Понятие и типы личности

Глава 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

§ 1. Социальные процессы
Соц.процесс –это 1) последовательная смена явлений, состояний, изменений в развитии чего-либо; 2) совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов. Социальные процессы есть следствие связи и взаимодействия следующих структурных элементов: 1) субъектов (государства, политических партий, общественных организаций и движений и т.д.); 2)объективных условий (общественной системы, окружающей среды, вещественной среды): экономические и общественно-политические условия, производственно-технические и технологические условия труда, производственно-бытовые и материально-бытовые условия, возможности реализации свободного времени, система образования, жилищные и культурно-бытовые условия, социально-психологический климат в обществе, в трудовых ассоциациях, демографическая ситуация и др.;3)субъективных условий (способностей людей воздействовать (или нет) на те или иные социальные процессы); 4) потребностей и интересов субъектов относительно тех или иных процессов (например, смены форм собственности, участия в политических и других общественных преобразованиях и т. д.).
Социальные процессы можно также дифференцировать по субъекту, по целям и результатам. Так, различают социальные процессы функционирования,обеспечивающие воспроизводство качественного состояния объекта, социальные процессы развития, обусловливающие переход объекта к качественно новому состоянию; при этом развитие может быть прогрессивным и регрессивным, эволюционным и революционным.

Отличие социальных процессов от экономических, политических и других общественных процессов заключается в том, что субъектом движения здесь является социальное качество человека и общества.

Своеобразие социальных процессов состоит в том, что они пронизывают все другие процессы общественной жизни, так как изменение личности, класса, семьи, других социальных групп пронизывает все стороны их жизнедеятельности.

Специфика социальных процессов в современных условиях России. Их сущность и содержаниеобусловлены коренными преобразованиями: сменой одной общественной системы другой, изменением (в связи с этим) природыгосударства, других социальных институтов общества, социальнойструктуры, противоречивостью («парностью») многих процессов,

характеризующих черты (в какой-то мере) переходного состояния российского общества.

§ 2. Социальные институты

Социальные институты возникают в обществе для удовлетворения тех или иных потребностей. При этом следует иметь в виду непреходящий (долговечный) и преходящий (недолговечный) их характер.
Процесс образования социального института требует времени и включает несколько последовательных этапов. Дмитриев А. В. Выделяет следующие этапы образования социальных институтов: 1) возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий; 2) формирование общих целей; 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, которое осуществляется вначале методом проб и ошибок; 4) выработка процедур, связанных с нормами и правилами; 5)принятие законов, а также необходимых санкций для их поддержания; 6) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов того или иного института.
Ф-ии институтов: 1) коммуникация между членами общества; 2)производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества; 3)распределение этих товаров и услуг; 4) защита членов общества от внешних и внутренних врагов, стихийных бедствий (пожаров, землетрясений, наводнений, оползней); 5) демографическое воспроизводство; 6) контроль за поведением членов общества; 7)разрешение конфликтов между ними.
Коммуникация социальная — передача некоторой идеи от источника к получателю в целях изменения поведения (знаний или социальных установок) получателя.
Формы культуры: 1) элитарная (культура привилегированной части общества — изящное искусство, классическая музыка и литература); 2)народная (мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни, танцы, создаются анонимными творцами; любительское творчество, фольклор); 3) массовая, или общедоступная (появилась в середине XX в. Благодаря средствам массовой информации; например, популярная и эстрадная музыка).
Мораль — нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, рассматриваемые с точки зрения отношения людей друг к другу и к общностям (коллективам, классам, народам, обществу в целом).
Разделение труда — 1) общественное — дифференциация и сосуществование в обществе различных социальных функций, видов деятельности, выполняемых определенными группами людей (профессиональное разделение труда, разделение занятий, специализация), и выделение в связи с этим различных сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, армия, управление и т. д.); 2) техническое — расчленение определенного труда на ряд частичных функций, операций, выполняемых различными людьми в пределах мастерской (мануфактуры), фабрики, какой-либо организации. Общественное и техническое разделение труда взаимосвязаны, хотя и различны по происхождению и характеру; 3) территориальное и международное — специализация производства в пределах одной страны и между странами.

Социализация — процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, той или иной общности людей.

Церковь — 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви: разработанная догматическая и культовая система; иерархический характер, централизация управления; разделение принадлежащих к церкви на духовенство и мирян (рядовые верующие); 2)здание для отправления христианского религиозного культа с помещением для молящихся и алтарем.

Социальная работа — это научная, учебная и практическая деятельность, направленная на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию.
§ 3. Социальные организации

Соц. организация означает любую организацию в обществе. используется в трех значениях: 1) как элемент социальной структуры; 2) вид деятельности, совпадающий с понятием «управление»; 3) степень упорядоченности какого-либо объекта.
Формальная организация — это система, построенная на основе формализации социальных связей, статусов и норм. В основе формальной организации лежит разделение труда, возникающее как результат необходимой специализации. Формальной организации присущи следующие особенности: рациональность (в ее основе лежит принцип целесообразности-); безличность (рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми устанавливаются идеальные отношения в соответствии с составленной программой); однозначность (предусматриваются только служебные отношения и функциональные цели).
Неформальная организация — это спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и межгруппового общения и существующая наряду с формальной организацией этих же систем. Неформальная организация имеет две разновидности: внеформальную и социально-психологическую.
Социально-психологическая организация — разновидность организации неформальной; система межличностных отношений, спонтанно сложившихся в результате более или менее длительного общения.
Глава 6. ЛИЧНОСТЬ: ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Человек — это высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Отличительная особенность человека — его способность производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир для удовлетворения своих потребностей и интересов.
Социология как наука об обществе, рассматривая человека, тесно взаимодействует, в первую очередь, с другими гуманитарными, общественными науками: социальной философией, антропологией, психологией, педагогикой, политологией, правоведением, историей, экономикой.

Личность - трактуется в двух смыслах. Во-первых, личность рассматривается как устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида как члена человеческого общества, той или иной общности, группы. Во-вторых, под личностью понимают индивидуального носителя указанных черт, свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности.
Нормативная (базисная) личность - тип личности, который в наибольшей степени отражает необходимость данной культуры (например, «стопроцентный американец», «советский человек» и т.д.).
Модальной личностью - человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство (или значительная часть) данного общества, той или иной общности (например, тип торгового человека, получающего доход за счет разницы цен и махинаций; мафиозный тип личности, коррумпированный чиновник и т. д.).
Маргинальный тип
- индивиды, порвавшие со своей социальной средой, но не адаптированные к новым условиям.
Личности социального работника
должны быть присущи не только определенные профессиональные (знания, умения и опыт, статус (права), харизматические данные, личная привлекательность), но и духовно-нравственные качества.
Личности антисоциальной. Это безответственный человек, причиняющий своей деятельностью ущерб другим, неспособный чувствовать свою вину, часто конфликтующий с окружающими и общественными институтами, склонный обвинять других и не извлекать уроков из ошибок, проявляющий нетерпимость и т. п.
§ 2. Статус и социальные роли личности
Социальный статус - то или иное положение каждого человека в обществе, определяемое как социальное положение. В социологических, социально-психологических и других концепциях выделяют два вида социального статуса — предписанный и достигнутый (достигаемый). Первый означает социальную позицию, заранее предписанную тому или иному индивиду независимо от его способностей и усилий. Это обусловливается наследуемыми признаками (полом, этнической принадлежностью, социальным происхождением, социально-классовой принадлежностью). Достигнутый (или достигаемый) статус обеспечивается, как правило, собственными усилиями индивида (образованием, полученной профессией, другими заслугами). В качестве разновидности этого статуса называют профессионально-должностной статус.

Социальный статус и социальная роль переплетаются, тесно взаимодействуют между собой. Социальная роль понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности (группы) в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение социальной роли связано с принятыми социальными нормами (отца, бабушки, учителя и т. д.) и ожиданиями окружающих.Их, как и статусов, может быть множество, что получило название «ролевой набор», который можно рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения.
Ролевое ожидание — это ожидаемая модель поведения, то, что ждут от человека окружающие, зная его социальный статус. Ролевое исполнение означает фактическое, реальное поведение человека, имеющего тот или иной социальный статус. В социологической литературе используют понятие «ролевой конфликт». Его трактуют как столкновение ролевых требований, которые предъявляются человеку. Вызывается это множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами (в частности, ожиданием и исполнением). Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность. И задача состоит в том, чтобы способствовать ее снижению. Путей для этого много. И они не сводятся только к признанию тех или иных ролей более важными или менее важными. Проблема заключается в том, чтобы эти роли нивелировать (уравновесить) на основе создания нормальных условий жизнедеятельности.

В заключение следует подчеркнуть, что ролевая напряженность является одним из выражений социальных конфликтов.
Глава 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
§ 1. Типы социальных движений
Социологи XIX в. рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений.
Экспрессивные движения. В тех случаях, когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и которую не в силах изменить, обычно возникают экспрессивные социальные движения. Каждый участвующий в таком движении индивид соглашается с существующей непривлекательной действительностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное эмоциональное облегчение, что делает его жизнь терпимой.

Экспрессивные движения возникли в глубокой древности. К ним

можно отнести, например, мистерии, существовавшие в Древней

Греции, Древнем Риме, Персии и Индии.
Утопические движения.
Слова «утопия» и«утопический» означают нечто несбыточное, неосуществимое. Под этими словами стали

понимать некое общество совершенства, существующее только в

человеческом воображении.
Бихевиоризм — одно из течений в западной политической психологии, заключающееся в изучении объективными методами отношений между воздействиями среды и реакциями человека и животных по схеме «стимул — реакция»; предметом исследования считается наблюдаемое поведение, отвергаются субъективные методы.
Движения реформ можно рассматривать как попытки изменить отдельные стороны общественной жизни и структуру общества без полной его трансформации.
Революционные движения.
Под революцией в данном случае понимается стремительное, обычно насильственное, полное изменение социальной системы, структуры и функций многих основных социальных институтов.

Движения сопротивления. Если революционные движения возникаю среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком быстро.

§ 2. Жизненные циклы социальных движений
Стадия беспокойства.
Истоком всех социальных движений служит возникновение состояния социального беспокойства. Когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, когда они ощущают социальную несправедливость, когда те или иные изменения в обществе ломают привычный жизненный ритм, у них возникает чувство боязни, нестабильности своего положения в социальной среде, которые называются социальным беспокойством.
Стадия возбуждения.
Социальное беспокойство видится исследователям как общее чувство, охватывающее определенные части общества. Когда беспокойство фокусируется на определенных условиях и причины несчастий и неудач идентифицируются с реальными социальными объектами, так что возникает побуждение к активным действиям, наступает стадия возбуждения.
Стадия формализации.
Очень многие движения проходят свой жизненный цикл, не оформляясь в организации, но те из социальных движений, которые действительно пытаются добиться значительных изменений в обществе, должны быть организованы.
Стадия институционализации - наблюдается практически во всех движениях, которые длятся достаточно долго. Институционализация придает социальным движениям законченность и определенность. В принципе стадия институционализации может продолжаться сколь угодно долго.
Стадия распада движения. Движение может прекратиться на любой стадии своего развития под влиянием внешних условий, внутренних сил или после достижения поставленных целей. В случае распада движение может превратиться в ряд автономных образований, часто конфликтующих или конкурирующих друг с другом. При этом социальный эффект их воздействия на различные сферы общественной жизни значительно ослабевает или сходит на нет.
§ 3. Социальные ситуации, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений
Культурные течения. Во всех современных цивилизованныхобществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормахповедения людей. Участвуя в культурных течениях, большинство людейразвивают новые идеи о том, какое общество их больше всегоустраивает и как оно должно относиться к своим членам.
Социальная дезорганизация. Любое изменяющееся обществовсегда в той или иной степени подвержено дезорганизации. В дезорганизованномобществе индивиды тяготеют к потере культурной основы и устойчивых норм.
§ 4. Факторы, влияющие на участие индивида в движении
Мобильность. Перемещающиеся в обществе индивиды имеютвесьма мало шансов для укоренения в той или иной социальнойгруппе и для интеграции в жизнь общества. Их мобильность нетолько ослабляет социальный контроль, но и лишает эмоционального удовлетворения от реальной принадлежности к какой-либо социальной группе.
Маргинальная личность — это«культурный гибрид, человек, живущий и внутренне принадлежащий в своей культурной жизни и традициях к двум различнымнародам или социальным группам. Это человек на грани двухкультур и двух обществ...».
Социальная изоляция.
Исследования показывают, что личностии группы, изолированные от общества, более отчуждены ивосприимчивы к массовым движениям, чем те группы, статусы,роли и деятельность которых в целом интегрированы в общество.Наиболее восприимчивы к социальным движениям (особенно кнасильственным) те рабочие коллективы, чья работа «отрезает»их от большинства членов общества: шахтеры, моряки, старателии др.
Изменение социального статуса.
Изменение социального статуса индивида усиливает и обостряет его чувство социальной несправедливости. Потеря социального статуса или угроза его потерять представляет собо гораздо большее зло для индивида,чем перенесение в ту статусную группу, где его позиция будетмаргинальной и ненадежной.
Потеря семейных связей.
Совет «женись и успокойся» — непросто риторика, он имеет определенный практический смысл.Когда человек живет в хорошей квартире, имеет жену и детей, когда обстановка в его доме спокойная, ему не хочется идти набаррикады.
Личностная неустроенность.
Личностная восприимчивостьсоциальных движений, неустроенность в личной жизни частоприводит людей в ряды социальных движений. Те, кто потерпелнеудачу в реализации своих жизненных планов, кто не удовлетворен своей ролью в группе или обществе, кто опасается за свойсоциальный статус, с наибольшей вероятностью сознательно илибессознательно начинают видеть в социальных движенияхвозможности для достижения своих стремлений, идеалов изанятия лучшего места в социальной структуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: