Структура деятельности

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Понятие о деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Основными характеристиками деятельности человека являются предметность и субъектность.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Предмет познавательной является всякого рода информация; предмет учебной деятельности – ЗУН; предмет трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Нормальное состояние человека, если он не спит, - активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят – трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т.д.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, - пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует окружающий мир. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности.

Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных.

Во-первых, деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер – человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат.

Животные не производят ничего. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

Во-вторых, деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития.

Для животных орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют

В-третьих, деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.

Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

В-четвертых, человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории.

Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

В-пятых, предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она формируется и развивается в процессе обучения и воспитания.

Активность животных задана изначально.

Необходимые условия человеческой деятельности – психические процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной характристикой всякой деятельности человека: играет ли ребенок, учится ли школьник, трудится ли человек – всегда все виды деятельности неразрывно связаны с вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, без которых не может осуществляться никакая деятельность человека.

С другой стороны психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека.

Структуру деятельности составляют:

Цель – предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми являются значимыми для человека.

Мотивы – внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или иной деятельностью.

Способы и приемы – это действия, предпринимаемые человеком для того, чтобы достичь целей деятельности.

Результат – это то, чего достигает человек в оде деятельности, результаты которой могут не совпадать с ее целями.

Механизмами усвоения общественного опыта являются процессы экстериоризации и интериоризации.

Исследования отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план.

Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Например, для того, чтобы научиться читать, ребенок должен выучить буквы, уметь складывать их в слога, осмысливать прочитанное слово, понимать его значение, связывать по смыслу с другими словами. При обучении чтению ребенок проговаривает слова и читает вслух. Когда он овладел навыками чтения, то может это сделать молча, перенося действия во внутренний план.

Овладение умственной деятельностью выражается в том, что человек, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовиться и протекает на основе деятельности, выполненной во внутреннем плане.

Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Таким образом, происходит процесс обратный интериоризации.

Цель – предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми являются значимыми для человека.

Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными в зависимости от того, насколько они важны для человека, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные ЗУН, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусств).

Мотивы – внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или иной деятельностью.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению.

Цель – это то, ради чего действует человек; мотив – это то, почему действует человек.

Рассмотрим это с позиции обучения в колледже. Какова ваша цель? Почему вы стали учиться? Почему поставили перед собой цель окончить колледж?

У вас в памяти возникают мотивы, побудившие вас к данному решению. Они могут быть различными, но у всех будут какие-то мотивы, определившие постановку цели вашей учебной деятельности.

Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов – ближайшими, все более общими и отдаленными.

Например, вы изучаете учебник. Ближайшая цель – усвоить содержание раздела, параграфа. За ней стоит более отдаленная цель – хорошо знать предмет. За ней – еще более общая и отдаленная – стать хорошо образованным специалистом – учителем.

Важно, чтобы человек видел не только ближайшие перспективы, цели, но и отдаленные – это придает силы преодолевать трудности.

Способы и приемы – это действия, предпринимаемые человеком для того, чтобы достичь целей деятельности.

Способы и приемы достижения результатов деятельности могут состоять из одной или нескольких операций

Действия человека также совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей. Действия человека осознаны, но степень осознанности может быть различна.

Действия бывают вполне осознанными, когда поставлена и осознана цель, намечен порядок и последовательность движений и предполагаются результаты действия.

Действия не вполне осознаны, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие малоосознанные действия, производимые под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздражителей, часто неожиданных, называют импульсивными.

На основе практических действий возникают умственные действия – действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явления действительности.

Под операцией понимают способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия.

Разные люди по-разному пишут, запоминают информацию. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций.

Те операции, которые человек предпочитает, характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становиться более продуктивной и качественно.

Результат – это то, чего достигает человек в оде деятельности, результаты которой могут не совпадать с ее целями. Человек оценивает результаты и значимоть своей деятельности, а через них и самого себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: