Становление России как военно-морской державы на Балтике при Петре I

Петр личность гениальная. Блеск его гениальности проявляется в равных отношениях, в частности в его подходе к становлению России как военно-морской державы. В основном Россия развернута к Северно-Ледовитому океану и Тихому, где не основная масса российского населения проживает. И должно преобладать, казалось бы, сухопутное мышление. А у Петра I взвешенно мышление. Как он написал в предисловии к Морскому уставу, опубликованному и напечатанному в 1720 году, всякий государь, который только сухопутное войско имеет – одну руку имеет, а кто флот имеет – обе руки имеет. Он понимал, что флот - важнейший инструмент во внешней политике, усиливает вес и влияние страны. Создание флота при Петре I – это принципиальная новизна, прорыв. В древней Руси были морские ополчения, морские корабли, но древние, типа морских стругов.

В Европе нового времени флоты создаются на других основах, проектирование идет от пушки, а все остальное подгоняется под морскую артиллерию.

В России были промысловые суда, но на них пушек не установишь.

Отец Петра I, Алексей Михайлович, попытался создать флотилию на Каспийском море, но это не получило продолжение, было построено только 2 корабля, да и то они сгнили после восстания Степана Разина.

А при Петре I Россия становится одной из ключевых морских держав. Флот - любимое детище Петра, он очень этим гордился.

И если в конце XVII века был сделан первый шаг в этом направлении, была построена эскадра в Таганроге, но в начале 17___ года после неудачной войны с Турцией, флот прекратил существование. А как одна из ключевых морских держав Европы, Россия стала при Петре I на Балтике.

Петр I не плетется за событиями, а упреждает события. Он начал создавать балтийский флот еще до получения выхода на Балтику, потому что флот быстро не создашь, и нужно защищать побережье. Основа флота, первая базовая верфь, открылась 24 марта 1703 года…

… удобное место, чтобы строить корабли и спускать их на воду. Там места сезонного промыслового торгового кораблестроения местных жителей. Поэтому и название Лодейное Поле. Строили ладьи, и другие суда. В этом месте открылась первая базовая верфь 24 марта 1703 года. По указу Петра I были заложены первые корабли будущего балтийского флота. Выхода на Балтику еще нет. Первый фрегат 28-пушечный получил название «Штандарт» в честь того, что с возвращением выхода на Балтику на царском штандарте желтое полотнище, на нем двуглавый орел,… Экипаж был около 120 человек, не поймешь, где они там располагались.

Одновременно было заложено 4 буера с голландскими названиями «Денежный мешок», «Перевозчик пива», …

Недавно выяснилось, что балтийский флот изначально строился по программе. Все ведущие петроведы считали, что Петр бессистемно проводил свою государственную реформу. Они хотели принизить Петра. А Милюков делал это из политических соображений, хотел принизить самодержавие, пытался доказать, что даже самый выдающийся правитель – все равно чистый ноль, не говоря уже о других.

Я с этими товарищами – Милюковым, Анисимовым и Павленко, по всем позициям расхожусь в понимании петровской реформы. Они говорят о хаотическом характере реформ.

Первая программа была найдена в архиве о строительстве флота на Балтике. Получается, что флот строился по плану.

Я защитил кандидатскую диссертацию о строительстве балтийского флота при Петре Великом. У меня был оппонент Г.А. Некрасов из Москвы, он говорил, что Кротов обнаружил кораблестроительную программу 1707 года. Но была ли программа в 1703 году? Я оправдывался, что такую программу не нашел. Но после защиты диссертации, работая в Москве в архиве древних актов, в личном кабинете Петра Великого, в описи значится список балтийского флота 1704 года. Я заказал список флота. Там перечислены типы кораблей и их количество. 12 фрегатов, 10 шняв, 10 галер, 6 буеров, 1 буерс и т.д. Я обнаружил, что это не список флота. В списке флота должны быть названия кораблей, сколько человек, сколько пушек. Когда есть определенный кругозор, может сработать мысль: имеющиеся знания не соответствуют тому, что человек видит. Это надежный документ, не датированный. Мысль озарила. Я знал о процессе строительства флота, так как защитил об этом диссертацию. Я смотрю: 12 фрегатов и было построено, 10 шняв и было построено, 10 галер хотели построить, но построили 8 и т.д. У меня сработала мысль, что это не список, а первая программа строительства флота, по которой флот и начали строить. Выяснилось, что эту программу мог принять Петр в феврале-середине марта 1703 года. И по этой программе начали строить балтийский флот.

Так что в истории важно думать. Многие видели этот список, но никому не приходило в голову, что это программа.

По первой программе стали строить флот. При строительстве флота на Балтике учтен был опыт строительства азово-черноморского флота, в том числе и отрицательный. Там корабли были все разнотипные, не удалось обеспечить их стандартизацию. А это признак регулярности, правильной организации флота. Теперь все корабли строились сериями.

Цель первой кораблестроительной программы: обеспечить защиту со стороны моря СПб. Цель скромная. По сути, это небольшая эскадра, 12 фрегатов, они имели на вооружении от 28 до 32 пушек. Фрегаты были 3-хмачтовые, шнявы 2-хмачтовые. Петр сразу же оценил значение галерного флота, гребно-парусного для мелководного Финского залива, да и вообще Балтика мелководна, много шхер, островов, узких протоков. Удалось установить, какие они были. В архиве я нашел росписи, что было на этих галерах до мельчайших предметов, вплоть до ложек. Первые 7 галер, строившиеся в 1703-1704 годах имели длину от 36 до 40 метров. Они были однотипные, но небольшие различия были. Вдоль бортов галер шли уключины, к которым прибивали весла. От одного бруса до другого было 6,5 метра. Глубина трюма 3 метра. Посередине галеры шел помост из дерева, по краям этого помоста были скамейки для гребцов. На каждой лавке сидело по 6 человек. Длина весла 13 метров 20 см. Вес 96 кг. Первыми гребцами были каторжники. Вдоль борта каждой галеры было 30 весел. Гребля должна быть согласованной. По помосту (куршее) ходил боцман, у него была серебряная дудочка, ею он подавал сигналы.

Тип этих судов пришел из Средиземноморья. В России их стали строить греки, бежавшие из Османской империи. Ехали из Далмации, хорваты, словенцы, греки. Первые гребцы имели форму, красные шапочки, белые одежды. Лавки назывались «адовые», из-за тяжелой работы.

Гребля должна была быть единовременной. Экипажи галер могли доходить до 500 человек. Уголовник за голень были прикованы кандалами. У боцмана был длинный хлыст, которым он бил отлынивающих. А за неповиновение – по голове, и за борт, это по венецианскому уставу. Сначала матросы были греки и итальянцы, а потом и русские появились.

Около 150 человек – русские солдаты, абордажная партия. Галеры могли действовать и в штиль, на гребле, и на ветре, потому что у них были паруса. Солдаты полюбили ездить на галерах. Пешком-то было тяжело, а тут плывешь себе под парусом. На ночевку обычно приставали к берегу.

Петр опередил здесь всех остальных правителей в северной Европе. Ни в одной стране северной Европы до Петра I не было создано такого многочисленного галерного флота. Он первым оценил выгоду. Потом стали строить галеры меньших размеров, и гребцами на них были уже русские солдаты. Это было удобнее, потому что они же и были десантными партиями. Это были бригантины, полугалеры. На полугалере за веслом сидело 4 человека, на скампавее – 3, на бригантине – 2. Галеры легко приставали к берегу, действовали на мелководье, в шхерах. Шведы ничего серьезного не могли противопоставить галерному флоту, а когда спохватились – было уже поздно.

Вскоре была построена базовая Адмиралтейская верфь в Санкт-Петербурге. 5 ноября 1704 года. Здание современного Адмиралтейства, буквой «П», повторяет ту форму, которая была при Петре I. Это форма старых русских промышленных предприятий. Основные силы российского флота были там и построены. Это огромные затраты госбюджета. Было построено линейных кораблей с 1710 по 1724 год 34 корабля. По заказу за границей – 5 линейных кораблей, и приобретены за границей еще 13.

Первая программа кораблестроительная была выполнена к 1707 году. Она решила задачу, шведы были отбиты от острова Котлин в 1704, 1705 годах. Этот флот защитил морские подступы к СПб, шведы больше не рисковали нападать.

В 1707 году – новая кораблестроительная программа, для обычного человека может показаться глупым, но если просчитать на несколько ходов вперед – то получается гениальное прозрение. Гениальность обычно абсурдна. Обычный человек будет над гениальностью смеяться.

В 1707 году, когда Карл XII двинулся в свой знаменитый русский поход из Саксонии, вся Европа считала, что Россия будет разделена на княжества. В этот момент обычная логика подсказывает, что нужно концентрировать ресурсы на укреплении сухопутной армии, но Петр выделяет огромные ресурсы, чтобы реализовать программу строительства Балтийского флота. С его помощью Россия завоюет господство на Балтике и принудит Швецию к выгодному для России миру.

В ноябре 1707 года была принята 2-я кораблестроительная программа, предусматривающая строительство 27 линейных кораблей. 3– 8-пушечные, 12 – 70-пушечных, 12 – 50 пушечные и т.д. К 1715 году флот был создан.

Кампания 1718 года показала, что русский флот уже самый сильный на Балтике. В море вышли 25 русских линейных кораблей, почти 1500 пушек. Свыше 9 тысяч матросов только на кораблях. А были еще фрегаты, галерный флот. Русский флот больше и сильнее, чем шведский и датский.

Для подготовки кадров флота математико-навигацкая школа в Москве 14 января 1701 года была создана. Потом она была переведена в СПб, с октября 1715 года функционировала как морская академия.

Я нашел тетрадь-конспект в архиве, где было написано: сия тетрадь по тригонометрии ученика Ивана Кунчукова. Я проследил судьбу этого человека. У нас программа была на уровне наук за рубежом.

Опыт Северной войны отразился и в морском уставе. Первые уставные положения это извлечения из иностранных уставов. Даже они издавались на голландском языке. А русский морской устав 1720 года в основном это русский опыт и русские тексты.

Более того, корабли такие строились, что англичане говорили, что не хуже, чем у них, а отделка еще лучше. Петр создал неизвестные раньше кораблестроительные регламентные положения. Выяснилось, что русская техническая мысль обогнала английскую на 20 лет. В России был период быстрого роста, а в Англии – упадок. Формировалась русская кораблестроительная школа.

В 1721 году русский флот делит по силе 2-3 место в Европе, наряду с французским. По техническим данным русский флот лучше, чем шведский, датский, голландский.

Кронштадт стад базой русского флота на Балтике.

Французский дипломат писал: мы просмотрели рождение сильной морской державы, великой морской державы севера. С помощью флота удалось победоносно завершить Северную войну. С 1713 года – это редкий случай в истории России, когда флот играет решающую роль. С 1713 года Северная война в основном совершалась действиями флота, потому что нужно было действовать на другой стороне Балтики, против Швеции и на море.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: