Обязанности граждан в области охраны окружающей среды.
Иные права граждан в области охраны окружающей среды.
Право граждан на благоприятную окружающую среду.
Понятие эколого-правового статуса человека.
Экологические права граждан
ТЕМА 4
Эколого-правовой статус человека (гражданина, физического лица).
Установленные в законодательстве права и обязанности человека с целью:
Ø обеспечения экономических потребностей (природопользование);
Ø обеспечения экологической безопасности.
• Право на благоприятную окружающую среду – неотъемлемое право.
«Сердцевина» - основополагающее право в эколого-правовом статусе человека.
Неотъемлемые права – права, которые человек имеет от рождения, которые не даруются государством, - фундамент в системе прав и свобод.
На них базируются все прочие права.
• Обеспечение экономических потребностей физических лиц
(«частное благо»)
Ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды»: Гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами…
|
|
Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности (специальное природопользование) разрешается…. на основании решений государственных органов, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
• Обеспечение экологической безопасности
«публичное благо»
Ст.12 Закона «Об охране окружающей среды» закреплены права граждан:
• на экологическую информацию;
• создавать общественные объединения и фонды, осуществляющие деятельность по охране окружающей среды;
• принимать участие в решении экологически значимых вопросов;
• осуществлять общественный экологический контроль;
• обращаться в государственные
органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды;
• предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду,
• предъявлять в суд иски о полном или частичном приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и граждан, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.
• Вывод:
Ø Реализация названных прав способствуют обеспечению права на благоприятную окружающую среду;
Ø Право на благоприятную окружающую среду, как неотъемлемое право в совокупности с названными правами составляет эколого - правовой статус гражданина
• 2.Право на благоприятную окружающую среду
Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г.:
|
|
«Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений"
Статья 46 Конституции Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.
Статья 12 Закона «Об охране окружающей среды»
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.
• Защита права на благоприятную окружающую среду
(ст. 14 Закона «Об охране окружающей среды»)
• Принадлежит гражданину от рождения;
• Подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным;
• Моральный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду, подлежит компенсации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
• 3. Иные права в области охраны окружающей среды
Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская) 25 июня 1998 г.
Утверждена Указом Президента от 14 декабря 1999 г. № 726.
Вступила в силу 30 октября 2001 г.
• Три основных элемента Орхусской конвенции:
Ø право на доступ к экологической информации;
Ø право на участие в процессе принятия решений;
Ø право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
• Право на экологическую информацию
Ст.34 Конституции Республики Беларусь;
Ст. 12, 74 ‑ 74-7 Закона «Об охране окружающей среды».
Понятие «экологическая информация» введено законом от 21 декабря 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об охране окружающей среды» по вопросам экологической информации и возмещения экологического вреда», вступил в силу с 1 июля 2008 года.
Экологическая информация - документированная информация, содержащая сведения о:
1.состоянии окружающей среды, 2.воздействиях на нее и мерах по ее охране,
3. о воздействиях окружающей среды на человека, состав которой определяется Законом, иными законодательными актами и международными договорами.
В состав экологической информации включаются сведения:
• о состоянии окружающей среды, в том числе о КПС, природных ландшафтов, иных природных объектов, и о взаимодействии между этими объектами, а также о генно-инженерных организмах и микроорганизмах;
• о воздействии на окружающую среду веществ, а также энергии, шума, излучения и иных физических факторов;
• о решениях государственных органов, о деятельности юрлиц и ИП, связанных с вредным воздействием на окружающую среду или ее охраной;
• об актах законодательства Республики Беларусь, о программных и стратегических документах, реализация которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду;
• о состоянии здоровья и безопасности граждан, об условиях их жизни, о состоянии объектов культуры, зданий и сооружений в той степени, в которой на них воздействуют или могут воздействовать окружающая среда или через окружающую среду факторы, деятельность и меры, указанные выше.
• Экологическая информация
• Доступ к экологической информации общего назначения
Состав экологической информации общего назначения, подлежащей обязательному распространению, обладателей такой информации, обязанных ее распространять, и периодичность ее распространения утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2008 года, № 734.
Не допускается ограничение доступа к экологической информации (ст74-2) Закона ООС:
|
|
• о состоянии окружающей среды или причиненном ей вреде;
• о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросах сточных вод в водные объекты с превышением нормативов;
• о сбросах в водный объект химических и иных веществ, их смесей, предметов или отходов;
• о внесении химических и иных веществ в землю (почву), приведшем к ухудшению ее качества или качества подземных вод;
• об ионизирующем и электромагнитном излучении, шумовом или ином физическом воздействии с превышением нормативов.
• Участие общественности в принятии экологически значимых решений
Конституционная основа общественного участия:
право на свободу собраний (ст. 35);
право на свободу объединений (ст. 36);
право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст.37)
право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (ст.40).
• Что такое «Общественность»?
П.4 Ст.2 Орхусской Конвенции: Общественность - одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и в соответствии с национальным законодательством и практикой их ассоциации, организации или группы.
• Правовая основа общественного участия в принятии экологически значимых решений:
• Закон от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» в редакции от 19 июля 2005 г.
• Закон от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан» в редакции Закона от 1 ноября 2004 г.
• Закон от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»
• Закон от 12 июля 2000 г. «О республиканских и местных собраниях»
• Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г.
• Формы участия общественности по законодательству Республики Беларусь:
Специальные (экологические):
· общественная экологическая экспертиза;
· общественные обсуждения в процедуре ОВОС;
· общественный экологический контроль
Общие формы:
· республиканский (местный) референдум;
· деятельность местных советов;
· республиканское (местное) собрание (напр. к компетенции местного собрания относится рассмотрение проектов планов рационального использования природных ресурсов);
|
|
· обращения в гос.органы;
· собрания, митинги, шествия
• Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ)
• Закон «Об охране окружающей среды» Ст. 61;
• Закон «О государственной экологической экспертизе» ст. 11;
• Положение о порядке проведения общественной экологической экспертизы: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 29 октября 2010 г. N 1592
• Общественные обсуждения в рамках ОВОС
• ст.10, 22 Закона «О государственной экологической экспертизе»;
• Положение о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 19 мая 2010 г. N 755
• Общественный контроль
• Положение о деятельности общественных инспекторов охраны животного и растительного мира: утв. Постановлением Совмина 28 мая 2009г., N 688
• Право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды
п.1ст.9 Конвенции
Каждая Сторона в рамках своего национального законодательства обеспечивает, чтобы любое лицо, считающее, что его просьба о доступе к информации…
• не рассмотрена,
• неправомерно отклонена, будь то частично или полностью,
• неадекватно удовлетворена
• в каком-либо ином отношении к его просьбе проявлен несоответствующий подход,
имело доступ к процедуре рассмотрения принятого решения в суде или в другом независимом и беспристрастном органе …»
• Конвенция трактует доступ к правосудию расширительно
Ст. 103. Закона “Об охране окружающей среды”: споры в области охраны окружающей среды разрешаются:
• Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами и (или)
• судом
• Формы доступа к правосудию при решении экологических вопросов по законодательству Республики Беларусь:
Ø обжалование решений и действий, нарушающих экологические права граждан;
Ø иск о возмещении вреда, причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду;
Ø иск о прекращении экологически вредной деятельности.
• 4.Обязанности граждан в области охраны окружающей среды
• соблюдать законодательство об охране окружающей среды;
• повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;
• беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;
• выполнять требования в области обращения с отходами;
• выполнять требования пожарной безопасности;
• соблюдать правила охоты и рыболовства;
• выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом
• выполнять предписания государственных органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;
• возмещать вред, причиненный их действиями окружающей среде.