А) Проблема классификации.
Источники личного происхождения — группа видов исторических источников, функцией которых является установление межличностной коммуникации в эволюционном и коэкзистенциальном целом и автокоммуникации, в силу чего они наиболее последовательно воплощают процесс самоосознания личности и становления межличностных отношений.
К источникам личного происхождения относятся:
· дневники,
· частная переписка (эпистолярные источники),
· мемуары-автобиографии (целью является установление вторичных социальных связей мемуариста внутри эволюционного целого; преследуют чаще всего внутрифамильные цели, предназначаются непосредственным потомкам, для них, по крайней мере на первом этапе их существования, характерен произвольный отбор информации в соответствии с индивидуальными представлениями мемуариста; России мемуары-автобиографии восходят к житийной традиции; нр., мемуары Болотова, мемуары провинциальных чиновников — порождение губернской реформы 1775 г.; в XIX в. мемуары-автобиографии отходят на второй план, будучи оттесненными мемуарами—«современными историями» );
|
|
· мемуары — «современные истории» (целью которых является индивидуальная фиксация общественно-значимых событий с целью передачи их в эволюционном целом; в России такие произведения появляются в XVII в. Нр., Сильвестр Медведев, современник и участник событий периода регентства Софьи Алексеевны, создает труд «Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же, что содеяся во гражданстве»; мемуары С. Ю. Витте, написанные уже фактически как ответ на газетную полемику вокруг инициированных им реформ).
· Эссеистика (эссе направлены на передачу уникального опыта индивидуума в коэкзистенциальном целом. Эссеист излагает свое мнение по произвольно выбранной им или общественно значимой проблеме. В отличие от публициста, эссеист не выступает от какой-то социальной группы; Эссеистика как вид исторических источников нового времени восходит к «Опытам» Мишеля Монтеня (1580-1588), в которых он сообщает свое мнение по самым разным проблемам, например о скорби, о стойкости, об уединении; первые немногочисленные произведения этого вида появились в России в начале XIX в., например, «Избранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя или «Философические письма» П. Я. Чаадаева. Но очень быстро эссеистика была подавлена публицистикой, личностная позиция была подчинена общественному интересу.
· исповеди ( вид философских произведений, утверждающих уникальность человеческой индивидуальности. Такое предназначение данного вида исторических источников сближает их с эссеистикой. Начало этому виду в системе источников нового времени положила «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо (вторая половина 1760-х гг.); В российской традиции отметим два произведения — «Исповедь» Л. Н. Толстого и «Самопознание» Н. А. Бердяева)
|
|
В отечественной историографии современная модель мемуаристики создана в первую очередь усилиями А. Г. Тартаковского12. (Тартаковский А. Г. 1812 год и русская мемуаристика: Опыт источниковедческого изучения. М., 1980; Он же. Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX в.: От рукописи к книге. М., 1991; Он же. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. М., 1997).
Обычно выделяют два или три вида источников личного происхождения:
· мемуары (которые в свою очередь делятся на дневники и воспоминания)
· частная переписка.
Или же:
мемуары и дневники рассматриваются как отдельные виды исторических источников наряду с перепиской. С этим связан и спор о целесообразности использования двух терминов — «мемуары» и «воспоминания» или одного — «мемуары».