Принцип 1

Обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

Иные права граждан в области охраны окружающей среды.

Право граждан на благоприятную окружающую среду.

Понятие эколого-правового статуса человека.

Экологические права граждан

ТЕМА 4

Эколого-правовой статус человека (гражданина, физического лица).

Установленные в законодательстве права и обязанности человека с целью:

Ø обеспечения экономических потребностей (природопользование);

Ø обеспечения экологической безопасности.

• Право на благоприятную окружающую среду – неотъемлемое право.

«Сердцевина» - основополагающее право в эколого-правовом статусе человека.

Неотъемлемые права – права, которые человек имеет от рождения, которые не даруются государством, - фундамент в системе прав и свобод.

На них базируются все прочие права.

Обеспечение экономических потребностей физических лиц
(«частное благо»)

Ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды»: Гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами…

Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности (специальное природопользование) разрешается…. на основании решений государственных органов, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Обеспечение экологической безопасности
«публичное благо»

Ст.12 Закона «Об охране окружающей среды» закреплены права граждан:

• на экологическую информацию;

• создавать общественные объединения и фонды, осуществляющие деятельность по охране окружающей среды;

• принимать участие в решении экологически значимых вопросов;

• осуществлять общественный экологический контроль;

• обращаться в государственные

органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды;

• предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду,

• предъявлять в суд иски о полном или частичном приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и граждан, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.

Вывод:

Ø Реализация названных прав способствуют обеспечению права на благоприятную окружающую среду;

Ø Право на благоприятную окружающую среду, как неотъемлемое право в совокупности с названными правами составляет эколого - правовой статус гражданина

2.Право на благоприятную окружающую среду

Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г.:

«Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений"

Статья 46 Конституции Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Статья 12 Закона «Об охране окружающей среды»

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Защита права на благоприятную окружающую среду
(ст. 14 Закона «Об охране окружающей среды»)

• Принадлежит гражданину от рождения;

• Подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным;

• Моральный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду, подлежит компенсации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

3. Иные права в области охраны окружающей среды

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская) 25 июня 1998 г.

Утверждена Указом Президента от 14 декабря 1999 г. № 726.

Вступила в силу 30 октября 2001 г.

Три основных элемента Орхусской конвенции:

Ø право на доступ к экологической информации;

Ø право на участие в процессе принятия решений;

Ø право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Право на экологическую информацию

Ст.34 Конституции Республики Беларусь;

Ст. 12, 74 ‑ 74-7 Закона «Об охране окружающей среды».

Понятие «экологическая информация» введено законом от 21 декабря 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об охране окружающей среды» по вопросам экологической информации и возмещения экологического вреда», вступил в силу с 1 июля 2008 года.

Экологическая информация - документированная информация, содержащая сведения о:

1.состоянии окружающей среды, 2.воздействиях на нее и мерах по ее охране,

3. о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется Законом, иными законодательными актами и международными договорами.

В состав экологической информации включаются сведения:

• о состоянии окружающей среды, в том числе о КПС, природных ландшафтов, иных природных объектов, и о взаимодействии между этими объектами, а также о генно-инженерных организмах и микроорганизмах;

• о воздействии на окружающую среду веществ, а также энергии, шума, излучения и иных физических факторов;

• о решениях государственных органов, о деятельности юрлиц и ИП, связанных с вредным воздействием на окружающую среду или ее охраной;

• об актах законодательства Республики Беларусь, о программных и стратегических документах, реализация которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду;

• о состоянии здоровья и безопасности граждан, об условиях их жизни, о состоянии объектов культуры, зданий и сооружений в той степени, в которой на них воздействуют или могут воздействовать окружающая среда или через окружающую среду факторы, деятельность и меры, указанные выше.

Экологическая информация

Доступ к экологической информации общего назначения

Состав экологической информации общего назначения, подлежащей обязательному распространению, обладателей такой информации, обязанных ее распространять, и периодичность ее распространения утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2008 года, № 734.

Не допускается ограничение доступа к экологической информации (ст74-2) Закона ООС:

• о состоянии окружающей среды или причиненном ей вреде;

• о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросах сточных вод в водные объекты с превышением нормативов;

• о сбросах в водный объект химических и иных веществ, их смесей, предметов или отходов;

• о внесении химических и иных веществ в землю (почву), приведшем к ухудшению ее качества или качества подземных вод;

• об ионизирующем и электромагнитном излучении, шумовом или ином физическом воздействии с превышением нормативов.

Участие общественности в принятии экологически значимых решений

Конституционная основа общественного участия:

право на свободу собраний (ст. 35);

право на свободу объединений (ст. 36);

право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст.37)

право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст.40).

Что такое «Общественность»?

П.4 Ст.2 Орхусской Конвенции: Общественность - одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и в соответствии с национальным законодательством и практикой их ассоциации, организации или группы.

Правовая основа общественного участия в принятии экологически значимых решений:

• Закон от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» в редакции от 19 июля 2005 г.

• Закон от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан» в редакции Закона от 1 ноября 2004 г.

• Закон от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»

• Закон от 12 июля 2000 г. «О республиканских и местных собраниях»

• Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г.

Формы участия общественности по законодательству Республики Беларусь:

Специальные (экологические):

· общественная экологическая экспертиза;

· общественные обсуждения в процедуре ОВОС;

· общественный экологический контроль

Общие формы:

· республиканский (местный) референдум;

· деятельность местных советов;

· республиканское (местное) собрание (напр. к компетенции местного собрания относится рассмотрение проектов планов рационального использования природных ресурсов);

· обращения в гос.органы;

· собрания, митинги, шествия

Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ)

Закон «Об охране окружающей среды» Ст. 61;

Закон «О государственной экологической экспертизе» ст. 11;

Положение о порядке проведения общественной экологической экспертизы: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 29 октября 2010 г. N 1592

Общественные обсуждения в рамках ОВОС

ст.10, 22 Закона «О государственной экологической экспертизе»;

Положение о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 19 мая 2010 г. N 755

• Общественный контроль

• Положение о деятельности общественных инспекторов охраны животного и растительного мира: утв. Постановлением Совмина 28 мая 2009г., N 688

Право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды
п.1ст.9 Конвенции

Каждая Сторона в рамках своего национального законодательства обеспечивает, чтобы любое лицо, считающее, что его просьба о доступе к информации…

• не рассмотрена,

• неправомерно отклонена, будь то частично или полностью,

• неадекватно удовлетворена

• в каком-либо ином отношении к его просьбе проявлен несоответствующий подход,

имело доступ к процедуре рассмотрения принятого решения в суде или в другом независимом и беспристрастном органе …»

Конвенция трактует доступ к правосудию расширительно

Ст. 103. Закона “Об охране окружающей среды”: споры в области охраны окружающей среды разрешаются:

• Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами и (или)

• судом

Формы доступа к правосудию при решении экологических вопросов по законодательству Республики Беларусь:

Ø обжалование решений и действий, нарушающих экологические права граждан;

Ø иск о возмещении вреда, причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду;

Ø иск о прекращении экологически вредной деятельности.

4.Обязанности граждан в области охраны окружающей среды

• соблюдать законодательство об охране окружающей среды;

• повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;

• беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;

• выполнять требования в области обращения с отходами;

• выполнять требования пожарной безопасности;

• соблюдать правила охоты и рыболовства;

• выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом

• выполнять предписания государственных органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;

• возмещать вред, причиненный их действиями окружающей среде.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: