимы, потому что не знают основ психологической науки. В действительности это совершенно разные аспекты личности, и человеку, который хорошо понимает различия между ними, легче разобраться в самом себе и в других людях.

Характер (подробнее мы рассмотрим его ниже) – это совокупность отношений человека к себе, другим людям, труду, вещам. Черты характера определяют, ЧТО человек будет делать в определенной ситуации: скажет невыгодную для себя правду или умолчит, отложит деньги «на черный день» или потратит на внезапно понравившуюся вещь, будет критиковать себя за допущенную ошибку или постарается о ней забыть, и т. д. Темперамент же определяет, КАК человек действует и реагирует: эмоционально или уравновешенно, быстро или медленно, активно или пассивно.

Темперамент – это врожденная совокупность свойств нервной системы, определяющая формально-динамические аспекты поведения и деятельности индивида. Чтобы понять это определение, рассмотрим, как оно сформировалось в науке.

Гуморальная теория темперамента

История изучения темперамента началась с Гиппократа. Великий врач ежедневно общался с большим количеством разных людей и заметил, что в поведении некоторых людей просматриваются общие черты, независимые от пола и возраста, уровня дохода и образования, силы характера и развитости ума. Эти черты проявляются в реакциях человека на события жизни: реакция может быть быстрой или замедленной, чрезмерной (по сравнению со значимостью события) или недостаточной. Кроме того, люди различаются по тому, склонны ли они реагировать эмоционально или действенно, а также по тому, долго ли сохраняется в них пережитое впечатление. Обобщив свои наблюдения, Гиппократ выделил 4 основных типа людей. Названия типам он дал исходя из предположения, что поведение человека определяет преобладающая в его организме жидкость:

Сангвиник – от лат. «sanguis» – «кровь»;

Холерик – от греч. «chole» – «желчь»

Флегматик – от греч. «phlegma» – «слизь»

Мелахолик – от греч. «melaina» – «черная желчь».

Само слово «темперамент» – перевод на латинский термина «красис», который ввел Гиппократ для обозначения пропорций, в которых сочетаются эти жидкости в организме человека. Греческое «красис» и латинское «темперамент» переводятся как «надлежащее соотношение частей». В таблице ниже показываются особенности темпераментов:

Тип темперамента Особенности реакции Черты поведения
Сангвиник Реакция быстрая, умеренная по силе; скорее эмоциональная, чем действенная, быстро угасает. Общительность, подвижность, многообразие интересов, зачастую довольно поверхностных; преобладает хорошее, бодрое настроение, оптимизм и уверенность в своих силах, иногда неоправданные. Быстрая переключаемость с одного дела на другое, с одной темы беседы на другую; беспечность, легкость, незлопамятность, любовь к активному отдыху и частой смене впечатлений; широкий круг знакомых, с которыми сангвиник поддерживает добрые, но неглубокие отношения.
Холерик Реакция быстрая, чрезмерная по силе; скорее действенная, чем эмоциональная, долго сохраняется. Целеустремленность и настойчивость; погруженность в решение какой-либо задачи, глубокая сосредоточенность на деле чередуется с периодами полной расслабленности и безделья. В общении для холерика важно получить информацию; он не слишком внимателен к эмоциям других и считает, что дело прежде всего. Легко «вспыхивает», часто провоцирует конфликты и чувствует себя в них уверенно. Предпочитает руководить или действовать в одиночку, чем подчиняться или работать в команде. Отличается наиболее высокой скоростью реакции и склонностью к риску.
Флегматик Реакция замедленная, недостаточная по силе; скорее действенная, чем эмоциональная, с трудом вызывается, но долго сохраняется. Основательность и стабильность; хладнокровие и рассудительность. Флегматика трудно сподвигнуть на какое-либо дело, он крайне неохотно меняет свои привычки и первоначальные планы. Темп его речи и движений несколько замедленный. Он не заражается эмоциями окружающих и не будет говорить, если ему нечего сказать. Флегматику не слишком важно мнение о нем других людей; он снисходителен к их особенностям и порывам. По нему трудно понять, как он относится к людям и текущим событиям, его эмоции слабы и оттого малозаметны. Однако они накапливаются, и однажды флегматик может отреагировать вспышкой слепой ярости в ответ на насмешку, которую он слышал в свой адрес много раз.
Меланхолик Реакция быстрая и чрезмерная по силе, но малозаметная для окружающих; скорее эмоциональная, чем действенная, долго сохраняется. Крайняя впечатлительность и глубина переживаний меланхолика часто остаются незаметными для окружающих, так как слабо проявляются в его действиях и мимике. Это, преимущественно сдержанные, с тихим голосом люди, не любящие привлекать к себе внимание. Ввиду высокой чувствительности и ранимости меланхолики очень избирательны в общении: у них немного близких людей, отношения с которыми насыщены переживаниями и размышлениями. Они внимательны к эмоциям и потребностям других, уступчивы и деликатны, но это поведение может сменяться крайней раздражительностью, резкостью и равнодушием к нуждам окружающих, когда душевные силы меланхолика исчерпаны (а с ним это случается чаще, чем с представителями других типов).

Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности

С развитием медицины и физиологии стало очевидным, что Гиппократ был прав, выделив эти типы людей (каждый может найти яркого представителя такого типа среди своих знакомых), но ошибся в поиске причины различия темпераментов. Яркие описания темпераментов мы встречаем у И. Канта, Стендаля, А.П. Чехова, но их нельзя назвать научными, так как они не объясняют, почему люди различаются по своим реакциям, эмоциональности, активности.

Если вы просто прочитали описания четырех типов и даже нашли подтверждение их существования среди известных вам людей, это интересно, забавно, но бесполезно. Таким знанием нельзя пользоваться, потому что оно бессистемно. И сангвиник и холерик быстро увлекаются новым делом, но холерик идет до конца, а сангвиник всегда готов отвлечься на что-то другое; и флегматик, и меланхолик производят впечатление спокойных, отстраненных людей, но спокойствие флегматика истинное, а меланхолика – кажущееся или воспитанное долгой работой над собой. Как связаны между собой эти черты? Если мы не понимаем связи, то скорее всего ошибемся в диагностике темпераментов и прогнозе поведения людей соответствующих типов. Чтобы иметь право сказать «Я могу определить темперамент человека», надо знать суть этого понятия, уметь объяснить каждое из слов, составляющих его определение. Напомним его: Темперамент – это врожденная совокупность свойств нервной системы, определяющая формально-динамические аспекты поведения и деятельности индивида.

Огромный вклад в научное исследование темпераментов внесли отечественные ученые – Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин. Они опирались на закономерности деятельности нервной системы, открытые великим русским физиологом И.П. Павловым в ходе его знаменитых опытов с собаками. Вырабатывая условные рефлексы у собак, Павлов заметил, что разные собаки по-разному улавливают и запоминают наличие связи между подачей пищи и сигналом, предшествующим ей (лампочкой или звонком). Одни собаки быстро схватывали наличие связи, другие медленно, им требовалось больше повторов. Некоторые при этом быстро переучивались, если сигнал менялся, а другие никак не могли запомнить новый сигнал. Если после формирования связи «звонок – пища» экспериментатор переставал подкреплять звонок кормлением, то собаки делились на тех, кто быстро понимал, что теперь им «ничего не светит» и тех, кто продолжал надеяться. Что влияло на поведение собак, заставляло их по-разному реагировать в одинаковых ситуациях?

Павлов исходил из того факта, что именно нервная система управляет поведением индивида. Именно нервные клетки отвечают за получение информации из внешней среды, формирование реакции на эту информацию, длительность хранения полученной информации. Следовательно, можно выделить ряд свойств нервной системы, каждое из которых влияет на реакцию индивида. Поскольку строение высших отделов центральной нервной системы у человека и собак весьма схоже, можно предположить, что данные свойства выражены и у тех, и у других. Павлов выделил три таких свойства: силу, подвижность и уравновешенность. Каждое из этих свойств может быть выражено сильнее или слабее; ансамбль, в который они соединяются, Павлов назвал типом высшей нервной деятельности (ВНД). Он писал: «Так как наше и высших животных поведение определяется, управляется нервной системой, то есть вероятность свести огромное разнообразие поведения на более или менее ограниченное число основных свойств этой системы с их комбинациями и градациями. Таким образом, получится возможность различать типы нервной деятельности, т.е. те или другие комплексы основных свойств нервной системы… беря только крайние случаи, пределы колебания: силу и слабость, равенство и неравенство, лабильность[1] и инертность[2] обоих[3] процессов, мы уже имеем восемь сочетаний, восемь возможных комплексов основных свойств нервной системы, восемь ее типов…»[4] Проиллюстрируем эту идею И.П. Павлова:

Тип ВНД Сила Подвижность Уравновешенность
1-й тип + + +
2-й тип + +
3-й тип +
4-й тип + +
5-й тип + +
6-й тип +
7-й тип +
8-й тип

Подчеркнем, что тип высшей нервной деятельности – физиологическая характеристика, а не психологическая: свойства нервной системы такие же объективно существующие параметры, как, например, цвет глаз, пигмент кожи или длина пальцев. И так же, как эти параметры, свойства нервной системы носят врожденный характер. Частично они передаются генетическим путем, частично зависят от условий, в которых проходило пренатальное[5] развитие организма. Темперамент же – психофизиологическая характеристика, он «выражается не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т.д., но также и во впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.п.», – отмечает С.Л. Рубинштейн.[6] Темперамент является основой личности человека, характеристикой его психической деятельности. Для лучшего понимания этого положения рассмотрим свойства темперамента подробнее.

Свойства темперамента

Родоначальник научного подхода к исследованию темперамента И.П. Павлов выделял, как нам известно, три основных свойства. Рассмотрим, что означает каждое из них и как оно проявляется в поведении и деятельности человека.

Сила нервной системы определяет выносливость и работоспособность клеток головного мозга. Мы знаем, что предназначение нейронов – воспринимать, передавать, перерабатывать и хранить информацию. Информацией является все, что находится в окружающей среде организма и все изменения, которые в ней происходят. Например, человек входит в комнату. Он видит различные предметы, находящиеся в ней. Если он видел их много раз (это комната, в которой он живет), объем информации будет невелик. Если предметы ему незнакомы, но подобны тем, которые он знает (он в гостях у коллеги, например), объем информации увеличивается. Если в комнате много абсолютно незнакомых предметов (он в этнографическом музее или в каюте космического корабля), это значительный объем информации. Здесь сила нервной системы проявляется в том, сколько новой информации человек сможет воспринять и запомнить, и как долго он сможет адекватно реагировать на поступление все новой информации.

Всем знакомо чувство психической перегрузки, наступающей к концу интенсивного учебного дня или во время путешествия по чужой стране. Когда вы чувствуете, что уже не в состоянии понимать, что вам говорят, и вовремя отреагировать так, как требует ситуация – значит, сила вашей нервной системы истощилась. Соответственно, люди разделяются по тому, какие объемы информации они способны воспринимать, и в течение какого времени они могут это делать.

Теперь проследим, как физиологическое свойство – сила нервной системы – преобразуется в психологическую характеристику человека. Люди с сильной нервной системой с удовольствием общаются со многими людьми, постоянно стремятся к новым впечатлениям и переживаниям, их привлекает более громкая музыка и более напряженные по сюжету фильмы. Люди же с чувствительной (то есть слабой) нервной системой, предпочитают небольшой круг старых друзей; они стремятся ограничить свою общественную активность, с удовольствием проводят время в одиночестве; они предпочитают спокойные тона в интерьере, способны долго наслаждаться пейзажем и совсем не скучают при этом; быстро устают в шумной компании или при резкой смене событий.

Подвижность, или лабильность нервной системы определяется скоростью, с которой индивид реагирует на требования окружающей среды, что определяется скоростью прохождения импульсов по нейронным цепям. Обладатель подвижной нервной системы, как правило, отличается живой мимикой, быстрой речью, быстрыми движениями. Он сразу же отвечает на вопрос, иногда даже не дослушав его; подсказывает собеседнику, когда тот затрудняется подобрать слово. Такой человек быстро принимает решение и быстро меняет его при изменившихся обстоятельствах. В разговоре он, как говорят, «не лезет за словом в карман» и быстро переходит с одной темы на другую. Такие люди в спорте скорее предпочтут командные игры, требующие хорошей реакции, а в работе – профессии, связанные с общением и частой сменой задач.

Обладатели же инертной, или тугоподвижной нервной системы, предпочитают деятельность, где важнее качество, а не скорость работы, четко прописаны сроки и последовательность действий. Их мимика и движения более спокойные и плавные, эмоции выражены не так сильно и не так часто сменяют друг друга; выражение «перепады настроения» им не близко. Если ситуация требует часто менять планы и торопиться – для них это стресс; им требуется много времени для принятия решения, но после они уже не отступят от него без основательной причины.

Уравновешенность нервной системы определяется соотношением процессов возбуждения и торможения. Возбуждение – это отклик организма на вновь поступившую информацию, его активизация с целью адаптироваться к изменению. Торможение – это возвращение уровня активности в исходное состояние или удерживание этого уровня несмотря на изменение ситуации.

Если у человека процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, значит, он легко приходит в волнение, склонен беспокоиться без достаточных оснований, может быстро и сильно увлечься чем-либо и с трудом «остывает». Если же напротив, преобладает процесс торможения, то такого человека трудно сподвигнуть на что-либо, он неохотно меняет свои привычки и планы, скептически относится к возможным неожиданностям, не склонен пересматривать свою точку зрения и легко отказывается от своих порывов.

Весьма условно можно сказать, что тот, у кого преобладает процесс возбуждения, живет в будущем, а противоположный ему тип – в прошлом. Уравновешенная же нервная система дает своему обладателю возможность адекватно реагировать на изменения среды, находиться в настоящем. С одной стороны, он не тратит свои ресурсы на переживание неприятностей, которые еще не случились, с другой стороны, если они все же случаются, он реагирует на них своевременно и быстро забывает о темной полосе жизни, когда наступает светлая. Однако в некоторых видах деятельности и в некоторых ситуациях уравновешенность нервной системы не является преимуществом.

Следующая таблица (хотя она признана далеко не совершенной) показывает выраженность этих трех свойств нервной системы в различных типах темперамента:

Св-ва НС Темперамент Сила НС Подвижность НС Уравновешенность НС
Сангвиник + + +
Холерик + + -
Флегматик + - -
Меланхолик - +\- -

Другие исследователи выделяют иные параметры темперамента. Так, В.Д. Небылицын считает главнейшими параметрами активность и эмоциональность, определяя их следующим образом: «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира. Такая потребность может реализоваться либо в умственном, либо в двигательном (в том числе речедвигательном), либо в социальном (общение) плане, и в соответствии с этим может быть выделено несколько видов общей активности. Что касается эмоциональности, то это фактически целый конгломерат качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения различных эмоциональных состояний…»[7] Перечислим некоторые из этих качеств: чувствительность, импульсивность, глубина переживаний. По рассмотренным параметрам типы темперамента будут распределяться так:

параметр темперамент Активность Эмоциональность
Сангвиник + +
Холерик + -
Флегматик - -
Меланхолик - +

Известна также теория темперамента Г. Айзенка, который выделял в качестве основополагающих параметров шкалы «экстраверсия – интроверсия» и «эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность (нейротизм)».

Рис 1. Распределение типов темпераментов по теории Ганса Айзенка:

Вторая шкала показывает, насколько человек уравновешен и склонен сохранять спокойствие, умеренность эмоций. Что касается первой шкалы, то термины «экстраверсия» и «интроверсия» следует рассмотреть отдельно.

Интроверсия и экстраверсия

Термины «интроверсия» и «экстраверсия» ввел в науку великий немецкий психолог Карл Густав Юнг. В дословном переводе «интроверсия» означает «направленность внутрь», тогда как «экстраверсия» - «направленность вовне». Юнг полагал, что одной из главнейших характеристик личности является направленность ее психической активности: на окружающий мир (у экстраверта) или на себя самого (у интроверта). Он писал: «В первом случае объект (т.е. явления внешнего мира) действует на тенденции субъекта как магнит, он притягивает их и в значительной мере обуславливает субъект; он даже настолько отчуждает субъект от него самого, так изменяет его качества в смысле приравнения к объекту, что можно подумать, что объект имеет большее и в конечном счете решающее значение для субъекта, будто полное подчинение субъекта объекту является в известной мере и особым смыслом жизни и судьбы. Во втором случае, наоборот, субъект является и остается центром всех интересов. Можно сказать, что получается впечатление, будто вся жизненная энергия направлена в сторону субъекта и поэтому всегда препятствует тому, чтобы объект приобрел какое бы то ни было влияние на объект».[8]

Другими словами, у экстравертов психическая активность вызывается в первую очередь событиями в окружающей среде; внешнее интересует их больше чем внутреннее, они придают ему большую значимость. Для экстраверта предпочтительнее компания, чем возможность побыть наедине с собой; его отклик на ситуацию носит достаточно непосредственный характер; он с готовностью принимает новое, а в сложной ситуации его заботит прежде всего, как к ней приспособиться.

Для интроверта, напротив, нет более желанного и интересного собеседника, нежели он сам; интроверты внимательно прислушиваются к своим переживаниям, настроениям, желаниям и довольно хорошо разбираются в особенностях своей личности. Способность осознавать свои психические процессы, состояния и свойства называется рефлексия, и в среднем у интровертов она развита лучше, чем у экстравертов. Они склонны вести дневник, подробно анализировать свои впечатления. Их размышления и фантазии чаще связаны с абстрактными сферами, тогда как у экстравертов они связаны с конкретными ситуациями. Собственная личность, система своих принципов и убеждений для интровертов является таким же объективным фактором, как явления реальности, и зачастую даже более значимым. Внешний же мир для них более условен и относителен, чем для экстравертов. Выражаясь фигурально, экстраверт скорее согласится с высказыванием «Бытие определяет сознание», тогда как интроверт склонен считать, что сознание определяет бытие.

На рис. 1. мы видим, что Г. Айзенк относил к экстравертам холериков и сангвиников, а к интровертам – флегматиков и меланхоликов. Вероятно, интроверсия развивается в связи с объективными затруднениями, которые испытывают обладатели соответствующих темпераментов при адаптации к жизненным ситуациям, начиная с раннего детства. Флегматики постоянно отстают от остальных при выполнении различных действий. Наверняка вы помните в детском саду или первых классах школы ребенка, которого постоянно торопили и упрекали в том, что он медленно одевается, убирает игрушки, долго думает при ответе на вопрос. В подростковом возрасте флегматик не блещет общительностью, выразительностью и находчивостью в разговоре, склонностью к рискованным предприятиям и социальной активностью – то есть всем тем, что так ценят тинейджеры. Это побуждает флегматика к развитию компенсирующих качеств – независимости от мнения окружающих (что при его низкой эмоциональности нетрудно), умения самому находить себе занятия, предусмотрительности и рассудительности, надежности и постоянства. Глубокую симпатию у нескольких поколений читателей вызывает флегматичный доктор Ватсон – верный спутник Шерлока Холмса (безусловно, холерика).

Повышенная чувствительность меланхолика причиняет ему значительные страдания в начале жизни: его ранимость и обидчивость делают его мишенью для насмешек ровесников, а родителей побуждают создавать «тепличные» условия, которые затрудняют последующую адаптацию. Врожденная способность сопереживать другим и развитое абстрактное мышление способствуют постоянным размышлениям меланхолика о несправедливом устройстве мира и превратностях мира. Быстрая утомляемость и высокая тревожность побуждают такого ребенка уходить от реальных впечатлений и живых людей в мир своих фантазий и художественной литературы. Однако при нормальном развитии личности эти «недостатки» во взрослом возрасте часто оборачиваются достоинствами: начитанность, склонность к размышлениям и любовь к уединению способствуют развитию глубокой и оригинальной личности; способность сочувствовать и учет интересов окружающих очень ценятся в цивилизованных сообществах; хорошее понимание своей натуры и стремление гармонизировать свой внутренний мир делают его весьма устойчивым к различным жизненным испытаниям и неожиданным поворотам судьбы. Противоречивый и притягательный главный герой романа Э. Л. Войнич «Овод» - несомненно, меланхолик по натуре, не сумевший пережить и принять свою личную трагедию.

Мы постепенно переходим от описания свойств темперамента к качествам характера. Напомним, что характер – это содержательный аспект личности, его черты всегда имеют моральную окраску, то есть связаны с отношением к людям и потому могут быть оценены в понятиях добра и зла. Тогда как «…свойства темперамента обуславливают определенные особенности динамики а различных ситуациях, не имеющих какого-либо типического сходства по содержанию»[9], - писал советский психолог В.С. Мерлин. Будучи врожденными характеристиками, свойства темперамента не связаны с отношениями человека, с его оценкой каких-либо событий, занятий и ситуаций. Тогда как черты характера вытекают из отношений человека, а потому они «…в отличие от свойств темперамента… могут и не сохраниться на протяжении длительного отрезка жизни».[10]

Понятие характера

В переводе с греческого слово «характер» означает «чеканка», «отпечаток». С.Л. Рубинштейн пишет: «Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям».[11] С другой стороны, характер формируется в результате стремления индивида адаптироваться к условиям среды; это комплексное психическое образование, которое развивается при взаимодействии человека с другими людьми, а также при овладении различными видами деятельности.

Великая заслуга психологии как науки в том, что она наглядно показывает и доказывает взаимосвязь характера с условиями, в которых развивается и существует личность. Этому вопросу посвящены работы многих ученых, от З. Фрейда до Ю. Орлова. База характера, его стержневые черты, формируются в раннем детстве, и зависят как от физиологических аспектов психики (состояние мозга и тип высшей нервной деятельности), так и от социально-психологических условий: стиля обращения с ребенком, принадлежность семьи к определенному типу культуры и социальному слою. Альфред Адлер изучал также влияние порядка рождения (первый ребенок, последний, единственный и т.д.) на становление характера. Но полезнее всего, конечно, знать, как влияют на развитие характера ребенка те условия, которые зависят от воли родителей и подлежат изменению.

Так, постоянное подавление воли ребенка, навязывание своих вкусов, интересов и точки зрения формируют такие свойства, как пассивность, скрытность, упрямство, враждебность, стремление минимизировать усилия, приспособляемость в ущерб собственным желаниям и потребностям. Требование быть лучшим во всем развивают такие черты, как тревожность, чрезмерная самокритика, сниженная самооценка, сильная зависимость от мнения других людей, склонность оценивать и осуждать, чувство вины и стремление к чрезмерному контролю над собой и другими. Безусловное принятие, безоценочность и искренний интерес к внутреннему миру человека, не отягощенные гиперопекой[12], значительно способствуют развитию личности, формируют у индивида уверенность в своих силах, открытость и доверие к миру, хороший самоконтроль и самостоятельность в принятии решений.

Вторая важнейшая сфера формирования характера – это деятельность. Так, занятия спортом развивают упорство и целеустремленность; уход за растениями и животными подразумевает терпение, внимательность и заботливость; работа с химическими препаратами и мелкими механизмами невозможна без таких черт, как аккуратность, точность и последовательность. Большие объемы вынужденной работы, в результате которой человек не заинтересован, формируют у него поверхностность, отчужденность и безответственность, представление о себе как о жертве и отвращение к деятельности вообще – так называемую психологию раба.

Говоря о характере, мы имеем в виду некий комплекс черт, сложное и системно организованное психическое образование, достаточно устойчивое во времени, но все же подлежащее изменению. Для полноценного анализа такого явления, как характер, необходимо выделить понятие «черта характера» и определить его.

Черты характера и их классификация

С.Л. Рубинштейн определяет черту характера как существенное свойство человека, из которого с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которым исключаются как несовместимые с ними, им противоречащие, другие. [13] То есть черта характера определяет, как скорее всего человек поступит в конкретной ситуации. Ю. М. Орлов пишет: «Под чертой характера мы будем понимать такие устойчивые формы или шаблоны поведения, которые возникают в определенных ситуациях с достаточно большой вероятностью, так что можно предвидеть это поведение. Если же мы не в состоянии предвидеть поведение другого пли собственное поведение, то мы не можем вести речь о черте характера».[14]

Итак, говоря, что у некоего человека выражена какая-либо черта характера, мы подразумеваем, что в ситуации, в которой есть несколько вариантов поведения, он скорее всего предпочтет один из них и выбирает его в большинстве случаев – скажем, в 8-9 из 10. Мы называем человека аккуратным, если, выходя из дома или покидая рабочее место, он оставляет его в порядке; мы скажем, что человек агрессивен, если он стремится отстаивать свои интересы в любой ситуации, где они ущемлены (или могут быть ущемлены). Мы опишем человека как ответственного, если принимая решение, он учитывает его последствия и стремится контролировать эти последствия в с точки зрения общественных интересов. Итак, черты характера описывают прежде всего действия человека и формируются через поступки. Это важный момент. Не то, что человек считает важным и правильным, говорит о его характере; и не то, как он хотел бы поступать в определенных ситуациях. Именно то, как он действительно поступает, дает информацию о его характере.

Известно, что если мы совершили однажды некое новое для себя действие, то второй раз его совершить легче, чем первый, а третий раз – легче, чем второй. Это связано с формированием нейронных связей в мозгу и образованием динамического стереотипа [15], или, говоря простым языком, привычки. Каждое действие закрепляет уже имеющуюся у нас привычку или способствует формированию новой. Для формирования динамического стереотипа (например, вставать в определенный час) нужно 21 день подряд совершить действие, которое вы хотите сделать своей привычкой.К 22-му дню у вас возникнет потребность – легче будет сделать это, чем не сделать. Если же вы не совершите это действие, у вас возникнет чувство лишения, или фрустрация. Это чувство побудит вас вернуться к выполнению действия, и что интересно, психике совершенно неважно, считаете ли вы данное действие желательным или нежелательным, полезным или вредным, уместным или неуместным. Психика инертна, она любит постоянство своих программ. Таким образом, понятно, как поступок превращается в привычку, то есть в черту характера. Но с чем связан первый выбор, каков исходный пункт формирования черты?

Наши потребности и связанные с ними цели побуждают нас окрашивать окружающие объекты определенными эмоциональными отношениями. Особенно ярко это проявляется у маленьких детей, не отягощенных самоконтролем и хорошими манерами. Мальчик любит своего друга, потому что с ним интересно играть, но быстро забывает его, если тот заболел и неделями не выходит из дома. Наказанная девочка искренне кричит своей маме «Я тебя ненавижу!», потому что та запретила дочери смотреть мультики или забрала игрушку. Итак, наши потребности и цели определяют наши отношения, а характер – это и есть совокупность черт, то есть устойчивых отношений человека 1) к самому себе, 2) к другим людям, 3) к объектам материального мира и 4) к выполняемой работе. Меняются потребности и цели – меняются отношения, то есть черты характера.

Эту связь очень важно понимать, так как без нее невозможно эффективно работать над своим характером. Привычка (которой является каждая черта характера) – могущественное психическое образование, и бороться с ней, не понимая ее истоков, почти безнадежное дело. Это знает каждый, кто пытался бросить курить или начать регулярные занятия спортом.

Например, возьмем такую черту как нетерпеливость, которая проявляется следующими действиями: человек подгоняет и торопит других людей; во взаимоотношениях постоянно проявляет инициативу, стремясь ускорить естественный ход событий; с трудом переносит ожидание какого-либо приятного события, и т.д. Если проанализировать, что заставляет индивида поступать таким образом, то мы обнаружим эгоцентризм как непонимание и неприятие особенностей других людей; недоверие к партнеру по общению, страх отдать ему инициативу; страх, что можно упустить удовольствие, который происходит от представления о себе, как о жертве обстоятельств, обделенной радостями жизни; или неумение структурировать свое время, заполнять его важными и нужными делами; и так далее. Осознание этих своих отношений и представлений, проверка их на адекватность и поиск причин, при которых они сложились, гораздо скорее поможет избавиться от нежелательной черты, чем широко известный совет считать до десяти. Подробное руководство по самоанализу и изменению своей личности содержится в работах Ю.М. Орлова «Самопознание и самовоспитание характера» и «Восхождение к индивидуальности».[16] «Путь к формированию характера лежит через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков», - резюмирует С.Л. Рубинштейн.[17]

Типологии характеров по Э. Кречмеру и У. Шелдону

Характер – это не простая совокупность черт, но их система. Поскольку имеется ограниченное количество факторов (и их сочетаний), влияющих на характер, следовательно, есть ограниченное количество типов характеров. В истории психологии было предпринято много попыток выделить эти типы. Начнем с неудачных, хотя и пользовавшихся большим уважением в свое время. Речь идет о конституциональных типологиях характера Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона. Они называются так потому, что оба автора связывали формирование характера с особенностями строения тела.

Эрнст Кречмер (1888-1964) выделял четыре типа личности, опираясь на наблюдения за большим количеством своих пациентов. Эти типы и их признаки приведены в таблице ниже:

Название типа Физические признаки Психологические признаки
Пикнический тип Средний рост, плотное телосложение, широкое лицо, короткая массивная шея, склонность к полноте, особенно в области живота, конечности скорее короткие, чем длинные. Общительность, эмоциональность, отзывчивость, живость, добродушие, впечатлительность, склонность к частой смене настроения, риск развития маниакально-депрессивных расстройств (резкая и беспричинная смена настроений: от глубокого отчаяния к безудержной радости).
Атлетический тип Рост средний или выше среднего, широкие плечи и грудь, тонкая талия, узкий таз, хорошо развитая мускулатура, пропорциональное телосложение, стройность (для мужчин) или склонность к ожирению (для женщин). Активность, доминантность, уверенность в себе, устойчивая психика, сдержанность в проявлении эмоций, инертность мышления
Астенический тип Худоба, рост выше среднего (обычно для мужчин) или ниже среднего (обычно для женщин), длинные конечности, тонкие кости, узкие плечи, узкая и плоская грудная клетка, бледная кожа. Замкнутость, мечтательность, погруженность в свой внутренний мир вплоть до аутизма, склонность к формальному мышлению и идеализму, холодность и отчужденность в социальных контактах, способность к сильным страстям, непоколебимость в принципах, склонность к фанатизму, тонкая чувствительность и чувство прекрасного в сочетании с жесткостью вплоть до жестокости. Риск развития шизоидных расстройств (угнетение эмоциональной сферы при сохранности или даже выдающемся развитии интеллекта).
Диспластический тип Непропорциональное телосложение, какие-либо врожденные отклонения. Смешанные проявления; этот тип нельзя свести ни к одному из трех вышеперечисленных

Американский психолог Уильям Шелдон внимательно изучил фотографии 4000 обнаженных людей и обнаружил три крайних (максимально непохожих друг на друга) типа телосложения. Шелдон сделал вывод, что у каждого типа есть преимущество в развитии группы органов или тканей.

Эндоморфный тип – развиты внутренние органы (пищеварительная система);

Мезоморфный тип – развиты сердечно-сосудистая и мышечная системы;

Эктоморфный тип – развиты нервная система и мозг; также отличается хорошими зубами и волосами.

Этим трем типам, по предположению Шелдона, соответствуют следующие типы характера:

Эндоморфному – висцеротония (от «висцеро…» - «внутренности»);

Мезоморфному – соматотония (от «сома…» - «тело»);

Эктоморфному – церебротония (от «церебро…» - «мозг»).

Психологические характеристики этих типов представлены в таблице ниже:

Табл. ХХ. Характеристика типов личности по Уильяму Шелдону [18]

Висцеротония Соматотония Церебротония
Расслабленность в осанке и в движениях Уверенность в осанке и в движениях Сдержанность манер и движений, скованность в осанке
Любовь к комфорту Любовь к физическим нагрузкам и приключениям Чрезмерная физиологическая реактивность
Замедленные реакции Энергичность Чрезмерно выраженные реакции
Любовь к пище Потребность в движениях и удовольствие от них Склонность к интимности
Социализация пищевой потребности Стремление к господству, жажда власти Чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность
Удовлетворение от пищеварения Склонность к риску Скрытность чувств, эмоциональная сдержанность
Любовь к вежливому обхождению Решительные манеры Беспокойные движения глаз и лица
Социофилия Храбрость в бою Социофобия
Приветливость со всеми Агрессивность в соревновании Затруднения в установлении социальных контактов
Жажда похвалы и одобрения Психологическая нечувствительность, эмоциональная черствость Трудность приобретения новых привычек, слабый автоматизм
Ориентация на других людей Клаустрофобия Агорафобия
Стабильность эмоциональных проявлений Отсутствие жалости и такта Неумение предвидеть отношение к себе других людей
Терпимость Громкий голос Тихий голос, боязнь вызвать шум
Безмятежная удовлетворенность Спартанское безразличие к боли Чрезмерная чувствительность к боли
Глубокий сон Общая шумливость Недостаточный сон, хроническая усталость
Бесхарактерность Внешний вид соответствует более пожилому возрасту Юношеская живость манер и внешнего облика
Легкость в общении и выражении чувств Экстраверсия в поступках, но скрытность в чувствах и эмоциях Интровертированность
Общительность и мягкость в состоянии опьянения Агрессивность и настойчивость в состоянии опьянения Устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов
Потребность в людях в тяжелую минуту Тяга к действию в тяжелую минуту Тяга к одиночеству в тяжелую минуту
Ориентация к детству и семейным взаимоотношениям Ориентация на юношеские цели и занятия Ориентация к поздним периодам жизни

В дальнейшем теории Кречмера и Шелдона не подтвердились. Они ценны как подробные описания типов, которые действительно встречаются среди людей, но не было обнаружено достаточно устойчивых связей между типом телосложения и типом характера; кроме того, объяснения этих связей в данный момент не соответствуют уровню развития науки и не выдерживают критики.

Более удачной и подробной является теория акцентуированных личностей, введенная немецким психологом Леонгардом и развитая советским психиатром Личко.

Понятие акцентуации характера. Виды акцентуаций

В 1950-х годах Карл Леонгард ввел в психологическую науку термин «акцентуация характера». Акцентуация – это совокупность чрезмерно развитых черт характера, что обуславливает повышенную адаптивность личности в одних ситуациях и повышенную уязвимость – в других. Напомним, что черта характера – это привычный способ действия в какой-либо ситуации, это определенное отношение к самому себе, другим людям, объектам материального мира или какой-либо деятельности. Любая черта хороша, когда она адекватна ситуации. Если же это черта чрезмерно выражена, или акцентуирована, она придает личности ярко выраженное своеобразие; если эта черта выражена крайне, она делает характер патологическим (см. рис. 2):

Рассмотрим это утверждение на примере. Определенная степень уверенности в себе необходима каждому человеку. Недостаток уверенности делает человека пассивным, несамостоятельным, зависимым от других людей. Полное отсутствие уверенности полностью парализует любую деятельность. Абсолютная же уверенность приводит же к тому, что человек игнорирует мнения других, с ним невозможно договориться, и какая-либо фатальная ошибка становится неизбежной.

Другой пример. Эмпатичность как способность понимать чувства и ощущения другого человека, сочувствовать ему и отзываться на его переживания – очень ценное качество. Его недостаток называется черствостью, а полное отсутствие – психопатией; люди, не способные к сопереживанию, буквально опасны для общества. Однако будучи чрезмерно развитым, это качество мешает человеку быть эффективным как в общении (истощается его эмоциональная сфера, вследствие чего он может начать избегать людей), так и в профессиональной деятельности, если он врач, воспитатель, судья, спортсмен, военный, коммерсант и т.д.

При исследовании характера становится ясно, что характер – это система, а не случайное сочетание черт. В приведенных нами примерах логично предположить, что уверенность в себе сочетается с инициативностью и доминантностью, а чрезмерная самоуверенность – с конфликтностью и высокомерием. Эмпатичность же скорее всего связана с общей чувствительностью, альтруизмом и заботливостью. Леонагард обнаружил 12 таких систем, в основе которых лежит какая-либо чрезмерно развитая черта. Однако здесь мы рассмотрим типологию акцентуаций, разработанную нашим соотечественником А.Е. Личко. Она включает 13 типов.

1. Демонстративный (истерический) тип личности. В его основе – стремление привлекать к себе внимание любой ценой. Такие люди тонко чувствуют настроения других, умеют находить чувствительные точки, «играть на чувствах». Сами же они, как правило, очень спокойны, до холодности, расчетливы и рациональны, хотя могут демонстрировать широкий спектр эмоций и делают это крайне убедительно. Они прекрасные актеры, «вживающиеся» в избранную ими роль. Понять, что это маска, можно по скорости перехода от одного состояния к другому, которое кажется им более подходящим в данный момент. Вопросы морали занимают демонстративную личность крайне мало. Ложь – ее естественный инструмент. Ярким примером такой личности является легендарный Герострат, уничтоживший храм Артемиды только для того, чтобы остаться в памяти потомков. Ради славы такие люди способны на зверство – но и на подвиг. Их много среди актеров, артистов, ведущих, а также среди мошенников и аферистов.

2. Педантичный (эпилептоидный) тип. Психика таких людей отличается инертностью, тугоподвижностью, причем они больше восприимчивы к негативным воздействиям и склонны видеть вокруг себя препятствия, неудобства и злой умысел. В результате такие люди медленно, но верно накапливают раздражение, которое проявляется взрывом агрессии, направленной против случайного объекта. Ярость таких людей неудержима, они могут ломать вещи, калечить людей и животных, совершать безрассудные поступки. Личко отмечает, что эпилептоиды склонны к садизму. В повседневной жизни эти люди предпочитают доминировать, заставляя окружающих подчиняться правилам и тщательно исполнять обязанности, с удовольствием наказывая провинившихся. Уверенность в своей правоте в сочетании с враждебным отношением к людям проявляется в частых конфликтах и придирках. Также эпилептоидные люди отличаются практичностью, выносливостью, крепким здоровьем.

3. Психастенический тип. Его отличает высокая тревожность в сочетании с повышенной ответственностью и стремлением оправдать ожидания окружающих. Постоянные размышления о последствиях своих действий и возможных трудностях порождают нерешительность и мнительность. Такие люди не чувствуют себя способными справиться с возможными проблемами и неприятностями, недооценивают свои способности, несмотря на постоянный самоанализ. Им недостает связи с реальностью, они живут преимущественно в мире своих представлений, ожиданий, страхов и убеждений. Сильная привязанность к близким омрачена постоянным страхом за их судьбу. От многочисленных тревог они пытаются спастись созданием сложных систем ритуалов, правил и «договоров» с высшими силами. Стремясь избежать опасностей, психастеники строго соблюдают правила, инструкции и требования вышестоящих лиц.

4. Гипертимный тип характеризуется повышенной активностью, подвижностью, общительностью, тяге к новым и острым ощущениям. Такие люди любят большие компании и стремятся командовать другими. Хороший интеллект и подвижность ума сочетается в них с поверхностностью, невнимательностью, беспечностью. Они берутся за много дел сразу, но редко доводят их до конца. Они отличаются крепким здоровьем, выносливостью, хорошим сном и аппетитом. Из-за легкомыслия и любви к развлечениям часто попадают в сомнительные компании и сложные ситуации, но удивительно ловко выкручиваются из них. У них как правило приподнятое настроение, в общении они искренни и добродушны, но непостоянны. Они вспыльчивы, но отходчивы.

5. Гипотимный тип, напротив, отличается постоянно сниженным настроением и пессимистическим взглядом на жизнь. Они как правило серьезны и сосредоточены на печальных сторонах жизни. В обществе не стремятся привлекать к себе внимание, в речи часты продолжительные паузы. Критический тип мышления соединяется со строгим соблюдением этических норм. Часто жалуются на здоровье и внимательно за ним следят.

6. Циклоидный тип соединяет в себе черты гипертимного и гипотимного, которые последовательно сменяют друг друга. Это периодичность стадий зависит не от внешних обстоятельств, а только от внутренних процессов индивида, каждый цикл может длиться несколько недель. Циклоидным людям важно учитывать эту особенность своего организма и планировать важные дела с учетом неравномерного распределения энергии. Физические нагрузки и четкий режим дня уменьшают амплитуду перепадов самочувствия циклоида.

7. Застревающий (параноидальный) тип. Называется так потому, что, что склонен «застревать» на какой-либо идее, иногда посвящая ей всю свою жизнь. Это может быть религия, социальные преобразования, внедрение какого-либо товара или услуги. При низком уровне развития личности такие люди зацикливаются на когда-то нанесенных им обидах и тратят все силы на восстановление справедливости (а сил у них много). Склонность фиксироваться на чем-либо провляется в злопамятности, подозрительности, настойчивости, конфликтности, мстительности, отказе признать себя неправым даже в случае неопровержимых аргументов. Такие люди склонны подчинять себе других или работать в одиночку. Они часто делают успешную карьеру в любой сфере — от искусства до политики. Ревнивость является их характерной чертой.

8. Лабильный тип. Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения. То, что другим покажется мелочью, лабильного типа не на шутку вдохновляет или напротив, угнетает. Кроме того, настроение таких людей отличается глубиной, то есть в один момент весь мир вдруг начинает восприниматься в черном (или, наоборот, розовом) свете. Несмотря на переменчивость, лабильные люди отличаются способностью к сильной привязанности и глубоким чувствам. Они очень ценят своих друзей и близких и крайне переживают при разрыве близких отношений. Они хорошо чувствуют людей и понимают себя, не стараясь казаться иными, чем они есть. В хорошем настроении общительны, в подавленном — стремятся к уединению. В друге ищут «психотерапевта», с которым можно было бы поделиться переживаниями, который может утешить и ободрить.

9. Сенситивный тип. Сенситивность, то есть чувствительность психики проявляется у таких людей в крайней впечатлительности, тревожности, страхе перед новым. В новой обстановке они замкнуты и недоверчивы; однако там, где они чувствуют себя в безопасности, они проявляют общительность, открытость, энтузиазм. Способность к сильным и глубоким переживаниям соединяется в них со строгими моральными принципами, которые они готовы отстаивать несмотря ни на что. Они самокритичны, чувствительны к оценкам других, очень переживают из-за своих недостатков, истинных или мнимых; их самооценка скорее занижена. Предпочитают спокойные виды деятельности и развлечений. Перенесенные удары судьбы могут сделать таких людей необщительными, замкнутыми, подозрительными.

10. Шизоидный тип. «Шизо» в переводе с греческого - «расщепленный», и в представителях этого типа удивляют противоречия их личности. Глубокий ум и обширные познания в сложных и экзотических областях сочетаются с заметной неуклюжестью в сфере повседневного общения, почти полной неспособностью завязывать дружеские и приятельские отношения. Эмоциональная холодность, сдержанность в проявлении чувств, равнодушие к переживаниям других сочетаются с повышенной чувствительностью и ранимостью, утонченным чувством прекрасного. Обычно такие люди погружены в себя – зачастую их внутренний мир невероятно богат и необычен, они любят размышлять об абстрактных материях и искать решение сложных задач. Общение таких людей крайне избирательно, зачастую они предпочитают дружить с людьми значительно младше или значительно старше себя. Они равнодушны к установленным правилам, требованиям и обычаям. В быту скорее всего крайне неприхотливы, но иногда отличаются крайним своеобразием стиля жизни, пищи, домашней обстановки и т.д.

11. Неустойчивый тип называется так потому, что его представители отличаются недостатком воли и целеустремленности во всех общественно-полезных делах – учебе, домашних и рабочих обязанностях. Добиться чего-либо от них можно только при постоянном и жестком контроле. Вместе с тем они любят бесцельное общение, разнообразные развлечения, прогулки и просто безделье. Склонны подражать своим сверстникам и присоединяться к асоциальным компаниям, где находятся на низших ступенях иерархии. Склонны к употреблению наркотических веществ, мелким кражам, хулиганству и угонам. Они неустойчивы в своих отношениях, равнодушны к будущему, стремятся избегать неприятностей и сложных вопросов жизни. Личко считает, что эти люди не способны на искреннюю любовь и преданную дружбу.

12. Конформный тип называется так потому, что принципы и модели поведения принадлежащих к нему людей находятся в полном согласии с принятыми в их среде стандартами. Они консервативны, не любят выделяться ни внешним видом, ни манерами, следуют общепринятой моде, избегая ее экстремальных проявлений. Моральные принципы конформных личностей также соответствуют их окружению. В благоприятных условиях они честны, исполнительны, дружелюбны. Попав в антисоциальную компанию, они быстро усваивают ее законы, даже если те полностью противоречат всему их предыдущему жизненному опыту. Конформные люди отличаются некритичностью, принимая на веру все, что получают через привычный канал информации. Они хорошие исполнители, но не могут проявлять инициативу и брать на себя ответственность.

13. Астено-невротический тип. Часто встречается среди болезненных детей. Главными чертами этой акцентуации являются повышенная утомляемость, и, как следствие раздражительность — человек чувствует, что ему не хватает сил для выполнения повседевных задач. Такие люди часто чрезмерно обеспокоены состоянием своего здоровья, хотя большая часть их болезнненных ощущений связана с состоянием нервной системы (т. н. ипохондрия). Быстро уставая от любого занятия, астеник накапливает разрдражение, которое вскоре проявляется вспышкой гнева, впрочем, относительно слабой и быстро угасающей. Стрессовыми для астеников являются любые ситуации, требующие напряжения — интенсивная умственная или физическая нагрузка, публичное выступление, слишком активное общение. Слабая нервная система проявляется в плохом сне, отчего астеник часто чувствует сонливость днем. Характерные черты этого типа — неуверенность в себе, тревожность, стремление к уеднинению, повышенное внимание к своему здоровью.

Леонгард выделял явные акцентуации – те, которые ярко и быстро проявляются в повседневном поведении человека, и скрытые – внезапно проявляющиеся к экстремальных ситуациях.

Леонгард обнаружил, что акцентуированными являются около 50% людей (правда, он подчеркивал, что тип и частота акцентуаций зависят от социально-культурных условий). Он писал: «Акцентуированным личностям присуща готовность к особенному, то есть как к социально положительному, так и к социально отрицательному развитию. Если некоторые из них предстают перед нами в негативном свете, то это происходит потому, что внешние обстоятельства были неблагоприятны для их характера, хотя в других обстоятельствах они могли бы развиваться в людей, способных на недюжинные поступки».[19]

Патология характера

Любая черта характера, доведенная до предела, является патологической. На первый взгляд это странное утвреждение, но рассмотрим его на примере. Например, доброта — склонность помогать другим — в своем предельном выражении лишает окружающих инициативы и самостоятельности, а кроме того, отнимает у человека время и силы для выполнения собственных дел. Организованность и дисциплинированность, будучи чрезмерными, лишают человека творчества и открытости новому, а также могут сделать его орудием в руках других. Другими словами, когда черты характера берут верх над человеком, превращаются из инструмента взаимодействия с миром в диктаторов, навязывающих поведение, мы можем говорить о патологии характера. Критерии патологии характера определил русский психиатр П.Б. Ганнушкин, их три:

1) Склонность к дезадаптации. Это значит, что модели поведения, свойственные человеку, ухудшают его взаимоотношения с обществом, приводят к конфликтам, снижают эффективность его деятельности. Например, патологическая лживость лишает человека значимых устойчивых отношений и может привести его в места лишения свободы. Патологическая тревожность полностью парализует любую активность — ведь самое безобидное действие, вроде принятия пищи, может привести к каким-либо проблемам или даже к смерти.

2) Тотальность проявлений. Тотальность означает всеобщность, то есть эти неадаптивные черты проявляются не в узком сегменте редких ситуаций, а касаются повседневных моментов жизни и таким образом, постоянно мешают человеку. Например, замкнутость мешает найти друзей, создать семью, установить добрые отношения с соседями, затрудняет профессиональную деятельность.

3) Стабильность проявлений заключается в том, что неадапативные черты характера не зависят от возрастных особенностей, а сопровождают человека долгое время, возможно всю жизнь.

Подводя итог, скажем, что характер является системой устойчивых моделей поведения, которые формируются при жизни и могут быть изменены при необходимости.


[1] Т.е. подвижность.

[2] Т.е. тугоподвижность.

[3] Т.е. процессов возбуждения и процессов торможения (рассмотрены далее).

[4] Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., АСТ: Астрель, 2008. – 720 с. (Хрестоматия по психологии). С. 215.

[5] Т.е. предшествующее рождению.

[6] Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., АСТ: Астрель, 2008. – 720 с. (Хрестоматия по психологии). С. 300.

[7] Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., АСТ: Астрель, 2008. – 720 с. (Хрестоматия по психологии). С. 238-239.

[8] Юнг К.Г. Психологические типы // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., АСТ: Астрель, 2008. – 720 с. (Хрестоматия по психологии). С. 681.

[9] Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., АСТ: Астрель, 2008. – 720 с. (Хрестоматия по психологии). С. 253.

[10] Там же.

[11] Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., АСТ: Астрель, 2008. – 720 с. (Хрестоматия по психологии). С. 309.

[12] Гиперопека – стиль воспитания, при котором родители контролируют действия ребенка и окружающую его среду, исходя из убеждения, что он недостаточно умен, силен, ловок, здоров, компетентен и т.д., словом, не способен делать хорошие для себя выборы и достигать своих целей.

[13] Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., АСТ: Астрель, 2008. – 720 с. (Хрестоматия по психологии). С. 310.

[14] Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987. С. 15

[15] Динамический стереотип — устойчивое закрепление определенной последовательности реакций на стимул; физиологическая основа привычек, навыков, умений и т.д.

[16]

[17] Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., АСТ: Астрель, 2008. – 720 с. (Хрестоматия по психологии). С. 311.

[18] Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология конституциональных различий у У. Шелдона // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., АСТ: Астрель, 2008. – 720 с. (Хрестоматия по психологии). С. 423-425.

[19] Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М., АСТ: Астрель, 2008. – 720 с. (Хрестоматия по психологии). С. 494.

Понятие темперамента. – Гуморальная теория темперамента. – Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. – Свойства темперамента. – Интроверсия и экстраверсия. – Понятие характера. – Черты характера и их классификация. – Типологии характеров по Э. Кречмеру и У. Шелдону. – Понятие акцентуации характера. Виды акцентуаций. – Патология характера.

Понятие темперамента

Люди часто употребляют понятия «темперамент» и «характер» как синонимы, потому что не знают основ психологической науки. В действительности это совершенно разные аспекты личности, и человеку, который хорошо понимает различия между ними, легче разобраться в самом себе и в других людях.

Характер (подробнее мы рассмотрим его ниже) – это совокупность отношений человека к себе, другим людям, труду, вещам. Черты характера определяют, ЧТО человек будет делать в определенной ситуации: скажет невыгодную для себя правду или умолчит, отложит деньги «на черный день» или потратит на внезапно понравившуюся вещь, будет критиковать себя за допущенную ошибку или постарается о ней забыть, и т. д. Темперамент же определяет, КАК человек действует и реагирует: эмоционально или уравновешенно, быстро или медленно, активно или пассивно.

Темперамент – это врожденная совокупность свойств нервной системы, определяющая формально-динамические аспекты поведения и деятельности индивида. Чтобы понять это определение, рассмотрим, как оно сформировалось в науке.

Гуморальная теория темперамента

История изучения темперамента началась с Гиппократа. Великий врач ежедневно общался с большим количеством разных людей и заметил, что в поведении некоторых людей просматриваются общие черты, независимые от пола и возраста, уровня дохода и образования, силы характера и развитости ума. Эти черты проявляются в реакциях человека на события жизни: реакция может быть быстрой или замедленной, чрезмерной (по сравнению со значимостью события) или недостаточной. Кроме того, люди различаются по тому, склонны ли они реагировать эмоционально или действенно, а также по тому, долго ли сохраняется в них пережитое впечатление. Обобщив свои наблюдения, Гиппократ выделил 4 основных типа людей. Названия типам он дал исходя из предположения, что поведение человека определяет преобладающая в его организме жидкость:

Сангвиник – от лат. «sanguis» – «кровь»;

Холерик – от греч. «chole» – «желчь»

Флегматик – от греч. «phlegma» – «слизь»

Мелахолик – от греч. «melaina» – «черная желчь».

Само слово «темперамент» – перевод на латинский термина «красис», который ввел Гиппократ для обозначения пропорций, в которых сочетаются эти жидкости в организме человека. Греческое «красис» и латин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: