Сущность, цели и задачи финансового менеджмента. Тема 1.1. Содержание финансового менеджмента и его роль в управлении организацией

Тема 1.1. Содержание финансового менеджмента и его роль в управлении организацией

Часть I. Теоретические основы финансового менеджмента

Конспект лекций

Матрица формирования компетенций

Матрица формирования компетенций

Процесс изучения дисциплины «Финансовый менеджмент» направлен на формирование следующих компетенций:

№ п/п Наименование темы Компетенции, формируемые на занятиях
  Часть I. Теоретические основы финансового менеджмента  
  1.   Тема 1.1. Содержание финансового менеджмента и его роль в управлении организацией   ПК-8, ПК-9,ПК-18, ПК-26, ПК-31, ПК-38, ПК-39, ПК-40.
2. Тема 1.2. Финансовая отчетность и ее анализ. ПК-11, ПК-18, ПК-31, ПК-36, ПК-38, ПК-40, ПК-39.
3. Тема 1.3. Денежные потоки: анализ и основы управления ПК-26, ПК-45, ПК-50.
4. Тема 1.4. Основы финансовых вычислений. ПК-20,ПК-31, ПК-33, ПК-46.
5. ЧастьII. Управление активами организации  
6. Тема 2.1. Совокупные активы организации и методы оценки их стоимости ПК-11, ПК-12, ПК-30.
7. Тема2.2.Управление внеоборотными активами и источниками их финансирования. ПК-11, ПК-12, ПК-30.
8. Тема2.3. Управление оборотными активами. ПК-44
  ЧастьIII. Управление капиталом организации  
9. 3.1. Концепция цены и структуры капитала ПК-11, ПК-12, ПК-40, ПК-46.
10. 3.2 Управление собственным капиталом. ПК-11, ПК-12, ПК-41, ПК-47.
11. 3.3. Управление заемным капиталом. ПК-11, ПК-12, ПК-40, ПК-46.

Цель занятия – изучение целей и основополагающих принципов управления финансами; формирование представления о тактических и стратегических целях бизнеса; формирование представления о задачах и функциях финансово-экономических служб и финансовых директоров;

1.1.1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.

1.1.2. Объекты и основные направления финансового менеджмента.

1.1.3. Принципы финансового менеджмента.

1.1.4. Содержание финансовой работы и структура финансовых служб.

Вопросы для самоконтроля.

Литература.

Финансовый менеджмент – это наука управления финансами организации, направленная на достижение его стратегических целей.

Прикладная дисциплина Финансовый менеджмент сформировалась в специализированную область знаний в странах с рыночной экономикой относительно недавно. Пик ее развития приходится на 50-60-е годы прошлого столетия. Возникший «на стыке» 3-х дисциплин: теории управления, теории финансов и аналитического бухгалтерского учета, финансовый менеджмент, посвящен методологии и технике управления финансами и является одним из самых перспективных направлений в экономической науке. Об этом говорит даже тот факт, что в последние годы ряд известных ученых (Г. Марковиц, М. Миллер, У. Шарп) получили Нобелевскую премию за разработки именно в теории финансов.

Часто финансовый менеджмент интерпретируют как симбиоз науки и искусства. С этим нельзя не согласиться. Финансовый менеджмент – это наука, поскольку опирается на фундаментальные теории, использует в своем арсенале финансовые инструменты, методы, модели, подходы и принципы, математический аппарат. Финансовый менеджмент – это искусство, так как часто финансовые решения принимаются интуитивно, как правило, с большой вероятностью риска, они могут быть амбициозны, порой авантюрны, но всегда стратегически ориентированы.

Переход России к рыночным отношениям в экономике обусловил необходимость изменения, развития, адаптации уже наработанных методов, моделей, алгоритмов финансового менеджмента.

Цель финансового менеджмента определяется целью бизнеса. Установилось мнение, что конечная цель любой предпринимательской деятельности – это получение максимальной прибыли. И в этой связи усилия финансовых менеджеров должны быть направлены на разработку такой финансовой политики в сфере издержек, инвестиций, источников кредитования, которая обеспечила бы максимум отдачи на вложенный рубль. Но можно ли достичь максимума прибыли, вернее, что является критерием ее максимизации? Скорее речь здесь может идти о какой-то «норме» прибыли, которая устроила бы владельцев бизнеса. К тому же, ориентир на максимизацию прибыли, ускоренные темпы развития вынуждают руководство фирмы обращать свои денежные средства в менее ликвидные активы, прибегать к займам и кредитам. В результате снижается платежеспособность, кредитоспособность, нарушается финансовое равновесие, растут издержки и, как следствие, снижается прибыль, повышаются риски.

Более того, погоня за максимальной прибылью может повлечь за собой снижение затрат за счет экономии на качественном сырье, оплате труда профессиональных кадровых работников, интенсификации производственных процессов, приводящей к поломкам оборудования и преждевременному его износу, неоправданному росту цен на готовую продукцию и, как следствие, снижению объемов сбыта. В итоге «максимальная» прибыль может быть получена в ограниченном временном интервале, а затем следует длительный и дорогостоящий процесс «реанимации» фирмы вплоть до ее продажи, реорганизации или банкротства.

Кроме того, прибыль- это показатель, который может корректироваться в зависимости от целей менеджмента. Завышение прибыли над реальной величиной возможно с целью ввести в заблуждение конкурентов или произвести впечатление успешно развивающейся фирмы, повысив тем самым свой рейтинг на рынке недвижимости; занижение – преследует цель уйти от уплаты налогов.

В соответствии с современными управленческими теориями целью финансового менеджмента является максимизация стоимости собственного капитала, то есть рост рыночной стоимости обыкновенных акций. Собственники вкладывают свои средства в бизнес с целью их приумножения, которое достигается не столько ростом текущей прибыли, сколько ростом цены их собственности на рынке.

Ни один из существующих оценочных показателей – прибыль, рентабельность, объем продаж и т.д., не могут рассматриваться в качестве обобщающего показателя эффективности принимаемых финансовых решений.

Повышение рыночной стоимости фирмы – это стратегическая цель финансового менеджмента. В текущем же процессе управления фирмой руководство может ставить перед собой иные цели, например, рост объема производства и продаж, лидерство среди конкурентов; максимизация прибыли, предотвращение банкротства, снижение затрат и др.

Для каждой организации текущие (тактические) цели свои- в зависимости от положения на рынке, стадии жизненного цикла, перспектив развития отрасли, амбиций руководства.

Задачи финансового менеджмента вытекают из основной его цели – создания условий, обеспечивающих прирост капитала вкладчиков – и, основные из них, заключаются в следующем:

1. Обеспечение предприятия достаточным количеством денежных средств для его постоянного развития (расчет потребности в финансовых ресурсах за счет различных источников, цены капитала, структуры).

2. Обеспечение высокой финансовой устойчивости предприятия, что делает его привлекательным для инвесторов.

3. Оптимизация денежного оборота и поддержание постоянной платежеспособности предприятия (обеспечение синхронизации в поступлении и расходовании денежных средств, поддержание необходимой ликвидности оборотных средств, оптимизация денежного остатка).

4. Максимизация прибыли организации за счет эффективного использования ее активов с учетом возрастающего финансового риска (предприятие должно стремиться максимизировать не балансовую, а чистую прибыль за счет налоговой, амортизационной, дивидендной политики.

5. Минимизация финансовых рисков в деятельности предприятия (за счет диверсификации производства и видов деятельности – операционной, инвестиционной и финансовой, страхования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: