Источники личного происхождения: сравнительное исследование

А) Проблема классификации.

Источники личного происхождения — группа видов исторических источников, функцией которых является установление межличност­ной коммуникации в эволюционном и коэкзистенциальном целом и автокоммуникации, в силу чего они наиболее последовательно воп­лощают процесс самоосознания личности и становления межличност­ных отношений.

К источникам личного происхождения относятся:

· дневники,

· частная переписка (эпистолярные источники),

· мемуары-автобиографии (целью является установление вторичных социальных связей мемуариста внутри эволюционного целого; преследуют чаще всего внутрифамильные цели, предназнача­ются непосредственным потомкам, для них, по крайней мере на пер­вом этапе их существования, характерен произвольный отбор инфор­мации в соответствии с индивидуальными представлениями мемуариста; России мемуары-автобиографии восходят к житийной традиции; нр., мемуары Болотова, мемуары провинциальных чиновников — по­рождение губернской реформы 1775 г.; в XIX в. мемуары-автобиографии отходят на второй план, будучи оттесненными мемуарами—«современными историями» );

· мемуары«современные истории» (целью которых является индивидуальная фиксация об­щественно-значимых событий с целью передачи их в эволюционном целом; в России такие произведения появляются в XVII в. Нр., Силь­вестр Медведев, современник и участник событий периода регент­ства Софьи Алексеевны, создает труд «Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же, что содеяся во гражданстве»; мемуары С. Ю. Витте, написанные уже фактически как ответ на газетную полемику вокруг инициированных им реформ).

· Эссеистика (эссе направлены на передачу уникального опыта индивидуума в коэкзистенциальном целом. Эссе­ист излагает свое мнение по произвольно выбранной им или обще­ственно значимой проблеме. В отличие от публициста, эссеист не выступает от какой-то социальной группы; Эссеистика как вид исторических источников нового времени вос­ходит к «Опытам» Мишеля Монтеня (1580-1588), в которых он сооб­щает свое мнение по самым разным проблемам, например о скорби, о стойкости, об уединении; первые немногочисленные произведения этого вида появились в России в начале XIX в., например, «Избран­ные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя или «Философические письма» П. Я. Чаадаева. Но очень быстро эссеистика была подавлена публицистикой, личностная позиция была подчинена общественному интересу.

· ис­поведи ( вид философских произведений, утверждающих уни­кальность человеческой индивидуальности. Такое предназначение дан­ного вида исторических источников сближает их с эссеистикой. Начало этому виду в системе источников нового времени положи­ла «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо (вторая половина 1760-х гг.); В российской традиции отметим два произведения — «Исповедь» Л. Н. Толстого и «Самопознание» Н. А. Бердяева)

В отечественной историографии современная модель мемуаристи­ки создана в первую очередь усилиями А. Г. Тартаковского12. (Тартаковский А. Г. 1812 год и русская мемуаристика: Опыт источнико­ведческого изучения. М., 1980; Он же. Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX в.: От рукописи к книге. М., 1991; Он же. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. М., 1997).

Обычно выделяют два или три вида источников личного происхождения:

· ме­муары (которые в свою очередь делятся на дневники и воспомина­ния)

· частная переписка.

Или же:

мемуары и дневники рассматрива­ются как отдельные виды исторических источников наряду с пере­пиской. С этим связан и спор о целесообразности использования двух терминов — «мемуары» и «воспоминания» или одного — «мемуары».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: