double arrow

Тема 2.1. Изменение цветов на расстоянии

Раздел 2. Цвет и атмосфера.

студент должен:

иметь представление об изменении цветов на расстоянии в результате влияния атмосферы на цвет, знать понятие контраста, типы цветовых контрастов, знать, в чем заключается неизбирательное и избирательное поглощение цвета, как изменяются цвета от освещения, что такое светотень, принцип работы со светотенью.

Цель урока:дать представление о том, как изменяются цвета на расстоянии в результате влияния воздуха и света на цвет.

План урока:

1. Особенности влияния воздушной перспективы на цвет.

2.Особенности влияния световой перспективы на цвет.

Студент должен:

знать: особенности влияния воздушной и световой перспективы на цвет, в результате чего происходит изменение цветов на расстоянии.

Ответы на вопросы плана урока:

1. У предметов, которые расположены на близком расстоянии от рисующего, хорошо видна их величина, характер формы, объем, материал, фактура, детали, светотень, цвет и другие качества. По мере удаления предмета эти качества постепенно начинают претерпевать изменения или становятся неразличимыми вообще, что является следствием действия воздушной и световой перспективы. Поэтому воздушная и световая перспектива имеют важное значение для передачи пространства, объемно-пластических, светотеневых, цветовых, материальных особенностей натуры, организации цветового строя в реалистической живописи. Рассмотрим особенности воздушной перспективы.Воздух представляет собой газообразную материальную среду, в которой содержатся многие примеси — пыль, пары влаги, копоть и т. д. Все это препятствует прохождению света, рассеивает и изменяет его цветовую окрашенность. В зависимости от толщи воздуха, его температуры, влажности, характера и количества присутствующих в нем инородных примесей цвето-световая среда атмосферы бывает различной. В результате расстояние до предметов, состояние атмосферы оказывают значительное влияние на собственную (локальную) окраску предметов. Цвет предмета вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Нередко трудно точно определить цвет предметов, сильно удаленных от нас. Предметы со светлой окраской при удалении темнеют, а темные — светлеют. В результате общий тон массы темных предметов, например деревьев, вдали значительно светлее, чем у аналогичных предметов, находящихся рядом с наблюдателем. Вдали предметы (особенно имеющие темную окраску) кажутся голубоватыми, фиолетовыми.По мере удаления изменяется не только собственная цветовая окраска предметов. Все увеличивающийся слой воздуха размывает их очертания и контрасты светотени. Предметы начинают принимать расплывчатый, суммарный характер. На большом расстоянии становится невидимым объем, рельеф, детали, материал предмета. Вдали предмет смотрится обобщенно, мягко, в виде небольшого плоского пятна. Порой тот или иной предмет узнается лишь по характеру силуэта, очертаниям или движению. Причем, чем больше расстояние до предмета, чем больше толщина воздуха между предметом и глазом наблюдателя, чем мутнее воздух, тем более неясными становятся внешние черты и особенности предметов. Дождь, туман, снегопад изменяют видимую характеристику предметов, расположенных даже на небольшом расстоянии отнаблюдателя. Чем чище воздух, тем он прозрачнее, тем больше в нем присутствует сине-голубых и фиолетовых лучей. Это очень заметно в горах, где на расстоянии цвет изменяется сравнительно меньше, чем на равнине, а тени и очень удаленные горы выглядят голубовато-синими или фиолетово-серыми. Здесь порой трудно определить расстояние до объекта и передать в этюде пространство. Часто неопытный живописец передает пространство за счет плоскокулисного построения планов.

2.В природе наблюдаются и явления световой перспективы. Они особенно заметны и оказывают существенное влияние на восприятие предметов в условиях помещения и искусственного освещения. Световая перспектива определяется расстоянием до источника света и положением предмета по отношению к нему. В условиях помещения по мере удаления от источника света (например, лампы или освещенного окна) освещенность предметов слабеет. В связи с этим изменяется насыщенность и светлота цвета предметов. В сильно затемненной комнате цвет предмета может выглядеть темным, серым, без определенного цветового выражения. При искусственном освещении предметы, расположенные ближе к источнику света, выглядят значительно светлее, ярче по цвету, чем удаленные от него. Передавая эти различия, художник тем самым создает условное пространство в изображении. В качестве характерных примеров передачи явлений световой перспективы можно назвать картины «Урок музыки» Г. Тербор-ха(?), «Христианские мученики в Колизее» К. Д. Флавицкого, «Портрет Е. П. Салтыковой» К. П. Брюллова. Световую перспективу очень важно учитывать и передавать в работе над натюрмортом, портретом, тематическими постановками. (Влияние воздушной перспективы здесь не столь ярко выражено, как в пейзаже.) Предметы переднего плана или ближние части фигуры, как правило, яснее по цвету, световым контрастам, деталям, нежели предметы дальних планов постановки, где контуры несколько утрачивают свою четкость, а насыщенность цвета относительно слабее. Если взять несколько предметов, одинаковых по светлоте, цветовому оттенку и насыщенности цвета, и расположить их на различном от нас расстоянии, то ближний предмет будет казаться самым ярким с четкими светотеневым контрастами и, наоборот, самый удаленный предмет будет восприниматься по сравнению с остальными как менее насыщенный по цвету, с едва различными контрастами. Если указанные изменения формы и цвета передать на плоскости холста или бумаги, то мы получим убедительное объемное и пространственное изображение. Кроме того, впечатление пространственного положения предметов в изображении достигается также за счет правильного построения и взаиморасположения предметов на плоскости по законам линейной перспективы. Таким образом, между обусловленным (видимым) и локальным (собственным) цветом предметов в природе существует большая разница. Все это необходимо учитывать в живописном изображении с натуры. Ни одно цветовое пятно не может быть взято без учета воздействия на него окружения, воздушной среды, пространства.

Вопросы для повторения:

1.Почему изменяются цвета на расстоянии?

2.Назовите особенности влияния воздушной перспективы на цвет?

3.Назовите особенности влияния световой перспективы на цвет?

Литература:

1.Миронова Л.Н. Цветоведение, Минск.1984.

2. Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен. – Москва: Д. Миронов, 2000. – 106 с.

3. Кондратьева К. А. Цвет в художественном конструировании / К. А. Кондратьева – Москва: МВХПУ, 1984.


Сейчас читают про: