Кривая Лаффера

Классификация налогов

Принципы налогообложения

Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

1 ) принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;

2) принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

3) принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

4) принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Учение о принципах налогообложения не стояло на месте. Основные принципы, разработанные А. Смитом, были изучены и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, немецкий экономист Адольф Вагнер выделяет три группы принципов взимания налогов:

1. этические принципы обложения:

• всеобщность налогов;

• соразмерность обложения с платежеспособностью;

2. принципы управления налогами:

• определенность обложения;

• удобности обложения и взимания налогов для их плательщиков;

• дешевизна взимания;

3. народнохозяйственные принципы:

• надлежащий выбор источников налогов;

• правильная комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы, при возможности соблюдения этических принципов и принципов управления, а также достаточность поступления и эластичность на случай чрезвычайных государственных нужд.

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам.

1) В зависимости от субъектов уплаты: физические и юридические лица.

2) По объекту обложения: имущество, земля, капитал, средства на потребление.

3) В зависимости от источника уплаты: з/п, выручка, доход, прибыль, себест-ть

3) По принадлежности к уровню власти:

а) Государственные устанавливаются законодательными актами и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся: НДС; акцизы; налоги на имущество; налог на прибыль; налоги на доходы; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; подоходный налог с физических лиц; оффшорный сбор; консульский сбор; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; гос пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

б) Местные устанавливаются нормативными правовыми актами местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на соответствующих территориях. К ним относятся: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.

4) По способу изъятия:

Прямые – взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Ими признаются НДС и акцизы, если иное не установлено Президентом РФ или нормами международных договоров, действующими для РФ.

5 ) По назначению:

а) Общие – поступают в единую кассу гос-ва. Предназначены для общегос мероприятий.

б) Специальные целевые – имеют определенное назначение и формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования и др.)

Предельные и средние ставки налогов
Рассматривая эффективность и справедливость налогов с дохода, экономисты различают две налоговые ставки: среднюю и предельную
.

Средняя ставка налога — это общая уплаченная сумма налога, разделенная на общую сумму дохода.

Под предельной (маржинальной) ставкой налога понимаются добавочные налоги с каждого дополнительного доллара дохода.

И маржинальная, и средняя ставки налога несут полезную информацию. Если мы пытаемся оценить размер «жертвы», которую приносит налогоплательщик, нам больше подходит средняя ставка налога, потому что она определяет часть дохода, выплаченную в виде налогов.

Напротив, если мы стремимся определить, в какой степени налоговая система искажает поведенческие стимулы, имеет смысл обратиться к предельной ставке налога. Один из Десяти принципов экономике гласит, что рациональный человек мыслит в терминах предельных изменений. Из этого принципа следует вывод, что предельная ставка налога определяет антистимулы налоговой системы к упорному труду, а следовательно, и безвозвратные потери в результате введения налога.

При налогообложении значительную роль играют ставки налогообложения – размер налога на единицу обложения. Если они чрезмерно высоки, то экономическая активность населения будет сдерживаться. В начале 80-х гг. XX в. А. Лаффер, бывший тогда советник президента Р. Рейгана, установил, что рост ставок увеличивает поступление налогов в казну лишь до определенного предела, после него население уходит в теневую экономику, предпочитая вообще не платить налоги. Эта ситуация в экономической теории описывается с помощью кривой Лаффера (рис. 50.2).


Рис. 50.2. Кривая Лаффера


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: