Тема 9. Социальные организации

Модуль 2. Организационные и институциональные основы общества

Организация – это целеориентированная система, где функционируют различные по своим интересам иерархически соподчиненные группы.

синергетический эффект, - представляет собой явление приращения усилий людей в ходе их совместной деятельности.

Цели – это желаемый, планируемый результат или те ориентиры, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей.

Технологии – это алгоритм любой деятельности, обеспечивающий достижение запланированного результата.

Члены организации, или участники – совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль.

Культура организации – совокупность идей, базовых представлений, корпоративных ценностей и норм поведения, присущих только данной организации и формирующихся в ходе совместной деятельности для достижения общих целей

Формальная организация представляет систему установленных администрацией правил, стандартов, предписаний, программ, регулирующих поведение работников и деятельность организации, которая закреплена в нормативных документах, фиксирующих взаимосвязь формальных (должностных и профессиональных) позиций.

Неформальная организация – это спонтанно складывающаяся система социальных связей, действий, норм, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения

Тема 10. Социальные институты. Общественное мнение как социальный институт

социальный институт –это относительно устойчивая модель поведения индивидов и организаций в определенной сфере деятельности..

Виды социальных институтов

формальные (например, государство) – взаимодействие между субъектами в рамках данного института осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов.

неформальные (например, дружба) – формальная регламентация социальных ролей, функций, способов и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует.

экономические – это все те институты, которые занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда и т.д., т.е. реализуют потребности добывания средств существования: пищи, одежды, жилья.

политические – институты, связанные с поддержанием законов, правил и стандартов, т.е. они реализуют потребность в безопасности и социальном порядке.

социокультурные – институты, нацеленные на открытие, освоение и последующее воспроизводство знаний, культурных и социальных ценностей, социализацию индивидов, защиту определенных ценностей и норм. семейные – отражают потребности воспроизводства населения (брак, родство, семья).

религиозные – потребности в решении духовных проблем, поиска смысла жизни (церковь, культ).

Институционализация представляет собой процесс придания различным формам социальной деятельности формы социальных институтов или, другими словами, процесс упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.

Дисфункция социального института – явления несоответствия деятельности социального института имеющимся социальным потребностям.

Явные функции социального института – те функции, для выполнения которых и создавался данный социальный институт, то есть функции, соответствующие его цели. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Так, явная функция социального института семьи – воспроизводство потомства, его воспитание и приобщение к социальной жизни.

Латентные функции и дисфункции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности, выступают в качестве побочного эффекта деятельности социального института.

Рациональный компонент – совокупность представлений, суждений, мыслей, идей, взглядов общности по поводу определенного объекта.

Эмоциональный компонент включает в себя чувства, эмоции, настроения, возникающие у субъекта в связи с его отношением к объекту.

Поведенческий компонент отражает готовность субъекта к определенным действиям, в основе которых лежат эмоциональный и (или) рациональный компоненты.

Тема 11. Экономика как социальный институт. Экономическое поведение.

Экономика – это социальный институт, организующий производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Капитализм – это экономическая система, при которой природные ресурсы и средства производства товаров и услуг находятся в частной собственности.

Социализм – это экономическая система, в которой природные ресурсы и средства производства товаров и услуг являются общественной собственностью.

Экономическое поведение – система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению экономических ценностей (ресурсов) и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли от их обращения)..

Дистрибутивное (распределительное)экономическое поведение – соединяет рыночных субъектов с экономическими ресурсами.

Производственное поведение – характеризуется накоплением, концентрацией материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их объединением и комбинированием с целью получения конкретных благ и прибыли (дохода) от их обращения на рынке.

Трудовое поведение – специализированная профессиональная активность, связанная преимущественно с использованием и применением исходных ресурсов (факторов производства), которые превращаются, трансформируются в конечные или промежуточные продукты.

Обменное поведение -обеспечивает движение разнообразных экономических благ (товаров, услуг, информации) на рынке на основании учета и сравнения их ценностей.

Потребительское поведение -обеспечиваетизъятие экономических благ из товарного обращения и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения человеческих потребностей

Экономическая культура – это комплекс представлений, убеждений, обычаев, стереотипов поведения, которые реализуются в экономической сфере общества и связаны с экономической деятельностью.

Предпринимательская деятельность – это процесс, в ходе которого субъект хозяйствования находит новые комбинации соединения факторов производства или внедряет разные нововведения с целью получения прибыли.

Тема 12. Образование как социальный институт .

Образование – социальный институт, благодаря которому общество обеспечивает своих членов важными знаниями, в том числе о фундаментальных явлениях действительности, профессиональных навыках и культурных нормах и ценностях.

Экстенсивная цель образования предполагает передачу накопленных знаний, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе, задействовании имеющегося потенциала.

Интенсивная цель образования состоит в широком и полном развитии качеств учащихся для формирования у них готовности не только усваивать определенные знания, но и постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал.

Продуктивная цель образования предполагает подготовить учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься в сложившейся структуре занятости.

Тема 13. Семья и брак как социальный институт

Брак – исторически сформированная узаконенная и урегулированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, которая определяет их взаимные права и обязанности в сексуальной, экономической и хозяйственно-бытовой сфере.

промискуитет отсутствие четких запретов на сексуальные связи, т.е. состояние, когда любой мужчина данного общества имел возможность быть сексуальным партнером любой женщины данного общества.

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Тема 14. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

Общество – это совокупность исторически сложившихся способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, регулируемая законом, обычаями, социальными институтами.

Государство представляет собой искусственный политический конструкт – институт, призванный управлять этими взаимодействиями, политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти, наличие аппарата управления.

Страна – территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.

Системный подход трактует общество как самообеспечивающуюся систему.

Система – это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях, образуют единое целое.

Общество как социальная система – это такой социальный организм, которыйфункционирует и развивается по своим собственным законам, обладает качествами, которых нет ни у одного из образующих его элементов в отдельности.

Социальные изменения – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Социальное развитие – это определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения, усовершенствования.

Структурные социальные изменения – изменения, касающиеся структур различных социальных образований (изменения в структуре семьи, общества).

Процессуальные – изменения, затрагивающие социальные процессы (изменения в миграционных процессах, в стратификации общества).

Функциональные – изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций (изменения в функциях семьи, образования, законодательной и исполнительной власти).

Мотивационные – изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности(изменения мотивации студентов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: