Начало военной реформы Петра I

Начало государственной реформы Петра I.

От 22 сентября 2005 года

Лекция № 3 по истории России

На прошлой лекции я сказал, что военная реформа выступила локомотивом всего процесса преобразований, дала толчок всей обширной модернизации времени Петра Великого.

1680-90-е годы – создавалась и расширялась регулярная армия, набранная из потешных рот в 1683 году.

Судостроение на Плещеевом озере у Переяславля-Залесского, до весны 1693 года. Этот опыт показал, что Россия способна создать военно-морской флот, потому что там было построено до 100 кораблей русскими плотниками, голландскими мастерами. Рота матросов была создана, проводились маневры.

Реформы прокручивались как бы в миниатюре.

Кожуховские (?) маневры 1694 года. Это село рядом с Семеновским и Преображенским. Там проводились масштабные маневры летом 1694 года. Войска были разделены на 2 армии. В одну вошли стрелецкие полки, в другую полки нового строя. Это была игра-учеба. Обращаю внимания, что этот процесс так называемых игр-потех, он был в то же время процессом настоящих реформ. Это к вопросу о раннем начале государственной реформы Петра I. Была построена переправа через реку, штурм крепости, были даже раненые и погибшие. Это закон больших масс людей.

Маневры вдохновляли солдат. Были назначены потешные генералиссимусы Ромодановский и Бутурлин, которые вышли во главе двух противостоящих армий и начали матерно лаяться один против другого. Остальные слушали и остервенялись. Нужно было завести друг против друга армии.

В Европе такие масштабные боевые маневры.

Определенные итоги реформы были уже в середине 1690-х годов.

Запущен был процесс создания флота. Начальный этап, архангельский 1693-94 годов. Опыт судостроения был успешным. В 1693 году Петр I2-пушечную яхту «Святой Петр». Петр хотел видеть настоящее море и перенести занятия флотом на настоящее море. Матушке он сказал, что едет в Переславль-Залесский на Плещеево озеро, чтоб не волновалась. А сам прибыл в Архангельск и совершил впервые плавание в открытое море. Причем попали в шторм. Это достоверный факт. Когда нужно было провести яхту в бухту, а бухта с узким входом, Петр сам стал к штурвалу и провел яхту между двумя скалами. Первый случай в российской истории – царь вел корабль в Белом море.

Там в музее хранится крест, вытесанный топором самим царем. В основании процарапана надпись «Питер». Сначала думали, что это фальсификация. Нужно проводить анализ.

Этот первый выход в море.

Была построена (?) верфь в устье Северной Двины. На этой верфи царь приказал построить фрегат 24-пушечный «Святой апостол Павел».

Дело в том, что эту линию не разорвать: от потех до настоящего дела. Потешная флотилия в Переславле-Залесском, но точно такой же фрегат строится в настоящем море и теми же голландскими корабельными мастерами, которые работали в Переславле.

В следующем году Петр снова прибывает в Архангельск, туда приходит построенный в Голландии по заказу царя за 30 тысяч ефимков 40-пушечный фрегат «Святое пророчество». Появилась флотилия из 3-х боевых кораблей, на настоящем море.

Постепенно нарастал процесс создания флота. В рукописном собрании в Российской национальной библиотеке мне удалось обнаружить первый известный морской устав Российского флота. Царь написал и дал перевести на английский язык устав. Для научных прозрений нужна определенная эрудиция и кругозор. Нашел сборник, оказалось, что сборник этот это уставное положение, которым пользовался Петр I в 1699 году во время похода … Это тоже неизвестное положение. Обратился к первому положению, оказалось, что это то, которое Петр издал в Архангельске. Этот сборник принадлежал кому-то из наших военно-морских начальников, но неизвестно кому.

Появился первый устав флота, появился флаг. Флаг наверное был и в переяславской флотилии, но он не обнаружен. А архангельский флаг хранится в музее.

Флот вырастал постепенно из потех.

Зафиксировано в двинских летописях, там сказано, что Петр I с архиепископом холмогорским вел многоразумные речи о построении заводов, о развитии мореплавания, об утверждении наук в России. Это показывает, что Петр следовал определенной концепции. Это сознательная линия.

Милюков ставил целью самого выдающегося деятеля российской истории превратить в ноль, в ничто.

Таким образом в середине 1690-х годов определенные итоги налицо. Вехой в развитии государственной реформы стали Азовские походы и создание Азово-Черноморского флота.

Россия с 1686 года находилась в состоянии войны с Османской империей. Петр I жаждал реализовать_______, выход к Азовскому и Черному морям. Это позволило бы поднять хозяйственное освоение богатейшего юга России. Почвы прекрасные, залежи угля были открыты при Петре I.

Это был важный путь к процветанию страны. Петр пытался решить эту насущную задачу: вернуть России выход к Азовскому морю.

Существовала коалиция. Священная лига в составе Австрии, Речи Посполитой и ….

1 этап

Весной 1695 года к Азову двинулась армия из 31 тысячи человек под командованием генералов Головина, Гордона и Лефорта. Петр I находился в должности первого бомбардира Преображенского полка. Задача: овладеть Азовом, образцовой турецкой крепостью, с 7-тысячным янычарским гарнизоном в устье Дона. ……из украинских запорожских казаков, стрельцов, под командованием _________

Обложили Азовскую крепость. Поход закончился неудачей. 5 августа – 25 сентября турки отразили общие приступы русских войск, 29 сентября началось общее отступление от крепости. Причиной неудач:

не было связи, чтоб пресечь связь Азова с морем, откуда доставлялись припасы и силы.

Русские проиграли минно-подкопную войну.

Разноначалие. Отдельные части войск захватывали валы, но действовали несогласованно.

Петр I получил серьезный урок. Неудачи его стимулировали. Петр I был самый выдающийся руководитель в Европе того времени. Рост 2 метра 4 см. Темные волосы, плечи неширокие. Главное в его особенностях психологического склада. Несмотря на царское происхождение, он считал, что должен показывать пример своим подданным лично. Он начал барабанщиком в армии, матросом на судах, в Архангельске он был шкипером, стал вице-адмиралом, адмиралом за победу в Северной войне, генералом.

Когда он был под Ганновером в Германии, он был в гостях у княжон, показал им свои руки с мозолями, они записали, что он владеет 14 ремеслами: солдат, матрос, корабельный плотник, корабельный мастер, артиллерист, хирург (сам себя считал).

Пример лично подавал подданным.

Во время триумфа после Азовского похода шел в торжественном шествии за санями генерала и адмирала Лефорта с непокрытой головой. Москвичи гадали, почему царь так идет?

Рушатся традиционные средневековые стереотипы. Царь без бороды. Борода – это подражание Иисусу Христу. Борода – это то, что отличает православных христиан от безбородых западников.

Петр I бросил жену, красивую Евдокию Лопухину, что не вызывало одобрения, шлялся в немецкую слободу, крутил романы.

Появилась мысль, что царя подменили. Настоящий ли царь? Ходит в голландской одежде. Это вызов обществу. Это воплотившийся антихрист – в 1690-е годы разнеслась такая народная молва. Народ поставил политический вопрос о несоответствии царя царскому месту. Стали говорить, что у царицы в свое время родилась девочка, а ее подменили на этого мальчика. Царь был необычным. Вызов традиционным устоям, разрыв с прошлым.

Петр сумел мобилизовать скудные экономические и производственный ресурсы страны. Ресурсов не было, не было безумных денег, но был интеллект. Вместо гибели великой державы случилось рождение великой державы в исторически кратчайшие сроки.

Сравните, как мы сейчас живем при огромных возможностях. Это из-за отсутствия интеллекта в верхах.

На рубеже 17-18 веков было все наоборот. Как же развивались события?

Итак, Азов не взят. Но причины поражения Петр выявляет и исправляет в следующем году.

Соловьев писал, что Петр I был молодой, неопытный, потом увидел, что Азов надо брать с помощью флота.

Петр I предвидел такой исход, он еще до Азовского похода в начале 1695 года отдал распоряжение в Россию привезти корабельных мастеров из Дании, Голландии. Он все предвидел, он просто не успел создать флот. Поторопился, пошел в поход без галерного флота.

Но в следующем году флот был построен.

Петр I вернулся в ноябре в столицу, в Москву. Указ: Первая программа строительства русского флота для действий на Азовском море. Это было в конце ноября 1695 года.

Соловьев писал, что был консилиум генералов, который это решил. Но я считаю, что консилиум генералов оформляет то решение, которое Петр уже начал реализовывать в начале года, когда он еще в январе послал за корабельными мастерами.

Построили 23 галеры. Галеры это плоскодонные огромные речные струги, с небольшой осадкой, чтобы действовать на мелководье. Первая галера была в 2 мачты, рея, на ней косой парус, и весла. Огромные весла. Могли и в безветрие действовать.

Было 2 огромных корабля галеаса – средиземноморский тип кораблей, что-то среднее между линейным кораблем и фрегатом, «Святой Петр» и «Святой Павел». У них было по 34 весла. Т.е. могли передвигаться с помощью паруса или с помощью весел.

4 брандера – это корабли, которые начиняли легковоспламеняющимся составом, пускали на неприятельские корабли по ветру. На них действовали смельчаки-добровольцы. За это было повышение в чинах, денежные выплаты.

Ко 2-му Азовскому походу Петр I пытался учесть все недостатки первого похода.

Призвал минеров из Австрии.

Во главе был поставлен единый командующий Алексей Семенович Шеин, генералиссимус.

Успех. 18 июня 16____ года турки выкинули белый флаг. 19 июля в панике как стадо баранов выбежали из крепости, часть своих же судов затопили от паники.

Азов взят. Петр отступает с триумфом в Москву. Это первый зримый итог преобразований. Взятие Азова – стране открыт путь к Азовскому морю.

О первой программе создания флота мы уже поговорили.

Победа в июле Петра I подтолкнуло к развитию успеха. Азов – маленький клочок земли, выход к морю. Но Петр желал реализовать программу, хотел выйти в Черное море, а оттуда в Средиземное море. Для этого нужен был более мощный флот. С помощью этих галер можно было ходить только вблизи берегов.

После возвращения войск из 2 похода принимается 2-я кораблестроительная программа, рассчитанная на создание большого флота.

20 октября 1696 года на заседании боярской думы Петр выступил с обоснованием военно-морской программы, потому что она большая. В рамках государства со слабой финансовой базой, с неразвитой экономикой, это огромная тяжесть на население. Поэтому он это обосновывается. Говорит, что нельзя упускать выгоды, которые дала фортуна.

Бояре промолчали. Умные, но консерваторы. Большинство господствующего класса все это не одобряло. Петр осуществлял программы модернизации вопреки воле большинства господствующего класса и вопреки воле народа. Это одна из интересных характеристик этой реформы.

Верхам не нравилось, и низам не нравилось. Оцените политическую волю Петра I. Петра I некоторые называют волюнтаристом. Что его начинания не соответствовали основам, предпосылкам. Он шел вопреки.

Это все концепция Милюкова и его продолжателей Павленко и Анисимова. Я с ними нахожусь в непримиримом противостоянии. Наука развивается через борьбу точек зрения.

20 октября на заседании Боярской Думы утверждается программа. Морским судам быть. 4 ноября 1696 года определили, сколько кораблей строить. По ней первоначально стали строить 52 больших корабля. Это масштабное строительство флота.

Строили традиционным русским способом. Собиралась артель плотников, был руководитель. Купец давал деньги. Получили деньги и строят следующий корабль. Образовали кумпанства (компании). Каждое кумпанство строило 1 корабль. 52 кумпанства для постройки 52 кораблей. Во главе кумпанства стоял боярин, или митрополит, архиепископ. Строили от числа крестьянских дворов во владении феодала. Светские феодалы объединялись в одно кумпанство. 1 кумпанство светских феодалов должно было владеть 5 тысячами крестьянских дворов. 1 кумпанство духовных феодалов владело 8 тысячами крестьянских дворов. От киля до оснащения корабля парусами и пушками, найма на него матросов и офицеров – все должны были сделать эти кумпанства. Это особый налог.

Строился флот, рассчитанный на борьбу с Турцией в открытом море. Специальное военно-морское ведомство появилось – приказ морского флота. И адмиралтейский приказ появился. Т.е. рождались и органы, через которые шел этот процесс руководства создающимся флотом.

Корабли строились очень разномастные. Пытались раздавать образцы корабельных деталей, предписывать размеры, но одни получились пузатые, другие длинные и тонкие, не выдержан был вес, притом они быстро трескались и гнили.

Так как корабли строились в спешке и с издержками, историк Анисимов пытается это дело объявить волюнтаризмом.

Я считаю, что это попытка за деревьями не видеть леса. Все корабли сгнили, но этот флот сгнил в 2 раза быстрее, чем те корабли, которые строились на западе. Однако Россия стала морской державой.

Некоторые даже обвиняют Петра I, что он сгубил дубовые леса для постройки кораблей. Что новые дубовые леса выросли не из желудей, а из пеньков.

Руководили постройкой кораблей иностранные мастера, а плотники, кузнецы и т.д. были русские.

Один корабль назывался «Три рюмки», а девиз корабля был «Во всем нужна мера». Корабль «Отворенные врата», символизировало, что Россия открыла себе на море дорогу.

Флот был построен к весне 1699 года. Корабли были настоящие, по европейским технологиям, но совершенно разномастные.

В 1699 году этот флот был выведен в Азовское море. Было 10 кораблей. 22 русских матроса из Холмогор, остальные – голландцы, греки, датчане, македонцы, итальянцы. Устав был написан на голландском языке. Устав был сделан из английского уставного положения, созданное в 1692 году. Из него Петр I сделал выборку, сократил, извлек. Начиналось через заимствование.

Офицеров русских: сам Петр I на «Отворенных воротах» и генерал Апраксин, Головин. И все. Остальные все иностранцы. На кораблях Преображенский и Семеновский полки проходили обучение.

Завершилось дело тем, что на 20 мая 1723 года иностранцев было только 5 человек.

Т.е. это заимствование (по-злому обезьянничанье). Но раз ничего не было, надо было с чего-то начинать.

Начало было такое противоречивое. Этот флот пришел в Керчь. 10 кораблей, 4 казацких струга. Военно-морская демонстрация. Петр I вышел на берег. Ему очень понравилась Керчь, он стал негодовать, что по итогам мира с Турцией Керчь не передали России.

На этом маленьком участке отвоеванного побережья была создана непосредственно на море база флота в 1698 году – Таганрог. То есть появилась база флота. Начало было положено. Россия стала военно-морской державой. Один из кораблей пришел прямо в Константинополь, бросил якорь. Впервые со времен Олега, с 907 года русский корабль бросил якорь в проливе Босфор. Там были курьезы. Командир корабля был голландец, любил выпить. Встретился там со своими земляками, закутил, и ночью стали стрелять по городу Стамбулу с корабля. Возник международный конфликт.

Эти военно-морские демонстрации помогли. 3 июля 1700 года был подписан Константинопольский мирный договор. Договор этот был своеобразным компромиссом. Потому что Россия оказалась брошенной своими союзниками один на один с Турцией.

России достались: Азов, Таганрог, ________ пролив и право прохода торговых кораблей через Босфор в Дарданеллы. В известной мере договор не решил главного: экономику юга России не поднял. Но Петр стремился к этому договору, чтобы освободить себе руки для войны на Балтике.

Одновременно делаются решающие шаги и в военной реформе. Это указы о формировании регулярной армии, о наборе. 8 и 17 ноября 1699 года.

8 ноября 1699 года – указ о том, чтобы в службу брать вольных людей, кто добровольно захочет служить.

17 ноября 1699 года – принудительный набор _______ людей.

Набрать хотели 50 тысяч пехоты регулярной армии, 25 тысяч конницы.

Такая армия была создана в своей основе к началу Северной войны.

Таким образом, к исходу 17 века процесс реформ набирал обороты. Были сделаны первые шаги к индустриализации страны, стали создаваться первые крупные промышленные предприятия, построен черноморский флот, решающие шаги к преобразованию армии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: