Система экологического законодательства

Конституция Республики Беларусь как источник экологического права.

Согласно критерию юридической силы Конституция Республики Беларусь является основным первым источником экологического права. На основе конституционных норм формируется вся система текущего законодательства.

Основные положения экологической доктрины изложены в нормах конституции Республики Беларусь, принятой на тринадцатой сессии Верховного Совета Республики Беларусь двенадцатого созыва 15 марта 1994 года с изменениями и дополнениями, внесенными в нее на референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года.

Конституция закладывает основы следующих экологических правоотношений:

1). права граждан в области охраны окружающей среды

· право человека на жизнь (ст. 24).

· право на получение, хранение, распространение информации в том числе и о состоянии окружающей среды (ст. 34).

· право на свободу объединений (ст.36) (права общественных объединений в области охраны окружающей среды).

· право на охрану здоровья, которое гарантируется также и мерами по оздоровлению окружающей среды (ст. 45).

· право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46). Этой норме корреспондирует норма ст. 55 об обязанности - долге охранять природную среду.

2). В Конституции закладывается экономическая основа экологических отношений.

· СТ. 9 конституции провозглашает, что территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа.

· Ст. 13 конституции устанавливает формы собственности - государственную и частную и гарантирует равную защиту и условия развития всех форм собственности.

Ч. 5 ст. 13 - право собственности на природные ресурсы - недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства.

Земли сельскохозяйственного назначения находятся в государственной собственности.

В отношении частной собственности на землю, то здесь в соответствии с конституцией устанавливается “особый порядок перехода в частную собственность”.

· Ст. 44 гарантирует право собственности. Собственник имеет право владения, пользования и распоряжения имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.

Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом с полным компенсированием стоимости отчужденного имущества.

Осуществление права собственности не должно наносить вреда окружающей среде.

3). Конституционную основу природноресурсовых отношений составляет ч. 2 ст. 46 - государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

4) Основы ответственности за нарушение экологического законодательства. Ст. 60 - право на возмещение в судебном порядке имущественного вреда и материального возмещения морального вреда.


Задачи построения системы законодательства Республики Беларусь решаются Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». В соответствии со ст. 5 названного Закона нормативные правовые акты приводятся в единую систему, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений путем определения иерархии нормативных правовых актов. Основой иерархии во всей системе законодательства является юридическая сила нормативного правового акта, под которой согласно ст. 1 этого же Закона понимается характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.

В силу названных выше особенностей экологического права построение системы его источников только на основе критерия юридической силы нормативного правового акта не позволяет отразить специфику взаимодействия источников между собой, а также применение их к экологическим правоотношениям. Необходимо учитывать как факторы, влияющие на формирование системы экологического законодательства: а) наличие в его структуре блока природоресурсных подотраслей (земельное, водное, горное лесное и т. д. законодательство); б) включение в число источников так называемых «экологизированных» норм; в) регулирование отношений в области окружающей среды нормами международного права окружающей среды. Сказанное диктует выделение в системе экологического законодательства нескольких уровней и групп.

Экологическое законодательство является в достаточной степени развитым и разветвленным. Сложность эколого-правового регулирования обусловлена комплексным характером данной отрасли законодательства, что диктует выделение в его системе нескольких уровней и групп.

Первый уровень (уровень А) источников, регулирующих отношения в области окружающей среды, составляют нормативные правовые акты собственно экологического содержания, то есть принятые с целью:

1.регулирования отношений по использованию и охране природных компонентов (природоресурсное законодательство),

2. охраны окружающей среды;

3. обеспечения экологической безопасности.

.

1. Природоресурсное законодательство сложилось в процессе использования природных ресурсов и имеет целью правовое регулирование использования (потребления) природных ресурсов и их охраны. Система природоресурсного законодательства основана на естественных особенностях отдельных компонентов природной среды, ккоторым в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» относятся земля (включая почвы), недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Таким образом, в эту группу входят восемь самостоятельных подотраслей экологического законодательства, взаимосвязанных в силу естественной связи природных компонентов в окружающей среде:

- земельное законодательство, регулирующее правовой режим использования и охраны земель;

- законодательство о недрах ‑ правовой режим использование и охрана недр;

- водное законодательство ‑ правовой режим использования и охраны вод;

- лесное законодательство ‑ правовой режим использования и охраны лесов;

- законодательство о растительном мире вне лесов;

- законодательство об охране и использовании животного мира;

- законодательство об охране атмосферного воздуха;

- законодательство об охране озонового слоя.

Каждую из представленных подотраслей экологического законодательства возглавляет соответствующий законодательный акт: Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. - вступил в силу с 1 января 2009 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: