Тема 3.5. Контрастные сочетания

Цель урока: дать представление о сопоставлении контрастов разных цветов.

План урока:

1. Сопоставление контрастов белого и черного.

2. Сопоставление контрастов разных цветов.

Студент должен:

знать: дополнительные цвета и их взаимоотношения.

Ответы на вопросы плана урока:

1. Белое от соседства с черным кажется еще белее и заставляет черное казаться еще более черным; этот эффект тем сильнее, чем ближе соприкасаются контрастные цвета. Вследствие этого, соприкасающиеся границы двух полос белого и черного цвета кажутся белее и чернее, чем сами полосы, и производят впечатление выступающих рельефных линий. Последовательный ряд соприкасающихся белых и серых полос дает иллюзию пилястра с каннелюрами. Это приложимо ко всем краскам разной световой интенсивности и происходит постоянно с двумя тонами, из которых один содержит более или менее белого или черного, чем другой.

2. 1) Два цвета, по порядку спектра следующие один за другим, будучи расположены рядом, приобретают оттенок цвета предшествующего или последующего (по спектру). Это влияние сильнее сказывается по мере приближения к границе соприкосновения цветов. Пример: красный рядом с оранжевым приближается к малиновому, который предшествует красному. Оранжевый рядом с красным приближается к желтому, следующему за ним. Желтый рядом с зеленым делается более оранжевым, зеленый от соседства с желтым — более голубым. Голубой делается более зеленым, расположенный рядом с синим, а синий рядом с голубым — более фиолетовым, фиолетовый около малинового — более синим, малиновый же рядом с фиолетовым — более красным и т. д.

2) Два цвета, разделенные только одним цветом в порядке спектра, будучи сопоставлены рядом, дают те же результаты. Пример: красный рядом с желтым кажется более малиновым, а желтый от соседства с красным — более зеленым и т. д.

3) Два цвета, взятые, в порядке спектра через два цвета, иначе говоря, дополнительные друг другу, не изменяются от соседства друг с другом, но выигрывают взаимно в яркости. Пример: красный рядом с зеленым кажется более ярким, интенсивным, зеленый также усиливается. Это приложимо ко всем спектральным цветам с их дополнительными цветами.

4) Каждый из цветов, разделенных больше чем двумя другими в порядке спектра, помещенные один подле другого, приближаются к дополнительному цвету своего соседа. Пример: красный рядом с голубым приближается к оранжевому — дополнительному голубого. Голубой от соседства с красным кажется более зеленоватым, т. е. приближается к зеленому — дополнительному красного. Красный рядом с синим, приближается к желтому, дополнительному синего, и кажется более оранжевым. Синий рядом с голубым приближается к зеленому — дополнительному красного, и кажется более голубым. Оранжевый рядом с синим приближается к желтому — дополнительному синего, и становится более желтым. Синий рядом с оранжевым приближается к голубому — дополнительному оранжевого, и кажется более голубым и т. д. Таким образом, после этих объяснений легко понять, как можно, не изменяя самой краски, повлиять на ее восприятие. Исчерпав все ресурсы палитры, можно еще более усилить интенсивность какого-нибудь цвета, окружив его пятнами дополнительного цвета. Наоборот, если какой-нибудь тон покажется слишком кричащим, можно его успокоить соседством пятна той же окраски, но еще более интенсивного. Пример: драпировка оранжевого цвета, окруженная голубыми тонами, кажется еще более оранжевой; красная, окруженная зелеными тонами, кажется более красной. Излишнюю красноту в портрете можно ослабить красным в фоне. Если портрет слишком бледен, его оживит зеленый тон в фоне и т. д.

Рекомендации по получению одних цветов путем составления из других: красный + желтый = оранжевый; красный + зеленый = коричневый; красный + синий = фиолетовый; красный + синий + зеленый = черный; желтый + белила + зеленый = лимонный; желтый + голубой или синий = зеленый; желтый + коричневый = охра; желтый + зеленый + белила + красный = табачный; синий + зеленый = морская волна; оранжевый + коричневый = терракот; красный + белила = кофе с молоком; коричневый + белила + желтый = бежевый.

Вопросы для повторения:

1. Дайте характеристику сопоставлению контрастов белого и черного.

2. Как происходят контрастные сочетания разных цветов?

Литература:

1. Вибер Ж. Живопись и ее средства/Ж.Вибер.-М.: Сварог и К, 2000. – 232 с.

2. Виннер А. В. Масляная живопись и ее материалы/ Под ред.М.С.Сарьяна.-2-е изд., доп.- М.: Профиздат, 1960. - 96 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: