Понятие источников международного права

Термин «источники права» употребляется в двух значениях — материальном и формальном Под материальными источниками понимаются условия жизни международного сообщества, то есть международные отношения.

Формальные источники права — это те формы, в которых находят свое выражение нормы права. Толь­ко формальные источники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения

Не существует общепризнанного правового акта, которым уста­навливался бы перечень источников международного права и дава­лось их определение. В ст. 38 Статута Международного Суда ООН указывается, что: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет

a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами,

b) международный обычай как доказательство всеобщей практи­ки, признанной в качестве правовой нормы,

c) общие принципы права, признанные цивилизованными на­циями,

d) с оговоркой, указанной в ст. 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для опреде­ления правовых норм».

Под общими международными конвенциями понимаются дого­воры, в которых участвуют или могут участвовать все государства В этих конвенциях содержатся нормы общего международного права.

К специальным относятся договоры с ограниченным числом участ­ников, для которых обязательны положения этих договоров.

Квалификация правила поведения в качестве обычной нормы (обычая) является сложным вопросом. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо актом в письменном виде Потому для установления существования обычая используются вспо­могательные средства, упомянутые в п. 1 d ст. 38 Статута Междуна­родного Суда ООН. судебные решения и доктрины Кроме того, как свидетельствует международная практика, в этих целях используют­ся решения международных организаций и конференций и одно­сторонние акты и действия государств.

К судебным решениям, которые являются вспомогательным сред­ством, относятся решения Международного Суда ООН, других меж­дународных судебных и арбитражных органов. Передавая спор в Международный Суд ООН или другие международные судебные ор­ганы, государства нередко просят установить наличие обычной нор­мы, обязательной для спорящих сторон.

Международный Суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, но давал более или менее четкие формулировки. В качестве примера можно назвать решение Международного Суда ООН по англо-норвежскому спору о рыболов­стве 1951 года, содержащее, в частности, определение обычной нор­мы, в соответствии с которой прибрежные государства могли в ка­честве исходной линии для отсчета ширины территориальных вод применять и прямые линии.

В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права.

В прошлом труды выдающихся ученых в области международного права часто рассматривались в качестве источников международного права. В настоящее время также нельзя недооценивать значение доктрины международного права, которая в некоторых случаях спо­собствует уяснению отдельных международно-правовых положений, а также международно-правовых позиций государств. В частности, спорящие стороны в своих документах, представляемых в междуна­родные судебные органы, используют иногда мнения специалистов по различным вопросам международного права.

Вспомогательными средствами для определения существования обычая являются и односторонние действия и акты государств как доказательства признания того или иного правила поведения в каче­стве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие акты. Международные судеб­ные органы для подтверждения существования обычной нормы не­редко прибегают к ссылкам на национальное законодательство.

Официальные заявления глав государств и правительств, других представителей, в том числе в международных органах, и делегаций на международных конференциях могут также служить подобным доказательством.

Вспомогательным средством для определения обычной нормы могут считаться совместные заявления государств (например, ком­мюнике по итогам переговоров).

Несмотря на интенсивный процесс кодификации международно­го права, значение обычая в международной жизни сохраняется. Одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других — обычаями.

В ст. 38 Статута Международного Суда ООН (п. 1 с) упоминаются общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Однако нет каких-либо международно-правовых актов, которые определяли бы, что следует понимать под общими принципами права. Поскольку международное право и внутригосударственное право являются двумя различными правовыми системами, то общими прин­ципами права должны быть такие принципы, которые действительно являются общими для этих систем. Эти принципы не могут носить правового характера, то есть быть правовыми нормами, поскольку правовых норм, общих и для международного, и для внутреннего права, нет. В связи с этим к общим принципам права иногда относят правила юридической техники, например, «никто не может передать больше прав, чем сам имеет» (nemo plus juris transfere potest quam ipse habet), «специальный закон отменяет общий закон» (lex specialis derogat generalis), «последующий закон отменяет предыдущий» (lex posteriori derogat priori) и т.д.

Общие принципы права применяются, как правило, при толкова­нии и уяснении содержания международно-правовых норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: