РФ.
Рассмотрим каждую из названных форм правотворческой деятельности на примере
1. В соответствии с ФЗ «О референдуме в РФ», решения, принятые на
референдуме, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении
не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. На
референдум может быть вынесен текст законопроекта, по которому гражданам
предлагается высказать свое мнение. Например, таким образом в 1993 году
была принята Конституция РФ.
2. Наиболее распространенная в настоящее время форма правотворчества в
РФ. Правом принятия нормативных актов в РФ обладают:
1) Государственная Дума;
2) Представительные (законодательные) органы субъектов РФ;
3) Органы местного самоуправления;
4) Президент РФ;
5) Правительство РФ;
6) Федеральные министерства и ведомства;
7) Президенты республик, главы администраций субъектов РФ;
8.)Правительства, министерства, ведомства субъектов РФ;
9) Администрации предприятий и учреждений (локальное нормотворчество –
|
|
например, разработка Правил внутреннего трудового распорядка).
Полномочия на издание различными органами и должностными лицами нормативных
актов, а также их предметное содержание определяются Конституцией РФ,
законами и другими нормативными актами.
3. Нормативные договоры, соглашения.
Данная форма все чаще используется в правотворческой деятельности.
Договора и соглашения заключаются между различными субъектами права. Их
юридическая сила неодинакова, зависит от правового статуса участвующих
субъектов.
Примеры нормативных договоров:
- Федеративный Договор;
- Договоры РФ и субъектов РФ;
- Соглашения по установлению условий труда, занятости, социальных
гарантий для работников определенных профессий, отраслей, территорий.
Участвуют три стороны:
1. работодатели;
2. профсоюзы;
3. органы государственной власти.
ПРОЦЕСС МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 2 ЭТАПА И 10 ОСНОВНЫХ СТАДИЙ.
I. ЭТАП подготовки проекта нормативного акта (осуществляется не обязательно правотворческим органом).
1. Принятие решения о подготовке проекта;
2. Анализ состояния правового регулирования в той сфере отношений, к
которой относится предлагаемый нормативный акт;
3. Подготовка первоначального текста проекта;
4. Предварительное обсуждение проекта;
5. Вынесение проекта на всенародное обсуждение (факультативная стадия);
6. Окончательное редактирование проекта;
II. ЭТАП, связанный с деятельностью правотворческого органа по
рассмотрению и принятию нормативного акта.
7. Внесение проекта в официальном порядке в соответствующий
правотворческий орган от имени органа, подготовившего проект;
8. Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания правотворческого
органа;
9. Обсуждение и официальное принятие нормативного акта;
10. Официальное опубликование принятого нормативного акта.